Вы здесь

Римму оплакивали всем полком

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Римму оплакивали всем полком

На здании школы в центре г. Ставрополя висит мемориальная доска. На ней - надпись «Ольгинская женская гимназия. Памятник истории и культуры. Здесь с 1902 по 1913 годы училась сестра милосердия, кавалер офицерского ордена святого Георгия Победоносца Римма Михайловна Иванова».

Это был редчайший случай в истории Отечества - женщина награждена офицерским Георгиевским крестом!
19 сентября 1915 года столичная газета писала: «В 105-м пехотном Оренбургском полку сестра милосердия Римма Михайловна Иванова, невзирая на уговоры офицеров и брата, полкового врача, все время работала под огнем, перевязывая раненых солдат и офицеров десятой роты. Когда все офицеры были убиты, она собрала к себе солдат, бросилась с ними на окоп, который взяли, и тут же, раненая, скончалась, оплакиваемая всем полком».
Так имя Риммы Ивановой, уроженки Ставрополя, узнала вся Россия. Император издал указ о награждении ее орденом святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени - «в воздаянии подвигов, мужества и храбрости».
Родилась Римма в Ставрополе 15 (28) июня 1894 года в семье казначея духовной консистории Михаила Павловича Иванова.
В семье любили литературу, искусство, и девочка много читала об истории Отечества, о славных подвигах героев прошлого. Она была одной из лучших учениц Ольгинской женской гимназии. После окончания гимназии отправилась учительствовать в село Петровское Благодарненского уезда, где ее и застала весть о начале германской войны.
Окончив краткосрочные курсы сестер милосердия, Римма поступает на работу во второй епархиальный госпиталь. Как только в Ставрополе начали формировать отряд сестер милосердия для отправки на фронт, она вступает в него, несмотря на отговоры родных и знакомых.
В начале 1915 года Р. Иванова - уже в действующей армии. Попросилась в 83-й Самурский полк, который формировался в Ставрополе, и его молодые офицеры бывали на вечерах в Ольгинской гимназии. Один из них так описывает приезд Риммы:
«А теперь у нас на перевязочном пункте находится сестра, бывшая ставропольская гимназистка Иванова, которая приехала не так давно. Солдат остриг ее, дали шаровары, рубашку, шинель и сапоги. Словом, из гимназистки сотворили мы солдата. Во время боя она руководила нашими санитарами, и нужно сказать, что работала молодцом. Сама делала перевязки, оттирала руки и ноги отмороженные... Солдаты страшно ее полюбили и называют Иван Михайлович»...
Римма провела в Самурском полку полгода. Командование наградило ее Георгиевскими медалями III и IV степени. Командир полка в выданном ей отзыве писал: «Молитвы многих раненых несутся за ее здоровье ко Всевышнему».
Родители в письмах к дочери просят ее приехать домой, поработать в местном госпитале, и Римма возвращается в Ставрополь. Но с фронта приходят тревожные сводки, ведь армия отступала, и Римма отправляется в 105-й Оренбургский полк, где ее старший брат Владимир был полковым врачом.
В последнем письме к отцу она писала из Киева: «Мои хорошие! Не беспокойтесь, ради Бога. Если любите меня, то постарайтесь сделать так, как мне лучше, а ведь там мне лучше. Если желаете сделать своей дочери добро и счастливой хотя более или менее, то молитесь Богу, чтобы исполнилось мое желание. Молитесь за Россию и человечество».
А в другом письме она признается: «Я многое бы дала, чтобы родные отнеслись к моей смерти, как я. Тогда они было бы спокойны».
Видимо, Римма предчувствовала свою кончину...
Когда о гибели Ивановой узнали в Ставрополе, губернатор Б. Янушевич направил письмо командиру корпуса, генерал-адъютанту Мищенко: «Прошу, согласно усердной просьбе родителей и представителей города и земства, выслать прах Риммы Ивановой в сопровождении ее брата, врача Оренбургского полка, в Ставрополь для погребения героини, погибшей славной смертью».
Просьба была удовлетворена. 24 сентября 1915 года прах Риммы Михайловны в простом деревянном гробу был доставлен. На вокзале собрались сотни людей. Таких похорон еще никто не знал. Во всех церквах звонили колокола. На всем пути следования процессии выстроились воинские части. И погребена она была под звуки оружейного салюта в ограде Андреевского собора.
И теперь на ее могиле всегда лежат цветы.

Людмила СЫПИНА,
член Союза журналистов России.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет