Вы здесь

Это было недавно, это было давно

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Это было недавно, это было давно

1968 год. Нас, курсантов, привезли на аэродром Ставропольского аэроклуба, предстояло изучить и научиться летать на вертолетах МИ-1.

Разгар лета, виды чудесные, вертолеты, как большие стрекозы, стоят на зеленом поле. Палатки, в них грубо сколоченные нары. Набили соломой матрацы и наволочки - постель готова. Мы - не новички, до этого летали на самолетах ЯК-18 в Ессентукском аэроклубе, теперь переучиваемся на вертолеты. Наша летная подготовка осуществлялась через военкоматы и приравнивалась к службе в армии.
Начались будни, сначала теория, потом практика - полеты на вертолетах.
Молодость. Вечером в палатках оживленные разговоры, смех, потом все стихает. Охранник идет мимо палаток, с ним малолетний сынишка, хнычет. Отец его успокаивает: «Не плачь, завтра в лесу тебе комаря поймаю». Пауза, потом такой хохот. Позже эта фраза среди курсантов оказалась крылатой: «Я тебе в лесу комаря поймаю».
Как-то мы узнали, что недалеко от нас находится пионерлагерь. Втроем, одев летные куртки, нацепив на пояса шлемофоны, на груди - значки с цифрой «100». Это означало, что каждый из нас прыгнул с парашютом 100 раз, хотя на самом деле у каждого было по 2 прыжка. Ну, хочется пустить пыль в глаза!
В лесу нас встретили пионеры, мы им объяснили, что ищем парашют, который потеряли сегодня во время полетов. Конечно, пионеры с энтузиазмом бросились искать этот парашют. Немного погодя, мы поинтересовались у пионеров: есть ли у них пионервожатые? Позовите нам троих. Знакомство, пионервожатые-студентки, будущие учителя. По вечерам, после отбоя, мы бегали к ним на свидание в лесу.
Романтика. Полная луна бесцеремонно пялилась на нас: а чем они там занимаются. На небольшой поляне копна свежего сена. Оттуда доносится: «Не жалею, не зову, не плачу...» Это Володька, рослый, красивый парень по прозвищу «Грузиночка», громко выкладывался перед студенткой, демонстрируя свой недюжинный интеллект. Возвращались по узкой лесной тропинке, он ворчал: «Засыпал ее стихами - ноль эмоций, какая-то неподдающаяся».
Как-то на летном поле оказался среди нас молодой парень. Вникал во все подробности полетов на вертолетах. Мы удивлялись: не собирается ли он летать вместе с нами. Оказалось, что это журналист краевой молодежной газеты. Через некоторое время в газете «Молодой ленинец» появился большой очерк о нас. Автор - Виталий Задорожный. Очерк понравился всем.
Вот уже и лето подошло к концу. Пионерлагерь закрыли, наши студенточки перебрались в Ставрополь. Утром на аэродром лег густой туман, не видно рядом стоящих вертолетов. У одной из наших студенток сегодня день рождения. Полетов не будет, и мы решили уйти в самоволку. Решили - сделали. От аэродрома до города примерно час-полтора ходу. На полпути туман неожиданно рассеялся, в небо стали подниматься вертолеты. Возвращаться назад бесполезно, наше отсутствие уже засекли. Семь бед - один ответ. Мы двинулись в Ставрополь, нужно было сначала купить подарок имениннице. Неприятное ощущение улетучилось, был праздник. На аэродром мы возвращались за полночь, на автопилоте, пытались петь про удалого Хасбулата.
На другой день получили первое наказание: нас отправили возить пиленый ракушечник из карьера на аэродром. После обеда перед строем объявили нам «награды»: каждому трое суток гауптвахты.
«Губа» находилась недалеко от училища связи, в ней дежурили курсанты этого училища, приняли нас дружелюбно. Первую ночь трудно было заснуть на голом деревянном топчане, да еще солдат регулярно кричал: «Ссать хочу!», требовал, чтобы его выводили в туалет. Ничего он не хотел, просто таким образом протестовал. На «губу» солдат попал за драку с поваром, которого он избил кастрюлей.
На вторые сутки нас повели в училище связи для уборки территории от опавших листьев. Утро прекрасное, на улицах полно прохожих. Нас сопровождал небольшого роста улыбчивый курсант, уроженец Средней Азии. Мы уговорили его примкнуть к карабину штык и взять карабин наперевес. С поднятыми вверх руками и мрачными физиономиями двинулись по улице. Прохожие останавливались, смеялись, особенно нас радовало внимание девчат. Патруль, неожиданно налетевший на нас, не имел чувства юмора. Ну, нисколечко!
В результате курсант оказался вместе с нами в одной камере, расстроенный, он чуть не плакал: ведь ему скоро получать лейтенантские погоны, а какую ему дадут характеристику? Как могли, успокаивали его.
Трое суток пролетели, мы возвратились на аэродром. Полеты продолжались до успешного их завершения. Потом - прощай, Ставрополь! Мы уезжали, чтобы в следующем году оказаться в городе Бузулук Оренбургской области, в авиацентре подготовки вертолетчиков продолжать летать на МИ-1. Но это уже другая история.

Виктор ХОДЕЕВ,
г. Минеральные Воды.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет