Вы здесь

«Пусть голоса органа снова грянут»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Пусть голоса органа снова грянут»

Орган... Когда говорят об этом уникальном музыкальном инструменте, обычно представляешь себе всемирно известную мощную ре-минорную Токкату и фугу Баха, или же его виртуозные, но несколько эмоционально холодноватые прелюдии. То, что звучало на днях в Кисловодском Органном зале Госфилармонии на Кавминводах, было не похоже ни на что, доселе исполнявшееся. Да и само название программы - «Любовный напиток» или «Страсти по...» - подошло бы, скорее, к вокальной или оперной музыке. Но все эти рассуждения были мгновенно забыты, когда начался необычный концерт.

Заслуженная артистка России, лауреат Всероссийского конкурса органистов Светлана Бережная и музыковед Госфилармонии на КМВ Людмила Васильева постепенно, «ступенька за ступенькой», раскрывали перед слушателями лирическое «кредо» композиторов рубежа XIX - XX веков. Да, здесь было и мощное фортиссимо, бурный звучащий «поток» (в «Интраде» Яна Сибелиуса). Были и жгучие ритмы музыки ярких испанцев Исаака Альбениса и Пабло Сарасате. По словам музыковеда Васильевой, их сочинения похожи на бокал вина, согретого жарким солнцем Средиземноморья. А, быть может, на бокал приворотного зелья, ведь от этой музыки, «переведенной» на «язык» органа самой Светланой Бережной, зрители замирали, боясь пропустить хоть один звук.
На смену контрастной, резкой и порывистой музыке испанских композиторов пришли совсем иные - утонченные и в то же время драматичные сочинения французов - Франсиса Пуленка, Габриэля Пьерне, Сезара Франка. Никогда не думала, что из органа можно «извлечь» такую массу разнообразных нюансов. Под пальцами Бережной он действительно звучал как король музыкальных инструментов. Васильева же, рассказывая об авторах исполняемых произведений, находила не только интересные факты в их биографиях, но и волшебные стихи, как бы раскрывавшие содержание музыки. Тонко и изящно. А потом были исполнены сочинения аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, который всю жизнь писал только танго. В органной транскрипции Светланы Бережной его танго («кристаллы вечности», как их назвала Людмила Васильева), звучали нежно и печально, темпераментно и ярко. И уж совсем необычную и праздничную «окраску» они приобрели в дуэте органа и вибрафона. Село на ударных (артист Госфилармонии Андрей Дмитриевский) добавило популярному «Танго свободы» Пьяццоллы какую-то особую раскованность и триумфальность.
После концерта, уже во второй (а может быть, в первой) своей ипостаси - генерального директора Госфилармонии на Кавминводах, - Светлана Бережная рассказала корреспонденту «СГВ», что весь 2007 год прошел в филармонии под знаком Рахманинова. Академическим симфоническим оркестром (под управлением главного дирижера Конрада Ван Альфена), солистами филармонии были исполнены все сочинения великого русского композитора, вплоть до поэмы «Колокола». Как всегда, с большим успехом прошел полуторамесячный XII Всероссийский фестиваль академической музыки имени В.И. Сафонова «XXI век. Посвящение». В нем, помимо российских артистов, приняли участие известные музыканты из Германии, Франции и других стран.
В новом, 2008 году, коллектив Госфилармонии на КМВ познакомит слушателей как с популярной, так и с менее известной музыкой Чайковского. Музыкальный «год Чайковского» начнется 31 декабря еще нынешнего года, когда на сцене знаменитого Курзала будет впервые исполнена опера-сказка Чайковского «Иоланта». В ней выступят вместе с академическим симфоническим оркестром (дирижер - лауреат международных конкурсов Илья Гайсин) солисты Большого театра и «Геликон-оперы». А 135-летию великого Шаляпина будет посвящено несколько программ в традиционном летнем Сафоновском фестивале, который в 2008 году намечается провести под «говорящим» названием «Экспрессия. Любовь».
Главное, что жителей и гостей Кавминвод ожидают встречи с операми Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балетами: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», всеми симфоническими и камерными его произведениями.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет