Вы здесь

Рынки приспосабливаются к новым правилам

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Рынки приспосабливаются к новым правилам

Вступивший в силу 11 апреля новый Закон «О розничных рынках» можно было бы считать итогом шумной рыночной реформы, логичным ее завершением. Однако, как часто бывает, новый законодательный документ вызывает большое количество вопросов у тех, для кого он, собственно, написан, кому придется воплощать его в реальности, а не на бумаге.

В соответствии с новым законом контроль за порядком на рынке будет осуществлять владелец рынка - управляющая компания. В случае нарушения налоговых, трудовых, санитарных и других норм торговли наказание будет нести и предприниматель-нарушитель, и управляющая компания.. «Получается двойная ответственность за одно и то же нарушение», - делают вывод руководители рыночных структур. Однако, трактовка этого пункта такова: в вину администрации рынка в этом случае будет ставиться не само нарушение, а неосуществление должного контроля и допущение данных нарушений. Хотя «сырость» закона заключается в том, что его требования сложно не нарушить: проконтролировать всех продавцов и предпринимателей, используя старые методы, невозможно. Необходимо создать новую систему контроля: разработать новые типовые документы, программы и технологии, обучить персонал. На выполнение новых требований дано три месяца - до 11 июля. Время идет, но сдвинуть этот воз мешают несколько причин. Например, предоставление торговых мест будет проходить путем заключения договоров. Загвоздка состоит в новых типовых формах этих договоров, которые по закону требуются, но пока не разработаны соответствующими органами. Благо, что на сельскохозяйственных рынках разрешен упрощенный порядок предоставления торговых мест: в качестве договора сойдет квитанция об оплате торгового места.
По новым правилам рынки теперь будут разграничиваться по типу представленной на них продукции, это, в том числе, специализированные и универсальные розничные рынки. Опять же, четкого определения специфики рынков не указано. Можно отметить лишь то, что на расположении торговых точек это не скажется, нововведение касается лишь формальной стороны рыночной документации. А именно: одна управляющая компания может контролировать только один вид рынка. Например, торговый комплекс «Андреевский» формально должен быть разграничен по типу продукции на сельскохозяйственный и универсальный, управлять которыми будут как минимум две компании.
Что касается иностранных граждан и их возможностей торговать, то, согласно постановлению правительства РФ, с 1 апреля 2007 года хозяйствующими субъектами не допускается использование иностранных работников в розничной торговле в палатках и на рынках. Но этот запрет касается только иностранцев, непосредственно осуществляющих розничную торговлю, - продавцов. Иностранным гражданам-предпринимателям, желающим поставлять на рынки страны товары, путь открыт, но при этом они должны будут использовать труд российских граждан-продавцов. Кстати, продавцы-иностранцы вне закона только на рынках, а вот в торговых центрах привлечение их на работу в качестве продавцов не запрещается. В связи с этим напрашивается вопрос: в каком случае можно придать торговому объекту статус торгового центра? Ответ таков: торговый центр - это совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг по фиксированным ценам, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для машин. Такому предприятию можно, при необходимости, придать статус торгового центра. Розничный рынок от торгового центра отличается тем, что продажа товаров и услуг происходит по свободным, определяемым непосредственно при купле-продаже ценам. При этом, если по градостроительному плану на данной территории предполагается наличие розничного рынка, то изменение типа предприятия розничной торговли может осуществляться только по решению органов исполнительной власти субъектов РФ, исходя из потребностей региона в наличии того или иного типа предприятия по обеспечению населения товарами.
Еще одна больная тема - требование установки контрольно-кассовых аппаратов. В законе этот пункт прописан довольно размыто, но достаточно для того, чтобы наложить штраф за невыполнение этого требования. При этом совершенно непонятно, какие торговые места должны быть кассово оснащены. В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники...» кассовый аппарат должен быть установлен при торговле в автомагазинах, с автолавок и автофургонов. На открытом прилавке при торговле овощами и фруктами контрольно-кассовая техника не требуется. Продавцам с открытых прилавков казалось бы можно и облегченно вздохнуть, но не тут-то было. Смотря что проверяющие службы примут за открытый прилавок. Металлические палатки, не обеспеченные ни электричеством, ни отоплением, тем не менее, чисто визуально, не относятся к прилавкам открытым, следовательно, их хозяева не успевают получать предписания на штрафы. В то же время специалисты завода-изготовителя контрольно-кассовой техники выражают полную уверенность в том, что заряженный от аккумулятора аппарат будет работать час-полтора, поэтому без электричества его использование крайне неудобно.
Вместе с требованиями растет и контроль. В соответствии с новым законом обеспечивать максимальное поддержание соответствующего порядка должно будет временное или постоянное присутствие на рынках представителей органов внутренних дел, других контрольных и надзорных органов на основании договора, заключенного управляющей компанией с соответствующими органами. Для их работы управляющая компания должна будет предоставить помещения на территории рынка и содержать их, исходя из потребностей контролирующих органов и реальных возможностей рынка.
В целом можно отметить, что в Ставрополе объективная картина рынка пока не изменилась. По мнению рядовых граждан-торговцев, серьезных изменений они не ощутили. За последние годы наблюдается спад рыночных продаж. Большое количество потребителей «уводят» с рынков супермаркеты. Однако в силу специфики рынка в выходные все же прибывает волна покупателей, спешащих заполнить сумки продуктами на неделю. Тем более, набирает силу весна, расширяется ассортимент свежих витаминных овощей - рынок снова оживает и после всех потрясений продолжает работать.

Наталья ЦОЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет