Вы здесь

Тигроловы

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Тигроловы

В основе книги ставропольского журналиста А. Малого «Мгновения - в наследство» лежат воспоминания ветеранов документального кинематографа Дальнего Востока. Приамурье, Приморье, Сахалин, Камчатка, Магадан, Чукотка - это маршруты экспедиций кинооператоров Дальневосточной студии кинохроники, на которой автор работал главным редактором. Выпуски регионального киножурнала Дальний Восток», документальные и научно-популярные фильмы - коробки с кинонегативами не пылятся в хранилище, драгоценными кадрами пользуются кинематографисты наших дней.

- Поймать тигра нетрудно, - улыбаясь, сказал нам бригадир звероловов Игнат Трофимов, - трудно его найти. Тайга-то велика...
- Не раз нам приходили на память эти слова, когда с утра до глубокой темноты приходилось идти за охотниками, - вспоминает С. Медынский, кинооператор Дальневосточной студии кинохроники. - Груз у нас невелик - в руках портативные кинокамеры, по карманам рассованы объективы и запасные кассеты, но когда целый день шагаешь по глубокому снегу, то чувствуешь тяжесть каждого лишнего грамма. А звероловы торопятся: ищут тигровую семью.
Охотников четверо: бригадир Игнат Трофимович Трофимов, лучший комбайнер Красноармейского района, его брат Макар, сын бригадира - двадцатилетний Василий и опытный охотник Иван Иванович Калугин. Летом они трудятся на колхозных полях, но лишь только деревья одеваются в снежный убор, звероловы встают на лыжи и покидают приморское село Картун: теперь их дом - тайга.
Много сотен километров проходят они каждую зиму по заснеженным сопкам, ночуют у костров в трескучие морозы, пробираются в дремучей чаще. Днями, неделями, месяцами они ищут, выслеживают, преследуют зверя. Изюбр и рысь, кабан и леопард, кабарга и тигр - все они бывали добычей отважных звероловов. Одних только тигров отловил Игнат Трофимов 28, а уж такой «мелочи», как рысь или дикий кабан - и не перечесть. Во многих зоопарках есть животные, отловленные Трофимовыми, многие звери стали цирковыми артистами.
Для цветного документального фильма о дальневосточных тигроловах нам удалось заснять чудесную заснеженную тайгу, походы охотников, ночевки у костра, оленей, косуль, пробежку соболя, пургу в лесу и много другого интересного из жизни тайги. Но этого не достаточно: весь живописный, интересный материал может пропасть, если мы не снимем тигра.
- Только бы следы его найти, - утешает нас Игнат Трофимович, - а уж зверя-то возьмем!..
Часто на нашем пути снег был расписан узорами звериных следов. Вот петлял по заснеженному косогору заяц, рассыпал бисер следов колонок, здесь пробежал изюбр, а вдоль опушки пробили тропу кабаны... Тут гуляла косуля, а там прошмыгнул соболь... Следы маленькие и большие, протянувшиеся ровной цепочкой, и прерывистые, глубокие и еле заметные - любые, кроме тигровых.
- Найдем, - ворчит Игнат, - не по воздуху же он летает...
...На след напали в полдень. Шедший утром снежок запорошил его, и Василий, встав на колени, осторожно выдул свежий пушистый снег из четкого отпечатка звериной лапы.
- Утром прошел, - сказал повеселевший Игнат, - готовьте киноаппарат. Скоро догоним...
Камеры у нас всегда наготове, но мы еще раз, на ходу, проверяем, не забился ли в объективы снег, еще раз до отказа заводим пружины и протираем видоискатели камер. Сердце бьется сильнее. Каждый раз, когда предстоит съемка чего-то нового, трудно не волноваться. Каждый мечтает снять интересные, выразительные кадры. В той суматохе, которая начнется при отлове тигра, сделать это трудно, вот почему идут три кинооператора: что не удастся снять одному, может получиться у другого или третьего.
По следу зверя мы выходим на опушку, и собаки с визгом кидаются вперед: под кустом лежит туша кабана, задранного тигром. Следы хищника ведут в тайгу: мы спугнули его во время обеда. Тайга наполняется криками, собачьим лаем.
- Взять его! - громко кричит Макар. - Вперед!
Собаки исчезают за деревьями. Мы бежим, проваливаясь в снег, на ходу сбрасываем рукавицы, полушубки, шарфы. Собаки заливисто, с визгом лают где-то впереди. Они уже окружили зверя и «посадили» его. Теперь они будут держать тигра на месте, пока не подойдут охотники. Охотники вырубают деревянные рогатины. Этими рогатинами они прижмут зверя к земле и потом свяжут его.
Все вместе идем вперед. Вот уже виден тигр. Он сидит в глубоком снегу и отмахивается передними лапами от наседающих на него собак.
Заметив людей, разъяренный зверь громадными прыжками бросился в нашу сторону. В видоискателе киноаппарата видны тигр, собаки, бегущие за ним, но охотников не видно - они стоят рядом с нами. Зверь делает последний прыжок, и в это мгновение в кадре появляются рогатины охотников, дружно подставленные навстречу зверю. Звероловы сбивают тигра в снег, но полосатый хищник снова кидается на людей. Тигроловы, дружно навалившись на зверя, прижимают его к земле. Тигр яростно рычит, грызет рогатины, старается ударить лапой охотников.
Трещат кинокамеры - мы снимаем, как вяжут зверя.
- Я ж говорил, что мы его поймаем, - сказал Игнат, крепко связывая лапы хищника, - самое трудное - найти след. А уж след нашли - зверь уже наш!
...Через несколько дней нам удалось снять отлов леопарда. Спасаясь от преследования, красивый пятнистый зверь залез на высокую березу. Словно большая желтая кошка, он сидел на верхушке дерева, под которым прыгали и визжали собаки. Василий Трофимов залез на соседнее дерево и длинным шестом начал сталкивать леопарда вниз. Все затаили дыхание - каждую секунду леопард мог прыгнуть на отважного охотника. Васин отец и Макар Трофимович стояли, готовые в любую минуту выстрелить в зверя. Хищник рычит, кусает шест, отбивает его лапой. Наши аппараты фиксируют на пленку этот необычный поединок человека и зверя.
Но вот леопард устал, ему трудно удерживаться на тонких, гнущихся ветвях, и он начинает спускаться с дерева. Зверь лезет по стволу березы вниз головой, и его желтые глаза, не мигая, смотрят на людей. Насторожились собаки, рогатины звероловов направлены навстречу хищнику. Вдруг леопард делает огромный прыжок. В воздухе мелькнули распластанные лапы и белое брюхо зверя. Перелетев через рогатины, он падает в глубокий снег. Собаки с лаем кидаются вперед. Секунда - и они настигли зверя. Лай, визг, рычание. Снег вихрем взлетает на месте схватки. К яростно крутящемуся клубку подбегают охотники. Момент - и рогатины прижимают зверя к земле. Леопард злобно рычит, глаза его зеленеют от ярости, он пытается вывернуться из тисков - тщетно! Зверь взят. Лапы и морда спутаны прочной веревкой.
Опытные собаки знают, что леопарду уже не вырваться и спокойно отходят от него, садятся в стороне зализывать раны.
Снег кое-где окрашен кровью: схватка была не на жизнь, а на смерть.
Отлов леопарда окончен.
Теперь остается самое легкое - вынести из тайги спеленатого зверя, кормить и поить его по дороге, следить, чтобы он не заболел и не развязался в пути. Нередко на обратную дорогу уходит по нескольку дней - так глубоко в тайгу заходят охотники, преследуя зверя.
Игнат Трофимович рассматривает окровавленную руку: леопард задел его когтем.
- Чепуха, царапина, - говорит он, - прошлой зимой было похуже. Тигр перехитрил нас: подкравшись сзади, он неожиданно бросился на меня. В последнюю секунду я успел сунуть в пасть зверя приклад винтовки - полетели щепки, и зверь вцепился мне в руку... Но тут грянул выстрел - это Макар с первой же пули уложил зверя. Тигр был большой, около трехсот килограммов весом. Если бы у Макара дрогнула рука, не довелось бы мне ловить этого леопарда... А Макар, рослый, плечистый богатырь, задумчиво посасывал цигарку, словно и не о нем речь идет.
Верный глаз, точный расчет, сила воли и отвага - таковы качества этих простых советских людей - колхозников и звероловов.
Фильм о тигроловах, снятый в марте 1954 года режиссером-оператором В. Гулиным, оператором А. Вергуном, С. Медынским, обошел более трех десятков стран. Был удостоен Гран-при на Международных фестивалях.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)