Вы здесь

Все может молодость

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Все может молодость

С 11 по 16 ноября в Ставрополе прошли соревнования молодых исследователей «Шаг в будущее, Юг России» в рамках приоритетной национальной программы «Образование».

«Шаг в будущее» - российская научно-социальная программа для старшеклассников и студентов младших курсов. В этом году соревнование по Южному федеральному округу проводилось на базе ставропольского Дворца детского творчества. Организаторами выступили также городские государственные и образовательные учреждения.
Принимал работы экспертный совет - 30 преподавателей и профессоров ставропольских университетов и два профессора МГТУ им. Н.Э. Баумана: зав. кафедрой технических наук «Теория механизмов и машин» Геннадий Тимофеев и зав. кафедрой «Инструментальная техника и технология» Алексей Древаль.
Приветственные слова организаторов, концерт творческих коллективов - непременная атрибутика подобных мероприятий. Самое же интересное, то, ради чего и собрались профессоры вузов и молодые исследователи - презентация работ - началась вечером 12 ноября.
Выставку организовали на третьем этаже ДДТ. Каких только проектов - экономически выгодных, что особо отметили, там не было. От применения озона для предпосевной обработки семян до проблемы утилизации твердых бытовых отходов, от работы, представленной как «фракталы как мост между естественно-научной и гуманитарными ветвями цивилизации» до изучения возможности применения сока люцерны в качестве стимулятора роста. На примере работ легко проследить проблемы общества. Здесь и национальные конфликты, и адаптпция детей в послевоенных условиях, и различные аграрные и геологические работы. Математика, физика, химия, биология, техника, социология - огромное поле деятельости. Однако один из необходимых факторов - актуальность исследованией.
Члены совета смотрели разработки, демонстрационный материал, задавали вопросы, отмечали в ведомостях показатели. В целом презентация работ выглядела очень живописно. Вокруг столиков с опытными образцами и техникой собираются группами, в проходах между рядами постоянная деликатная давка, по стенам секций развешаны формулы и графики, в которых молниеносно ориентируются совсем юные участники, на мониторах ноутбуков меняются картинки программ и схемы.
В первый день члены экспертного совета смогли познакомиться только с несколькими участниками.
- Какие-то работы ребят вам запомнились?
Алексей Древаль, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана:
- Сейчас трудно сказать что-то определенное, я просмотрел только три работы, и все они мне понравились.
- Когда вы разговариваете с ребятами - часто школьниками - они волнуются, и это очень заметно.
- Да, конечно, и моя главная задача адаптироваться под них, чтобы они показали себя хорошо, не запугать, а пошутить, может быть, иногда. Я технарь, инженер по металлу, поэтому меня интересуют работы в этом направлении, я выбираю их. А волнуются все.
- А когда разговорятся - у них глаза разгораются.
- И это главный показатель того, что работа ими самими сделана. Они потом ни на что не обращают внимания, их перебить невозможно, они и на вопросы хорошо отвечают.
- Как вы оцениваете ребят?
- Мы не ребят оцениваем, а исследования. Моя главная задача оценить и вклад коллектива, который работал над исследованием, и что молодой человек, представляющий работу, сделал сам. Особенность технических дисциплин в том, что часто работает группа - для молодежи очень важно умение работать в коллективе, слушать друг друга, воспринимать чужой опыт. Вообще эти исследования хороши уже тем, что дети не болтаются без толку, а занимаются делом, получают такой опыт и знания, которые больше ниоткуда взять не смогут.
Из минусов только недоработки оформления некоторых работ, но это уже умение продавать себя, что тоже важно. А в учетном листе мы отмечаем несколько пунктов: знание внешкольной (вузовской) программы, личный вклад участника, практическая ценность. В целом, от сегодняшних ребят впечатления очень хорошие.
Меня же больше заинтересовала работа Виктора Бутенко из гимназии города Урюпинска: «Приборная психофизиологическая методика диагностики и коррекции состояния человека». Это компьютерная программа, созданная на основе цветового теста Люшера и современных представлений об арт-терапии. Со слов педагога Натальи Думановой, в программе использована классическая музыка и рисунки ребят - учеников гимназии и известных авторов.
Прошу посмотреть программу в действии. На экране появляются круги нескольких цветов и предложение выбрать наиболее приятные - по убывающей (это напоминает тест Люшера, но проводится быстрее). Затем запускается программа-диагност, выдаются результаты - оценка состояния психики. Далее программой назначается курс коррекции, состоящий из 10 картинок, сменяющих друг друга через каждые 2 минуты и музыки. В моем случае на экране были осенние и зимние пейзажи, деревца в тумане и т.д., а вот музыку почти не было слышно, все-таки в зале слишком шумно. В гимназии поэтому организован отдельный кабинет отдыха с удобными креслами, к компьютерам полагаются наушники. Обставлен кабинет на выигранный грант по программе «Образование».
- Виктор, почему вы выбрали именно это направление?
- Я работаю над программой с 2006 года, когда я узнал, что есть такая проблема, как тревожность школьников в определенные моменты жизни. Переход из младшей школы в среднее звено со сменой учителей, восьмой-девятый класс - подростковый возраст с его гормональными перестройками - все это отражается на психике. Есть и усталость учителей.
- Вы сами пишете компьютерные программы?
- Нет, я собираю материал, анализирую его, а программу составляют три моих одноклассника.
- Почему тест Люшера, откуда вы узнали про него?
- Из библиотечных книг, я всегда просматриваю тесты, и этот мне очень понравился. Я вообще давно увлекаюсь психологией.
- Какие результаты по программе у вас уже есть?
- Мы тестировали 68 человек из трех пятых классов, 24 из них были с повышенным и высоким уровнем тревожности. Мы разбили их на пять групп и в течении двух месяцев проводили коррекцию, после этого результаты показали уменьшение уровня тревожности. Тестировали и учителей, из 19 человек у 15 диагностировали синдром сгорания, когда человек уже ничего не хочет, силы, может, еще есть, но морально он уже ничего не может. После курса коррекции результаты изменились в лучшую сторону. Учителя вообще восприняли это с восторгом.
- Можно сказать, что у детей в результате улучшается успеваемость?
- Ученики этого не отмечали. Но учителя говорят, что одни дети становятся более спокойными и усидчивыми, другие, кто был заторможен, начинают воспринимать информацию. Мы ведь проводим коррекцию всех состояний психики, доводим до нормы. Ученики становятся более внимательными, восприимчивыми, им легче учиться.
- То есть два типа учеников - те, кто скачет на занятиях, гиперактивные, и те, кто мечтательно смотрит в окошко. Вы и тех и других приводите к нормальным показателям и они начинают учиться лучше.
- Да, так и есть.
Программой урюпинского школьника заинтересовались даже преподаватели Ставропольской государственной медицинской академии. Дело лишь за патентом и прочими официальными бумагами.
По итогам соревнований, которые оглашались 15 ноября, Виктор Бутенко вместе с девятью другими участниками занял третье место. Его вызывали на сцену еще два раза: чтобы вручить приз от молодежного жюри соревнований и специальный документ Центрального совета программы «Шаг в будущее» - свидетельство кандидата в состав национальной сборной РФ для участия в лондонском молодежном международном научном форуме.
Подобные свидетельства, позволяющие участвовать в нескольких молодежных конференциях в разных европейских городах, получили около 30 молодых ученых. Дипломы, сертификаты и, конечно, ценные призы были вручены трети участников, причем многие из них были отмечены сразу в нескольких номинациях. Так же, как победитель соревнований Олег Кулаков, учащийся лицея-интерата для одаренных детей Северо-Кавказского государственного технического университета.
Председатель экспертного совета программы «Шаг в будущее, Юг России» профессор СГУ Андрей Лиходеев, поздравляя победителей, сказал, что обращаться к этим ребятам иначе как к коллегам не может. Так значима научная работа, которой они занимаются уже сейчас.
Геннадий Тимофеев, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, высказал уверенность в том, что участники программы еще скажут свое слово в развитии науки.

Виктория ХВОРОСТЬЯНОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет