Вы здесь

«Я научиласьлюбить их,как родных детей»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Я научиласьлюбить их,как родных детей»

Эту обаятельную невысокую женщину с карими глазами часто окружают подростки. Одни называют ее по имени-отчеству, другие - тетей Розой или просто Розой, но обязательно на «вы». Она согласна на любое из этих обращений, тем более, что еще достаточно молода (ей меньше 40 лет), поэтому у нее нет возрастного барьера в общении с ребятами. Многим эта женщина как вторая мать - особенно если это дети из неблагополучных семей, или друг, с которым можно поделиться секретами, и он всегда терпеливо выслушает, даст дельный совет, предостережет от ошибок.
Роза Теймуровна Баранова - президент ставропольской краевой общественной организации «Открытый дом - Детская служба спасения», а мальчишки и девчонки, с которыми она уже много лет работает, принимает участие в их судьбах - это ребята с ограниченными физическими возможностями, проще говоря - инвалиды. Но они хотят быть такими же полноценными в обществе, как их здоровые сверстники, и мама Роза (так ее тоже называют), насколько может, помогает им подготовиться к самостоятельной взрослой жизни.

Впервые о Р. Барановой я услышала в краевом отделении Российского фонда милосердия и здоровья, когда ее назвали в числе победителей краевой акции «Одолевшие судьбу». Участниками акции являются инвалиды сильные духом, сумевшие найти свое место в жизни, не покориться трудным жизненным обстоятельствам. У Розы инвалидного «статуса», к счастью, не было, но «фондовцы» тогда отметили, не побоюсь громкого слова, ее материнскую самоотверженность. На своей собственной судьбе эта женщина в полной мере испытала, что значит - иметь в семье ребенка-инвалида.
...А все начиналось так прекрасно! Закончив в Азербайджане среднюю школу, девушка села в поезд и отправилась в Ставрополь, чтобы поступить в пединститут. Здесь уже «бросил якорь» один из ее братьев, так что ехала в чужой город без особой опаски. В первый год в вуз Роза не попала, хотя потом она его все равно закончила. Зато рано выскочила замуж - любовь, ничего не поделаешь. В 19 лет уже родила сынишку Тимура - сколько было тогда радости в их семье!
Жизнь шла своим чередом, ребенок рос, делал первые шаги, лепетал первые слова. В год и 8 месяцев ему сделали какую-то очередную прививку, после которой, по словам матери, и начались все беды. Правда, перемены в ребенке сразу никому не бросались в глаза. Но однажды, когда мальчику шел третий год, в гости к Барановым пришла знакомая - педагог по образованию, курирующая специнтернаты. Она заметила, что Тимур чересчур внимательно смотрит в лица тех, кто его зовет. И посоветовала обратиться... к сурдологу.
- В краевой больнице мы попали к очень квалифицированному врачу Галине Калистратовне Кржечковской, - вспоминает Роза Теймуровна. - Она тщательно проверила у сына слух и буквально ошарашила новостью: Тимур глухой. Мне в тот момент показалось, что погасло солнце, я не знала, что делать и как дальше жить.
Врач успокаивала: «Не отчаивайтесь, с таким диагнозом дети нормально развиваются, им можно помочь. Глухие ребята, как правило, более настойчивые, хорошо учатся, овладевают иностранными языками...» Но на это можно спокойно реагировать, если речь идет о чужом ребенке. А если о своем - тут материнское сердце никаким уговорам не поддается.
Но надо было держать себя в руках, трезво оценить ситуацию и взяться за лечение и развитие сына. «Мы лежали с ним в разных клиниках, - говорит Роза. - Нам тогда очень помогли в лоротделении краевой детской больницы - приостановили разрушительный процесс, но больше ничего сделать не смогли: восстановить погибший слуховой нерв невозможно». От отчаяния семья прибегала к услугам разного рода целителей и экстрасенсов - увы...
В это время в Москве, в Центре сурдологии и слухопротезирования, в порядке эксперимента опробировались новые немецкие методики. Тимур идеально подходил под эксперимент, поскольку был практически здоров, за исключением слуха. Хирурги предложили матери сделать ребенку операцию. Но для этого надо было оставить сына в столичной клинике не на один-два месяца, а на целых три года. К тому же одного, без родителей. А кроме того - найти 25 млн. рублей на такое лечение. Это было в 1992 году, когда все в стране рушилось и неоткуда было ждать материальной поддержки.
От участия в эксперименте Барановым пришлось тогда отказаться и вернуться домой. А потом супружеская жизнь дала трещину, и Роза осталась одна с ребенком. Хорошо, что рядом была любящая внука свекровь - она, как могла, поддерживала.
Через пару лет, когда мальчику было лет шесть, мать снова повезла его в тот же московский Центр. И уже решался вопрос о госпитализации, но в последний момент пожилая женщина из обслуживающего персонала шепотом сказала Розе: «Не соглашайся. Еще неизвестно, как все закончится, а глухие дети трудолюбивые и талантливые».
И снова мать с сынишкой сели в поезд и отправились домой. И стали после этого жить по-другому. Тимур пошел в детский сад № 12 для глухих детей. Там с ним активно работали специалисты, а дома - мама с бабушкой. Они даже ухитрились определить мальчика в ДДТ, в кружок по моделированию. Используя слуховой аппарат, Тимур развил свой интеллект, увлекся рисованием, научился играть на аккордеоне. В этом году он заканчивает 36-ю школу-интернат и собирается поехать в специализированный учебный центр в Ленинградской области, чтобы стать дизайнером. На вид это обычный юноша, ничем не отличающийся от своих сверстников. Розе Теймуровне, конечно, не хочется отпускать сына так далеко, но что поделаешь - сама ведь учила его быть самостоятельным.
Впрочем, учила и учит она этому не только его одного, а многих ставропольских ребят. Когда сам пройдешь через какую-то беду - лучше понимаешь чужое горе. По характеру Р. Баранова человек деятельный, по разным вопросам часто обращалась в мэрию, в тогдашнее краевое управление социальной защиты населения. Ее там приметили, и однажды заместитель начальника управления М. Ширанович предложила: «А что если создать ассоциацию родителей детей-инвалидов? Руководитель в вашем лице уже есть. Подумайте».
Подумали и создали. Было это 13 лет назад. Тогда здоровые люди потеряли опору в жизни, а что говорить о семьях, где есть ребятишки с ДЦП, слепые, глухие, онкологически больные дети?
- Права таких детей нарушались повсеместно, - рассказывает Р. Баранова. - Невозможно было получить лекарства, санаторную путевку, не соблюдались льготы при оплате за жилье, коммунальные услуги. Все это приходилось отстаивать, идти к мэру Ставрополя М. Кузьмину, в управление социальной защиты.
За свою историю общественная организация несколько раз меняла название. Со вторым - «Дети-инвалиды» - позднее не согласились сами ребята. Ну зачем подчеркивать эту особенность, зачем бить на жалость и участие? Нет, даже в названии должно быть что-то оптимистическое, жизнеутверждающее. И в 2003 году появилась Ставропольская краевая организация «Открытый дом - Детская служба спасения».
- Меня часто спрашивают: от кого вы спасаете детей? - при увлеченном рассказе в темных глазах Розы зажигаются искорки. - В первую очередь, от них самих. Не надо делать акцент, что это инвалиды. Они просто другие дети, и подход к ним должен быть иным. Все время родные или спонсоры помогать им не будут, ребята должны сами научиться жить в обществе. Я часто им говорю: не обязательно поменять мир вокруг себя, это трудно, но можно самому поменяться. Можно без конца повторять, что в жизни все плохо, а можно - что завтра будет лучше, чем сегодня. Но если ты сам приложишь к этому свои руки.
Меня всегда радует замечательная девочка Маргарита, у которой детский церебральный паралич, но она пишет сказки и готова любому помочь. За эти 13 лет я пересмотрела свои взгляды. Вначале хотелось опекать и защищать детей-инвалидов, а сейчас стараюсь помочь им стать людьми. Ведь можно впустую прожить жизнь, получая пенсию от государства. А можно научиться жить интересно, с пользой, и тебя будут уважать...
И ведь правда: мир станет добрее, если ты сам будешь добрым. Два года члены организации опекали старика-бомжа - он 15 лет обитал на железнодорожном вокзале. Поселили на даче Барановых, подкармливали, потом определили в Свистухинский приют. Там ему начали оформлять документы на инвалидность, но старик не дождался - умер. Ребята переживали...
Превратиться в инвалида сейчас очень легко, но важно не просто помогать, а стать кому-то опорой. Поэтому в организации действует школа лидера. Когда в одной из средних школ Ставрополя одноклассники стали обижать девочку с недостатками в развитии, мальчишки и девчонки нашли способ, как ей помочь. Купили торт, взяли игрушки-хлопушки, связку ярких гелевых шаров и пошли в класс поздравлять девочку в Днем рождения. Отношение сверстников сразу же изменилось - они увидели, что у нее много друзей, и прекратили свои издевательства. Надо ли говорить, насколько важны такие уроки?
Вместе с Розой Теймуровной подростки взялись за спасение природы. Летом бок о бок с членами экологической организации «АКВА» (г. Новороссийск) они вот уже несколько лет подряд очищают Черноморское побережье от мусора. С большими полиэтиленовыми пакетами ходят по пляжу и собирают пластиковые бутылки, коробки, бумагу. Едут на заказном автобусе, живут в палатках, еду готовят на костре. А вечером, после работы, мальчишки и девчонки превращаются в бродячих артистов, выступают с концертами. От желающих участвовать в акции нет отбоя: если первый раз в поездку отправились 13 детей, то в 2006 году уже 32 человека.
А с ноября прошлого года президент и ее подопечные приступили к проекту по профилактике безнадзорности. Общественная организация победила в конкурсе и получила 2500 долларов от Южного регионального ресурсного центра. Проект осуществляется на базе детской больницы г. Невинномысска. Вместе с депутатом городской думы Н. Остроумовой разрабатывается нормативно-правовая база. Дело в том, что в городской больнице в два раза больше стало «отказников». Но с ними практически не работают воспитатели, педагоги, хотя многим детям необходима психологическая коррекция.
- Я где-то вычитала мудрое изречение, - улыбается Роза. - Если поделиться своей радостью с другими, то эта радость умножается. А если поделиться горем или бедой - они уменьшаются. По таким принципам мы и живем. За это время я научилась любить чужих детей, как своих, а это не просто.
В прошлом году подопечные Р. Барановой участвовали в кинофестивале «Кино без барьеров» по проблемам инвалидов. А сама Роза Теймуровна была приглашена на саммит руководителей общественных организаций со всего мира, проходивший в Москве. Говорит, что такие встречи зажигают энергией, рождают новые интересные идеи.
...В небольшой квартире Барановых всегда тесно - приходят дети и их родители, друзья Тимура, просто люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. У кого-то конфликт в семье, кто-то из подростков «мучается» первой любовью, кому-то негде переночевать... И каждый знает: здесь перед ним никогда не закроют двери. Поэтому стучат в любое время суток.

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)