Вы здесь

Монументальная скульптура и отношение к ней властей

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Монументальная скульптура и отношение к ней властей

Впервые в Ставрополе в Выставочном зале Союза художников РФ открылась выставка скульпторов Юга России, посвященная 250-летию Российской Академии художеств.

В экспозиции регионального масштаба приняли участие около 70 авторов из Ростова, Краснодара, Ставрополя, Новороссийска, Черкесска, Элисты, Волгограда и даже Москвы. Ретроспективная выставка охватывает большой круг тем, жанров и материалов. Здесь можно увидеть произведения искусства, созданные из гипса и бронзы, мрамора и дерева, алюминия и камня.
На прошедшей перед открытием выставки пресс-конференции для местных СМИ авторы рассказали о проблемах российской скульптуры, некоторые из которых и решаются благодаря передвижной выставке, созданной под эгидой Академии художеств. Напряженное и тяжелое физически искусство пережило в конце XX века немало трудных моментов. Сначала, как сказал заслуженный художник РФ Александр Аполлонов (г. Краснодар), ваяли, в основном, памятники Ленину и скульптуры военной тематики. А потом, когда ушли в прошлое официальные художественные советы, появилась другая напасть - самодеятельность, неважное качество и отсутствие вкуса. Однако уже в самом начале XXI века началось возрождение общей культуры страны, в том числе и скульптуры. «Каждый из нас, - отметил член-корреспондент РАХ Сергей Олешня (г. Ростов), - является продолжателем русских традиций и основ русской академической школы. Декоративная, монументальная и станковая скульптура продолжает свое развитие». А профессор Суриковского института (г. Москва) Иван Черапкин говорил о том, что реалистическая школа сохранилась только в России. И если на Западе увидишь что-то интересное, то и там ищи русские корни.
Вот такая выставка, освященная член-корреспондентами и профессорами, собравшая талантливых скульпторов, с успехом прошедшая уже в Краснодаре и Ростове, - приехала в Ставрополь. А здесь к ней присоединились ставропольские мастера резца, а также скульпторы из Калмыкии и Карачаево-Черкесии. И совсем не случайно, что свое передвижническое движение эта яркая, жанрово насыщенная выставка начала именно с Ростова и Краснодара. В этих крупных областных центрах Юга России власти уже поняли огромное культурное значение монументальной скульптуры. В экспозиции даются красочные фотоплакаты, на которых можно увидеть памятник императрице Елизавете Петровне, установленный в Покровском сквере Ростова, и обаятельную бронзовую скульптуру «Ростовчанка у колонки». Авторы и того, и другого произведения С. Олешня и А. Дементьев. А в Краснодаре А. Аполлоновым (с командой единомышленников) восстановлен памятник Екатерине Второй. И это, как считает известный ставропольский скульптор Николай Санжаров, - настоящий подвиг. Ведь, как мы помним, его произведение - монумент героям-доваторцам был снесен властями, как мешающий автомобильному движению на улице Доваторцев. «Скульптура, - говорит Санжаров, - это божественное искусство, и Бог, по сути дела, был первым в мире скульптором. Все на свете тленно, а вот гранит может существовать 600 лет, бронза - 500 лет. У нас сейчас сложное время (а когда оно было простым?), что-то, слава богу, возрождается, но хотелось бы, чтобы в творчестве наших скульпторов звучала и социальная тема. В какой-то степени это «зацепил» ставрополец Георгий Мясников в своей работе «Пора собирать или разбрасывать камни» (бронза)».
Добавим, что благодаря именно активности и энергии Георгия Мясникова, который проявляет себя и в храмовом строительстве, и в монументально-декоративной пластике, - ставропольцы имеют возможность познакомиться с этой интересной выставкой. И каждый посетитель наверняка найдет что-то созвучное своей душе. Будь-то теплая, хотя и мраморная «Прародительница» А. Аполлонова, строгий «Николай Можайский» (дерево) ставропольца А. Попова, бронзовая «Амазонка» В. Белякова (г. Ростов) или гипсовый «Калачакра. Буддийский лама» Н. Евсеевой из Элисты. Своеобразный национальный «уголок» устроили в общей экспозиции работы черкесского скульптора М. Хабичева. И в его центре деревянная, разукрашенная бусами, цепочками, «Златоплодоница - восточная девица». Н. Санжаров представил оригинальный мраморный опус «Aв ovo» (от яйца) и лирическую композицию из алюминия «Элегия», где одна девушка задумчиво сидит на подоконнике, а другая играет ей на скрипке. Приятное впечатление оставляют тонкий деревянный «Торс» и женская фигура в «Полете» (бронза) новороссийца Г. Панько, железные «Коперник» и «Закат» П. Черкиса из Волгограда, бронзовые «Вакх» ростовчанина Д. Бегалова и «Бетховен» краснодарца Н. Бугаева. В общем, приходите и сами смотрите.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет