Вы здесь

Бакалавр – нерусское слово российского образования

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Бакалавр – нерусское слово российского образования

Правительство РФ одобрило законопроект, который предполагает переход высшего образования России к многоуровневой системе с первого сентября текущего года.

Как будет внедряться новая система, еще неизвестно. В министерстве образования Ставропольского края отметили, что механизм перехода пока не расписан, идет лишь работа над ним.
На вопрос, взволновавший многих – по какой системе будут доучиваться сегодняшние студенты, здесь с уверенностью ответили: по старой, в соответствии с учебными планами, на которые осуществлялось поступление. Для бакалавриата и, естественно, отдельно – магистратуры, составят новые отдельные учебные планы, в соответствии с которыми и будет вестись преподавание.
Что представляет из себя многоуровневая система образования? Наглядно, она будет проявляться в нескольких дипломах, которые будет иметь на руках окончивший вуз специалист. Первый диплом – бакалавра будет выдаваться через три – четыре года обучения, второй – магистра – еще через два года, после усвоения углубленной программы по той или иной «узкой» специальности. Предполагается, что число программ для бакалавриата не будет превышать сотни, а уже конкретизировать знания студент будет в магистратуре в соответствии с нуждами определенного рабочего места, на которое он претендует.
После получения базового курса бакалавриата студенты будут сдавать государственные аттестационные экзамены, далее, они могут сделать перерыв в обучении и поступить в магистратуру лишь спустя несколько лет. Образование бакалавра также может прерваться после второго года, но при этом студенту будет выдан не диплом, а лишь справка о неполном высшем образовании. Степень бакалавра считается уже высшим образованием. В большинстве европейских стран подобная система действует уже давно. Таким образом, присоединение России к подобной практике сделает более легкой адаптацию российских дипломов за рубежом.
Сегодня предполагается и возможность одновременного функционирования в вузах, параллельно многоуровневой системе, традиционной пятилетки. Как это будет выглядеть на практике, трудный вопрос. Но в Ставрополе есть вузы, где уже не первый год выпускаются бакалавры, специалисты и магистры.
В Ставропольском госуниверситете существуют пять специальностей, на которых в течение длительного времени успешно функционирует система многоуровнего образования (еще столько же были пролицензированны в прошлом году). При этом после получения степени бакалавра студентам предлагают выбрать поступать ли в магистратуру на два года (что даст в будущем преимущества при приеме на работу, а для педагогических специальностей право работы в старших профильных классах школ) или получить второй диплом «специалиста» в определенной области знаний, проучившись еще год. То есть, в последнем случае, перед нами традиционная пятилетка, осложненная для студентов необходимостью сдавать госэкзамены и после четвертого, и после пятого курсов.
Считается, что в магистратуру поступают наиболее грамотные студенты, предполагающие дальнейшее обучение в аспирантуре, куда их берут с большим удовольствием, чем обычных «пятилетних» студентов. Еще одно немаловажное преимущество магистратуры – это приравнивание сдачи определенных текущих экзаменов к сдаче кандидатского минимума, что облегчит последующее прохождение курса в аспирантуре.
Опыт такого многоуровнего образования практикуют в СГУ на протяжении тринадцати лет.
Сегодня, по словам проректора СГУ Виталия Белозерова, никаких постановлений правительства в отношении повсеместного перехода на многоуровневую систему образования в университет не поступало. Вуз имеет право пролицензировать магистратуру на тех или иных специальностях, что и делают в СГУ. Сегодня помимо студентов по отдельным специальностям в магистратуре здесь учатся 130 учителей ставропольских школ, которые повышают свой уровень образования.
Как видим, пока говорить о глобальном введении системы многоуровнего образования в крае достаточно рано, поскольку никаких конкретных шагов по внедрению законопроекта не происходит.

Ольга ТЫШЛЯР.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет