Вы здесь

К своим

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

К своим

Майя Петровна сидела за столом, подперев ладонью подбородок. Перед ней лежали стопки непроверенных тетрадей. Взгляд замер на сочинении одного из учеников. Пятиклассник писал о войне, писал простыми детскими словами. Сочинение называлось: «О чем я мечтаю». Пожилая учительница вспомнила эти годы войны - годы ужаса. Картины в голове медленно проносились, сливаясь в одну черную, мрачную ленту жизни. Бог знает, какой волей судьбы она оказалась здесь, в этом глухом чеченском ауле; казалось, цивилизация так и не дошла сюда, остановившись где-то на полпути.

Шелестел дождь. По оконному стеклу стекали маленькие струйки.
Еще юной студенткой она впервые проходила здесь практику, вместе с ней сюда направили и Колю, студента физико-математического факультета Астраханского государственного университета. Завязалась дружба, через несколько лет по окончании учебы они поженились. Колю оставили в ауле, потом он стал директором школы. Майя всегда была рядом с ним, жила как его тень, радуясь его успехам, утешая в неудачах. Годы шли. К 1991 году сын заканчивал восьмилетку. Майя уже привыкла к местным жителям, понимала чеченский язык и немного говорила на нем. Люди были доброжелательные, располагающие; с течением времени между русской семьей и чеченцами сложилась крепкая дружба. Потом пришла перестройка, как-то незаметно перешедшая в войну. Когда в Чечню вошли федеральные войска, наступил хаос.
Сыну, уже взрослому к тому времени, не надо было ничего объяснять. На протяжении всей своей жизни он знал два языка, оба для него родные, - чеченский и русский, впитывал две культуры: веру исповедовал христианскую, традиции соблюдал вместе с друзьями мусульманские.
И теперь война. Отношение местных к русской семье оставалось тем же, но что-то неуловимо изменилось.
Постоянный страх делал жизнь невыносимой. Люди становились обозленными, вечно озираясь в поисках опасности.
Коля сказал, что нужно уезжать в Россию (тогда выехать за пределы республики называлось именно так). Принять такое решение было очень тяжело. Радости и беды, многолетняя дружба, близкие люди - вся жизнь оставалась здесь, в этом доме, который они делили с чеченской семьей уже много лет.
Они переехали, и началась новая жизнь на новом месте. Майя Петровна думала, легче будет. Но в двадцать лет еще можно менять и меняться, а в сорок пять, когда сложились определенные жизненные ценности, - это уже другое.
Шесть лет непонятных переездов, чужих людей, шесть лет «цивилизации», шесть лет ушло на то, чтобы понять - лучше война, лишь бы быть ближе к своим.
Майя вспомнила, как однажды она, сварив большую кастрюлю супа, по старой привычке побежала к соседям - поделиться. Поняла, что не стоило. Майя долго плакала в тот день, потом, хлопнув дверью, вошла в комнату и сказала Коле: «Пора возвращаться».
Но в Чечне была война. Тысячи беженцев уезжали в поисках лучшей жизни, тишины и покоя. Оставшиеся там - ненавидели. Ненавидели сбежавших чеченцев, ненавидели русских солдат, перенося свои стереотипы на всех русских, ненавидели самих себя из-за бессилия и невозможности прекратить этот ужас.
По щеке Майи Петровны скатилась слеза и расплылась кляксой на тетради с сочинением: «О чем я мечтаю».
Потом было возвращение, радость. На первых порах русскую семью приютили старые соседи - Малика с мужем. Дружба стала только крепче. Прошло еще несколько лет, жизнь стала нормализовываться. Поначалу помогали чеченцы-односельчане, такие же, как и сама Майя, нищие. Затем стало возможным работать, и Майя с головой окунулась в любимое занятие: прививать детям любовь к языку, не к русскому и чеченскому в отдельности, а к языку как великому человеческому феномену, помогающему общаться, дающему возможность людям понимать друг друга. Старалась, как могла, стереть эту начерченную войной черту, границу между двумя народами: чеченским и русским.
Майя Петровна склонилась над тетрадкой. С нежностью перечитала последнюю строку, написанную кривым детским почерком: «Чтобы не было войны», и побежала к соседке Малике, держа в руках тетрадку, - делиться своими грустными воспоминаниями.

Гуля ДЖУМАКАЕВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет