Вы здесь

Назначенная конкуренция

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Назначенная конкуренция

Начиная с осени прошлого года, «Ведомости» неоднократно писали о конфликте между администрацией Ставрополя и городской общественной организацией индивидуальных предпринимателей «Единство» вокруг злополучного Положения о проведении конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения краевого центра на городских автобусных маршрутах.

Напомним, что 26 октября 2006 года постановлением главы города Ставрополя было утверждено Положение о проведении конкурса на право обслуживания транспортными предприятиями городских маршрутов. В данном Положении чиновники фактически отстранили от участия в конкурсе индивидуальных предпринимателей, заложив в документ такие правила, что частники должны будут в ближайшем будущем покинуть рынок общественных пассажирских перевозок.
Обращение общественников во всевозможные инстанции в поисках правды существенных результатов не дали. Отчего-то прокуратура, антимонопольный комитет, суды не видят нарушения законодательства в действиях городской администрации. В итоге, 9 августа нынешнего года в газете «Вечерний Ставрополь» под заголовком «За качество перевозок» были опубликованы результаты первого этапа конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в краевом центре. Здесь же необходимо отметить, что, исходя из опубликованных в этой же газете 12 мая 2007 года документов, – первый этап данного конкурса должен был проводиться с 12 по 22 июля. Однако в реальности конкурс был завершен лишь 5 августа.
Итак, «за качество перевозок» в Ставрополе по маршрутам 14м, 15м, 16м, 21м, 35м, 39м, 42м, 47м, 51м, 61м, 120м будут отвечать всего три предприятия вместо сотен индивидуальных предпринимателей. «Ответственными за качество» стали: муниципальное унитарное автотранспортное предприятие (МУАП), ООО «Автолайн-ЮГ» и ООО «Объединение Ставропольавтотранс».
Казалось бы, вот и наведут городские власти порядок в сфере маршрутных перевозок, ведь за всеми частниками не уследишь, а тут всего несколько предприятий, которые будут держать отчет перед местными властями. Все прекрасно....
И какое дело простому горожанину, что экономика России держится на малых и средних предпринимателях? Кому нужна эфемерная конкуренция, когда речь идет о благополучии граждан?
Но давайте не будем спешить с выводами, а попытаемся разобраться – действительно ли пассажиры останутся только в выигрыше при новом раскладе действующих лиц на городских маршрутах?
Для начала позволю себе процитировать слова директора комитета городского хозяйства Романа Редько: «В Ставрополе давно назрела острая необходимость изменения системы пассажирского транспорта. Одним из первых шагов на пути к ее совершенствованию и стало проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, который позволит оптимизировать работу маршрутной городской сети».
Однако в чем заключаются те самые «совершенствование» и «оптимизация работы» директор комитета городского хозяйства не пояснил. Да и что тут пояснять, факты, обозначенные в том же материале, где высказался Р. Редько, говорят сами за себя.
Конкурс проводится в четыре этапа, первый из которых завершен, и определены победители, их мы уже назвали выше. При этом необходимо учесть, что для проведения любого конкурса требуется участие хотя бы двух претендентов. Данное условие на первом этапе конкурса было выполнено с одним «но». Судите сами.
По условию конкурса, выставляется лот, в который входит один или несколько определенных маршрутов. Каждый лот должен быть обеспечен конкретным количеством транспортных средств. Конкурсная комиссия по специально разработанной балльной шкале определяет состояние конкретного транспортного средства и квалификацию его водителя. Полученные баллы суммируются, побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. Но на один лот индивидуальный предприниматель может выставить одну-две машины, в лучшем случае пять. А некое предприятие, будь то ООО, ЗАО или МУП выставляет двадцать. Даже, если у частника новенький микроавтобус иностранного производства с кондиционером и подушками безопасности для каждого пассажира, он не сможет победить в конкурсе - двадцать старых «рафиков» в сумме наберут больше баллов.
Естественно, приводя последний пример, я использовал со школьных лет всем известный литературный прием – гиперболу, но суть остается та же. Какая может быть конкуренция при подобных правилах конкурса? Зачем вообще нужен этот конкурс? Для видимости соблюдения законности? Может, правда, надо закрыть глаза на некоторые несоответствия и воспользоваться плодами городской транспортной реформы?
Не стоит спешить с выводами. Напомню, каждый конкретный лот содержит заявку на конкретное количество транспортных средств. Теперь обратимся к некоторым цифрам. 35-й маршрут требует 37 микроавтобусов. МУАП на конкурс по данному лоту представляет только 34, а его «конкурент» - ЧП Крон – 6. О конкуренции говорить здесь глупо. Победитель – муниципальное предприятие. Но МУАП предоставленным к конкурсу автотранспортом не закрывает потребности маршрута.
Путем нехитрых вычислительных приемов получаем следующие результаты.
МУАПу после победы в первом этапе конкурса не хватает четырех машин, ООО «Автолайн-Юг» не досчиталось девятнадцати, и только ООО «Объединение Ставропольавтотранс» имеет запас в 18 машин.
Используя эти цифры, давайте прикинем, каково будет положение в сфере пассажирских перевозок после итогов остальных трех этапов конкурса, ведь основными «конкурентами» здесь являются названные выше предприятия и ООО «ДЭУ-2». Перспективы, скажем так, нерадужные. Жителям краевого центра и сегодня в час-пик подолгу приходится простаивать на остановках в ожидании заветной маршрутки. Газели зачастую идут переполненные. Даже незаконно установленные дополнительные сидячие места не решают данной проблемы. А что будет дальше и представить сложно, да и страшно.
Впереди осень, в город съедутся тысячи студентов со всего края и соседних республик. Как удовлетворить потребности такого пассажиропотока?
Оказывается, очень просто. Сейчас основные предприятия, нынешние и будущие «победители» конкурса, делят между собой маршруты, конкуренция видна только на самых доходных лотах. Так, на 14-й маршрут «Автолайн» выставил 45 машин, а МУАП – 47. Для борьбы на других лотах представляется на 5-10 транспортных средств меньше, чем требует того злосчастное Положение о конкурсе.
На 51-й маршрут МУАП выставило вместо 47 только 30 автомобилей, а «Автолайн» сэкономил 10 машин на 15-м.
Зачем усердствовать, если победа и так в кармане, ведь «конкуренты» выставляют 7 и 5 микроавтобусов соответственно. Лучше уж технику приберечь на те лоты, где существует реальная конкуренция. А то, что на все маршруты транспорта не хватит - это не беда. Главное - право на осуществление перевозок. Выиграл первый этап, перебросил технику на второй, потом третий, четвертый. Когда все лоты будут распределены, можно будет пообщаться с индивидуальными предпринимателями, оставшимися за бортом новых правил городских пассажирских перевозок. Уже и договор готов, подписывайте, не солить же вы свои маршрутки собираетесь?
И действительно, что остается делать частнику после того, как маршруты будут розданы трем-четырем автотранспортным предприятиям? Несколько лет человек работал водителем маршрутки. Как говорится, не спал, не ел, скопил денег, купил «Газель», сам стал предпринимателем.
Кто-то приобрел машину в кредит и теперь выплачивает сумасшедшие проценты, при том, что машина нуждается в постоянном обслуживании, заправке, мелком ремонте. Плюс страховка, налоги, зарплата водителю, если таковой имеется. А теперь как быть? Сотни людей в Ставрополе в одночасье лишились работы, бизнеса, средств к существованию. Надо продавать машину-кормилицу, но цены за нее хорошей сейчас никто не даст - только представьте, что сотни «Газелей» одновременно появятся на автомобильном рынке. Тогда что делать?
Как я уже говорил, выход есть. Предприятия-победители конкурса уже предлагают индивидуальным предпринимателям сдать свои машины в аренду. Эврика! Вот и найден выход – все останутся довольны. Частники инвестируют свои маршрутки в большой бизнес, предприятия смогут избавиться от нехватки автотранспорта, обеспечив население города необходимым количеством общественного пассажирского транспорта.
Только вот индивидуальные автопредприниматели отчего-то не рады такой перспективе.
Дело в том, что за аренду им предлагают аж 50 рублей в месяц, обязуясь холить и лелеять арендуемые машины. Но, как на предприятиях заботятся о чужих машинах, мы все прекрасно представляем. Достаточно вспомнить советские автотранспортные предприятия, где машины были государственными, а значит, ничейными. Так что не надо быть семи пядей во лбу, чтобы спрогнозировать, в каком состоянии арендатор через год вернет авто, заплатив за это менее тысячи рублей.
Из всего вышеупомянутого и письма председателя правления Ставропольской городской общественной организации индивидуальных автопредпринимателей Валерия Курипко в адрес руководителя Ставропольского территориального управления федеральной антимонопольной службы России Владимира Рохмистрова вырисовывается только один вывод. При проведении данного конкурса нарушен не только Федеральный закон «О защите конкуренции», но и обозначенный президентом России курс на поддержку малого и среднего бизнеса, который должен стать основополагающим в отечественной экономике.
P.S. Ни прокуратура, ни антимонопольное управление не усмотрели в данной истории нарушений законодательства, предложив автопредпринимателям обратиться в суд. Хотя юристы общественной организации «Единство» в своих письменных обращениях ссылаются на конкретные статьи ФЗ «О защите конкуренции», нарушенные при проведении конкурса.

Геннадий ТКАЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет