Вы здесь

Учить или сидеть – выбор информационного пространства России

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Учить или сидеть – выбор информационного пространства России

Глобальная информатизация захлестнула Россию еще в середине 1990-х годов. Начиналось все с умельцев, которые из набора запчастей собирали первые простенькие компьютеры, в то время как их дети в школе со священным трепетом подходили к допотопным, по сегодняшним меркам, машинам.

К новому веку во всех более-менее крупных городах и продвинутых школах уже существовали хорошо оснащенные компьютерные классы, дети чуть ли не с младенчества становились продвинутыми пользователями и очень часто помогали родителям работать на неизвестных последним машинах. Несмотря на достаточно быстрое присоединение россиян к глобальному мировому процессу информатизации, у наших пользователей сформировался ряд чисто российских черт обращения с неприкосновенными для европейца правами собственности на программное обеспечение.
Может, все дело в нашем традиционном «коллективистском» духе, когда детей с младенчества приучают делиться игрушками с друзьями, а здоровый собственнический интерес клеймят позором и обидным словом «жадина». Поэтому, у нас никому и в голову не придет платить деньги за то, что можно попросить у друга, а после передать родственникам, которые тоже хотели обновления на Касперского или новую Винду. А может, все дело и в том, что глобальная компьютеризация далась и дается нам настоящими кровью и потом. Чтобы позволить себе купить детям компьютер, нашим гражданам приходится жертвовать зимними сапогами, летним отдыхом, не говоря о различных деликатесах. А ведь покупка компьютера с лицензионным программным обеспечением обходится чуть ли не в два раза дороже «обычного». Последнее – это когда все необходимые программы вам устанавливает знакомый или друг знакомого. Или же, что представляется вообще нонсенсом, работник магазина (который должен бы ратовать за законность и соблюдение авторских прав), где вы покупали «железо», и, естественно, за дополнительную плату.
Поскольку, у большинства из нас программным обеспечением на домашних компьютерах и не пахнет, это воспринимается как норма и нечто само собой разумеющееся. Соответственно, и на компьютерах в организациях лицензионная операционная система – большая редкость. Не удивительно, что появившаяся в прессе информация о возбуждении уголовного дела в отношении директора сельской школы в Пермском крае, обвиненного в причинении ущерба компании «Майкрософт», вызвала недоумение. На компьютерах в его школе обнаружили нелицензионные программы! На взгляд широкой общественности само то, что в сельской глубинке в небольшой школе были обнаружены компьютеры – уже большое достижение, за которое директору премию нужно выдать, но никак не отдавать его под суд. Дебаты по телевиденью и в интернетовских чатах продолжались в течение всего слушания дела Александра Поносова, пока суд не вынес компромиссное решение - закрыть дело в силу его малозначительности.
Кажется, все закончилось ничем. Наличие «краденого» программного обеспечения в образовательных учреждениях было одобрено «прецедентом». Но, наоборот, дело Поносова дало толчок волне проверок в средних общеобразовательных учреждениях. Министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил, что необходимо сделать все, чтобы в других школах подобные истории не повторялись. В российские школы были разосланы письма из министерства образования с требованием проверить программное обеспечение компьютеров и при обнаружении «пиратского», заменить его на лицензионное. Дмитрий Медведев провел совещание, на котором обсуждался вопрос об организации лицензионной поддержки программного обеспечения в компьютерных классах. Был предложен проект внедрения в школах лицензионного базового набора программного обеспечения, куда должны входить операционная система, пакет офисных приложений, антивирусное ПО, а также электронные учебные энциклопедии.
Но проект проектом, до его утверждения и реализации могут пройти годы. А компьютеры в школах востребованы сегодня.
Как же из ситуации выходят ставропольские образовательные учреждения? Насколько нам стало известно, руководители многих учебных заведений серьезно перепугались и активно начали закупать и устанавливать лицензионные программы. Но если бюджет, например, вузов, позволяет в кратчайшие сроки перейти на законные рельсы, то что делать школам, где зачастую простое оснащение компьютерами класса представляется нереальным.
Как отвечали нам в школах, куда мы обращались с вопросом о решении проблемы лицензионного ПО, «в тюрьму никто не хочет», поэтому в течение ближайшего времени все компьютеры будут оснащены законными операционными системами и программами.
Так, в пятом лицее краевого центра уже большая часть оборудования имеет лицензионное содержание. Еще пять лет назад в рамках одной из президентских программ школа получила технику с уже установленными «правильными» программами. Пару лет назад количество компьютеров с лицензионным ПО пополнилось, поскольку учебное заведение выступало как экспериментальная площадка для внедрения новых методов обучения. Тем не менее, на сегодняшний день часть компьютеров нуждается в замене пиратских копий. Еще одна немаловажная проблема – лицензия на полученных в рамках различных госпрограмм компьютерах распространяется только на Windows, то есть операционную систему. Но, по словам заместителя директора лицея №5 Ларисы Шишкиной, этого мало, ведь современного школьника необходимо обучать работе в различных специализированных программах, которые стоят достаточно дорого и не входят в комплект поставленного школе ПО.
В школе № 24 г. Ставрополя из двух компьютерных классов, по словам директрисы, в работе сегодня лишь один в связи с нехваткой лицензионных программ. Сейчас преподавание информатики в учебном заведении начинается с 8 класса. Возможно, со следующего года, с введением в строй второго класса, дети будут знакомиться с компьютерами уже в начальной школе.
Большие надежды руководство школы возлагает на помощь государственных органов. Представители управления образования уже получили всю необходимую информацию о потребностях конкретного образовательного учреждения и обещали принять меры для решения проблемы.
Грамотный выход из «нелицензионного» положения нашли в школе №1 краевого центра, в которой кроме специализированного класса компьютерами оснащены и другие кабинеты – для работы учителей. При нехватке средств на лицензионный офис здесь устанавливают так называемое free ПО - бесплатные программы. К сожалению, не существует бесплатных операционных систем, поэтому закупают более дешевые Windows XP Home Edition. А еще анализируют предложения расширившегося рынка продаж программного обеспечения, выбирают наиболее приемлемые цены и в результате довольно успешно и, что немаловажно, дешево приобретают необходимые пакеты программ. Для примера приведем стоимость антивируса лаборатории Касперского для образовательных учреждений: комплект на сто компьютеров обошелся школе в 932 рубля! Согласитесь, ненакладно. Получается, широко раздутая проблема решаема. Главное, найти правильный подход, принять во внимание все льготы на ПО для учебных заведений. Но не будем отрицать, что даже в первой школе часть средств на установку необходимых программ скорее всего будет изыскиваться из кармана родителей учеников.
Вообще, большинство школ Ставрополя финансовую проблему приобретения лицензионного ПО собираются решать за счет «совместных усилий собственно школы и спонсоров». Последними, естественно, выступают родители, на плечи которых и лягут затраты по замене пиратских программ.
Получается, что государственная по масштабам проблема будет решаться за счет простых людей. Никто в этой ситуации не может упрекнуть и школьную администрацию – желание преподавать на должном уровне информационные дисциплины сталкивается с нежеланием оказаться обвиненными в уголовном преступлении (заметим, что директору Пермской школы по закону грозило до пяти лет тюрьмы). Переход к новому – законному – информационному пространству в России может получиться таким же быстрым как и всеобщая компьютеризация в 1990-х – начале 2000-х годов и таким же материально тяжелым для обычного человека.

Ольга ТЫШЛЯР.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет