Вы здесь

Несовременная идея

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Несовременная идея

Первые глобальные перемены в образовании, как и во многих других областях затеял Петр I. С тех пор систему перекраивали много раз: вводилось и отменялось раздельное обучение, «семилетка» превращались в «десятилетку», учебные учреждения меняли свой статус. А самой первой реформе российского образования чуть больше трех столетий.

До XVIII века в России было только церковное, кстати, бесплатное образование. После неудачных военных действий в Северной войне Петр I решил, что государству необходимы обученные профессионалы в различных областях – корабельные инженеры, мореходы, артиллеристы, офицеры. В 1701 году в Москве была утверждена «Школа математических и навигационных наук», навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия (вспомним гардемаринов).
Первый в истории государства школьный Устав был принят в 1766 году. Согласно ему были созданы Главные и Малые народные училища. Тогда же появились первые два университета – в Москве и Санкт-Петербурге.
С 1804 года, с появлением нового школьного Устава, стали создаваться уездные гимназии и приходские училища. Обязанность содержать их возлагалась на уездные и губернские города. В эти же годы были основаны и два новых университета – Казанский и Дерптский (Тартусский).
Наконец, в 1811 году было образовано всем известное учебное заведение, которое занималось воспитанием будущей элиты, – Царскосельский лицей.
Радикальная реформа была проведена в 70-е годы ХIХ века. Ее главной задачей было установление всеобщей грамотности. Вопреки мнению о «первоисточнике» ликбеза – коммунизме.
Начальное образование представляли сельские одноклассные и двухклассные школы Министерства народного просвещения и такие же школы, подведомственные Святейшему Синоду, а также городские трехклассные начальные училища с шестилетним сроком обучения. В одноклассной школе в течение трех лет учили русскому языку, чистописанию, закону Божию, арифметике. В двухклассной учились четыре года и должны были еще усвоить немного истории, географии, церковного пения, естествоведения и даже черчения. Городские школяры ко всему этому должны были освоить начала геометрии и церковнославянский язык.
Среднее образование конца XIX века – это мужские и женские гимназии с 8-ми и 7-ми летним сроком обучения и реальные училища. В гимназии изучались преимущественно гуманитарные дисциплины и иностранные языки, в том числе латынь и древнегреческий. В женских могли быть дополнительные педагогические курсы. В училищах упор делался на обучение физике, химии и черчению. В последнем классе шла уже специализированная подготовка для поступления в технологические и инженерные вузы. Фактически имеем гуманитарное и техническое образование.
И даже облегченная программа существовала уже в XIX веке. Дети, не способные освоить программу классической гимназии, обучались в прогимназии с сокращенным до 4-6 лет сроком обучения и простой программой по ряду предметов.
В первые годы советской власти гимназии, прогимназии, реальные и высшие начальные училища были уравнены в правах и названы советскими трудовыми школами. Тогда же было отменено раздельное обучение мальчиков и девочек. И вновь восстановлено в 1943 году. И опять отменено после смерти Сталина.
В 1992 году начали появляться негосударственные образовательные учреждения. И случился настоящий праздник для школьников: отменили обязательную школьную форму. Общеобразовательная же школа в начале 90-х стала одиннадцатилеткой, но учились школьники десять лет, за счет «скачка» через класс. Одиннадцать лет проводили за партой только те, кто в шесть лет пришел в нулевой класс.
Сколько лет будут учиться нынешние первоклашки и станет ли реальностью «двенадцатилетка», пока не ясно. Самый очевидный минус такой системы – многие мальчишки лишатся возможности поступить куда-либо после школы, они сразу попадут в армию. А сельские школы рискуют играть свадьбы в выпускных классах.

Подготовила Виктория ХВОРОСТЬЯНОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет