Вы здесь

Помогут ли офицеру в Страсбурге?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Помогут ли офицеру в Страсбурге?

Средства массовой информации радостно тиражируют обещания больших военных чинов: мол, очень скоро все люди в погонах будут жить в уютных квартирах.
Договорились до того (видимо, в честь выборов), что пообещали полностью закрыть квартирную тему через 2 месяца.
Но обещают они только по телеэфиру. Читая унылые отписки генералов на просьбы полковников и майоров предоставить жилье после 25-летней доблестной службы, не веришь глазам.

Чинуши пишут о гигантских квартирных очередях, о том, что по 10 лет не могут уволить офицеров по причине отсутствия жилья. Не могут уволить даже тех, кто на военной службе потерял здоровье. Однако их совершенно противозаконно вынуждают служить. И прозябать при этом в антисанитарных условиях заплесневелых общаг.
Одну такую позорную общагу вот уже 14 лет не может покинуть преподаватель Ставропольского высшего военного авиационного училища майор Александр Винокуров.
- Общежитие коридорного типа, - рассказывает он, - не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам. Почти на 20 семей приходится 2 туалета, 2 душа, полторы электрические плиты. В умывальнике приходится одним стирать белье, другим умываться, третьим - мыть, извините, детские горшки. Все это трудно передать словами!
Конечно, Александр Викторович не сидит в своей общаге, сложа руки. Высокоэрудированный специалист, он проштудировал законы, «влез» в Интернет. И выяснил, что Министерство обороны обязано выделить ему жилье в любом месте России.
- С 1 января 2005 года обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых по льготным основаниям, - говорит Александр Винокуров, - возложено на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба - за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья.
Государство правильно поступило: командир, у которого проходит военную службу человек, и обязан полностью рассчитаться - и деньгами, и жильем. А ранее, 2 года назад, квартиры давались, при перемене места жительства военного, городскими администрациями.
Что было, конечно же, неправильно и несправедливо. У мэров своих бюджетников в очереди на получение жилья - огромное количество.
- Статьей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, - продолжает Александр Викторович, - что военнослужащие, увольняемые по льготным основаниям, имеют право на выбор места жительства в любом населенном пункте России. Однако командование отказывает, мотивируя тем, что механизм предоставления такого жилья не разработан....
Как же разгадать эту бюрократическую загадку?
Да, право у человека есть. Но как этим правом воспользоваться, ежели чинуши, что называется, не разжевали так называемый «механизм»?
Александр Винокуров сделал смелую попытку решения сей задачи:
- Первоначально я попытался обращаться к командиру своей части, Главнокомандующему ВВС, Министру обороны. На все обращения я получил отказ - мол, механизм не разработан. И добиться во внесудебном порядке предоставления жилья в Москве или Подмосковье мне не удалось. Поэтому я вынужден был обратиться в военный суд Ставропольского гарнизона.
Судебное дело тянулось целых полтора года. Долго это длилось потому, что военные судьи Армен Мкртчан, а затем и Константин Бельченко, были против предоставления жилья в Москве или Подмосковье.
Первое решение суда гласило:«Отказать за необоснованностью».
Отказ военный суд обосновал тем, что жилье по выбранному месту жительства должны предоставлять органы местного самоуправления.
Странно! Ведь с 1 января 2005 года с этих органов такая обязанность была снята.
- Непонятно, читают ли они законы, - возмущается майор Александр Винокуров, - или не хотят применять их для разрешения конкретных требований военнослужащих.
Это тем более странно, что в Ставропольском гарнизонном военном суде есть юристы, принимающие решения по данной проблеме именно на основании закона.
Например, судья Дмитрий Мамонтов вынес смелое решение, обязавшее даже директора ФСБ предоставить офицеру-пограничнику квартиру в Москве. Ну, а другой судья, что же, как-то по-другому читает закон?
Пришлось подавать нашему майору кассацию в Северо-Кавказский окружной военный суд. Решение судьи А. Мкртчана было отменено, а дело возвращено на новое рассмотрение.
Однако при повторном рассмотрении дела в Ставропольском гарнизонном военном суде было повторно отказано в предоставлении жилья.
И все по тем же основаниям: «В связи с необоснованностью». И опять была ссылка на то, что жилье должны предоставлять органы местного самоуправления.
Снова майору А. Винокурову пришлось подавать кассационную жалобу. Видимо, не надеясь на ставропольских судей, Северо-Кавказский окружной военный суд уже сам вынес решение.
- Решение такое,- поясняет Александр Викторович, - «Возложить обязанность на командира части, Главнокомандующего ВВС предоставить в Министерство обороны соответствующие документы для обеспечения меня во внеочередном порядке жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства, в городе Москве или городах Московской области. А на Министерство обороны - предоставить мне и членам моей семьи жилье в одном из указанных городов за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья».
Вот она, долгожданная победа над чиновничьим беспределом! Что ж, можно поздравлять офицера и покупать котенка для новоселья?
К сожалению, нет. Бюрократы решение суда просто игнорировали. Майор Винокуров обратился к судебным приставам. Но и те почему-то медлили:
- Непонятно, какие взаимоотношения связывают службу судебных приставов и военный суд. Ведь исполнительный лист, который я подал в 1 межрайонный отдел управления Федеральной службы судебных приставов по городу Москве, возвратил исполнительный лист в Ставропольский гарнизонный суд.
Причем само постановление о возвращении исполнительного листа было принято 22 февраля, а документ был отправлен в Ставрополь только 27 марта. Хотя законом предусмотрено, что исполнительный лист для переоформления должен отправляться не позднее следующего дня после принятия решения о его несоответствии установленным требованиям.
- Исполнительный лист, - говорит Александр Винокуров, - поступил в Ставропольский гарнизонный военный суд 6 апреля 2007 года. Но, заново переоформленный, был отправлен из суда в Федеральную службу судебных приставов только 6 августа. Неужели 5 месяцев необходимо для того, чтобы переделать 1 лист документа?
Кроме судебных приставов, Александр Викторович обратился к Главнокомандующему ВВС с просьбой уведомить об исполнении судебного решения.
За три месяца - никакого ответа. Это молчание и вынудило офицера обратиться в вышестоящую инстанцию - Министерство обороны.
А там, недолго думая, переправили письмо «вниз», Главкому ВВС, на кого и жаловался Александр Винокуров. Что категорически запрещено законом.
Сам Главком тоже, недолго думая, переправил жалобу еще «ниже», тыловикам. А те, в лице генерала Роды, как будто сделали вид, что решения суда вообще нет.
- В своем ответе генерал-майор Рода пишет, - рассказывает Винокуров, - что, поскольку я в Москве или Московской области службу не прохожу и не проживаю, то, соответственно, и на учете не состою. Нет оснований обеспечивать меня жильем...
Далее генерал Рода вообще фактически обвинил правительство России в неисполнении своих обязанностей.
- Механизм предоставления жилья, - пересказывает генеральский ответ Александр Викторович, - должен быть разработан правительством Российской Федерации. В настоящее время этот механизм только разрабатывается. Поэтому нет оснований получать жилье в любом из указанных городах. Таким образом, генерал игнорирует решение суда, которое обязывает Министерство обороны предоставить мне жилье. Кроме того, про само решение суда - ни слова. У меня сложилось впечатление, они его исполнять не собираются...
Если бы так игнорировала решение суда какая-нибудь гражданская контора, ничего удивительного. Но если военная организация, с ее четкостью, да еще самый главный военачальник, плюют на суд, то это наводит на печальные мысли о порядках в нашей армии и стране.
Куда же еще обратиться нашему-то брату? И Александр Винокуров написал главному военному прокурору:
- По поводу длительного неисполнения решения суда. Но там, видимо, тоже не заинтересованы обострять взаимоотношения с высшими органами военного управления. Мое письмо направили в военную прокуратуру Северо-Кавказского военного округа.
Мягко говоря, нелепо было отправлять жалобу офицера в Ростов, где могут проверить законность действий только ставропольского командира части. Но никак не главкома Военно-воздушных сил страны, и тем более - министра обороны России.
Ожидая ответа, майор Винокуров через Интернет нашел товарищей по борьбе с бюрократами. И выяснил, что ему чинуши отвечали откровенную ложь:
- В ответах пишется, что порядок предоставления жилых помещений увольняемым военнослужащим Правительством России не предусмотрен. При этом подразумевается, что даже Министерство обороны не вправе такой порядок предусмотреть.
На сайте федеральной службы судебных приставов я обнаружил сообщение, что командующий Балтийским флотом издал свою директиву о порядке предоставления жилых помещений военнослужащим по судебному решению. Так что все-таки такое право есть!
Выяснилось, что в России есть примеры, хоть и немногочисленные для такой большой державы, исполнения решения судов о предоставлении жилья при увольнении с военной службы.
Из почти трехсот дел, которые выиграли военнослужащие, уже порядка 90 решений было исполнено.
- Кроме того, - говорит офицер, - на других сайтах удалось обнаружить информацию, что достаточно много военнослужащих подобные дела выигрывают. Но у них стоит та же проблема - добиться исполнения судебного решения.
Похоже, это наша общая забота - не только выиграть дело, но еще добиться его исполнения. Хотя, согласно закону, Конституции, судебные решения обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и любыми гражданами Российской Федерации. Судебное решение по своей силе равнозначно закону.
Похоже, что некоторые чиновники хотят жить не по закону, а по понятиям. При этом президенту докладывают, что своих военных они обеспечат жильем за пару месяцев.
И одновременно своим офицерам чиновники твердят об отсутствии жилья. Что же, чиновники нагло обманывают и президента, и всю страну?
- Командование ссылается на то, что у них нет в наличии жилых помещений, - говорит Александр Викторович. - Но в законе сказано, что предоставление жилых помещений осуществляется за счет средств федерального бюджета на строительство и покупку жилья. Во-вторых, в любом случае, даже если командование не согласно с судебным решением, оно обязано его исполнить.
Это злостное неисполнение и удивляет ставропольского адвоката Ирину Скорикову:
- Речь идет о юридической ответственности, вплоть до уголовной, за злостное неисполнение решения суда. В данном случае командир - есть тот, на кого возложена какая-то обязанность. Он сам нарушает, и сам должен исправить свое нарушение - после того, как ему указали: «Ты здесь неправ, ты действовал не по закону».
Но кто у нас в стране может не только указать на неправомерность действий военных чиновников, но и заставить исправить нарушения закона?
Майор Александр Винокуров уже не верит, что в России такая организация есть. Он готовит жалобу в Страсбург, в Европейский суд по правам человека...

Петр ИЛЮШКИН.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет