Вы здесь

Два гения, два бунтаря

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Два гения, два бунтаря

«Выдающееся событие в жизни города! Сенсация! Культурный шок!» Все эти эмоциональные высказывания как нельзя больше подходят к открывшейся на днях в Ставропольском выставочном зале Союза художников России экспозиции, где представлены под общим названием «Сны разума» 80 офортов Франсиско Гойи и столько же литографий Сальвадора Дали.

Еще бы ни сенсация! Уже само название крупномасштабного проекта - «Имена, которые покорили мир», с первой своей выставкой «Сны разума», - говорит об уникальности происходящего. Увидеть подлинники графических произведений двух великих испанцев ставропольцы смогли благодаря объединенным усилиям компании «Центр Евро-Арт» (Москва), Союза художников России и Ставропольского музея изобразительных искусств. В жизни нынешнего поколения ставропольцев это, вполне можно сказать, вторая «шоковая выставка». Но если первая - экспозиция шедевров Эрмитажа, проходившая год назад в изомузее, - была более яркой, насыщенной жанрово и колористически, увлекающей сразу и бесповоротно, то нынешняя, названная по одной из работ Гойи «Сны разума рождают чудовищ» (из его серии «Капричос»), явно «требует» от зрителей более глубокого мыслительного процесса. А это в наше время так называемой массовой культуры - дело непростое, особенно в молодежной среде.
Примерно об этом говорил на открытии выставки и представитель двух крупных спонсоров - Международного института «Лучшие мировые практики и лидерство» и международного Центра «Лучшие Практики» - Михаил Альтерман. А еще о том, что выставка приехала в Ставрополь не случайно (после Москвы и Ростова). Организаторов «подкупила» настойчивость в достижении цели руководителей краевого изомузея и краевой организации Союза художников России, а также то, что наш город считается студенческим. И когда дается такая чрезвычайно редкая возможность «прикоснуться» к искусству мирового уровня и попытаться разгадать (а почему и нет?) тайну серии офортов Гойи и как бы вступающего с ним в диалог своей серией литографий - Дали, то надо, конечно, этим воспользоваться. Хотя над историей создания и содержанием серии «Капричос» Гойи исследователи бьются уже 200 лет. Посвященные ей комментарии (представленные и на нынешней выставке) насчитывают тысячи страниц.
У итальянского слова «capriccio» две версии перевода: необузданные прыжки капризной козы и взъерошивание лохматой головы. В любом случае в искусстве это понятие стало синонимом внезапного импульса, безумной идеи, свободно и без границ парящей фантазии. Учтем и такие факты биографии великого испанца (которые иногда оспариваются историками), как близость к Королевскому двору, работа придворным художником - с одной стороны и букет жутких («позорных», как тогда считалось) болезней, страсть к вдовствующей герцогине Альба, страх перед инквизицией - с другой. Ведь помимо картин, картонов - эскизов для королевской ковровой мануфактуры, церковных фресок, удивительных женских портретов, Франсиско Гойя, возможно под воздействием усиливающейся глухоты и ухудшения зрения, - создает несколько серий офортов, где окружающий его мир предстает как воплощение порока и зла. Серия из 80 листов «Капричос» воспринималась современниками и как жесткая сатира на нравы испанского духовенства и аристократии. А это в то время было «чревато»...
Крупнейший представитель сюрреализма Сальвадор Дали, автор огромных живописных полотен, книг (в том числе «Тайная жизнь Дали, написанная им самим»), иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, «Дон-Кихоту» Сервантеса, сценариев к кинофильмам, - обратился к «Капричос» Гойи в последние годы жизни. Он перенес композиции всех 80-ти офортов Гойи в свои литографии, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. К примеру, у Гойи - «Прихорашиваются», у Дали - «Зубная пилка». У Гойи - «Тебе не уйти», у Дали - «Такую связь не разорвать». Все это, как и комментарии искусствоведов, можно увидеть сейчас в Выставочном зале Союза художников России. Дополняет проект и звучание специально написанной к выставке музыки композитора Романа Рязанцева. В рамках экспозиции предполагается, как рассказал председатель правления краевой организации Союза художников России Сергей Паршин, проведение ряда мероприятий, типа уже не раз проходившей в изомузее «Ночи музея» или «круглых столов» для студентов вузов. Учредители считают, что это поможет зрителям разобраться в увиденном...
Интересно, что на открытие выставки приехал и представитель православной церкви. А когда заведующего заочным отделением Ставропольской духовной семинарии протоиерея Михаила Моздора спросили: «Как, глядя на «чудовищ разума» Гойи - Дали, защититься морально?», - он ответил: «Достаточно иметь в своей душе позитивные образы». А директор «Центра Евро-Арт» Александр Щеляков отметил, в свою очередь, что организаторы считают своей миссией дать провинции право выбора - право встречи с уникальным проектом. Тем более, что эта коллекция Гойи и Дали является частным собранием Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия).
Ну а если ставропольцы «примут» выставку, вполне возможно, что впереди их ждет встреча с новой экспозицией проекта «Имена, которые покорили мир». Она будет называться «Библейские сюжеты» и включит в себя произведения Шагала, Пикассо и других мировых знаменитостей.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет