Вы здесь

Сказка и быль

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Сказка и быль

Ставропольская музыкальная школа № 1 все эти дни жила во власти сказок. Одна из них - «Про Цыпу, Царевну-Несмеяну и Бабу-Ягу» была поставлена и блестяще сыграна учениками класса преподавателя по фортепиано Елены Саитбаталовой.

Музыкальные «чудеса» происходили на сцене благодаря «обаяшке» Бабе-Яге (Марина Черкасова), ее сыночку - толстому Цыпе (Андрей Васильев), надменной царевне Матвевне (Сабина Лебедева), волшебной ели. Один только взмах ее мохнатой ветки «оживил» дыньку, тыквочку, апельсин, мандарин, банан, вишню, малину, клубнику, которые закружились в веселой пляске. Были здесь - в сказочном сне - Фея фруктового королевства и танцующие Чупа-чупсы, Хрюша, Крыса и Лягушка, и другие поющие, играющие на музыкальных инструментах веселые персонажи. И настолько все они были артистичны, что зал от души хохотал и аплодировал.
А родители юных артистов, которые вместе с педагогом Еленой Саитбаталовой шили ребятам великолепные наряды, строили декорации, репетировали спектакль - в который раз убедились, что их дети, прикоснувшись к миру музыки, стали и большими тружениками, и богатыми духовно людьми. «Это такое счастье, - сказала одна мама, - видеть своего ребенка на сцене, видеть, как горят его глаза». Были потом подарки, хлопушки и елочные игрушки, и, как всегда, общая, всеми любимая песня «Маленькой елочке холодно зимой».
Но Новогоднее «чудо», в котором живой Мандаринчик не выговаривает букву «р», а поет, как настоящий вокалист, злые Червячок и Гусеница в финале становятся милыми и добрыми, - ушло вместе с любимым праздником. За «кулисами» же созданного талантом и трудом детей и взрослых представления остались печальные глаза и грустные размышления Елены Викторовны Саитбаталовой о тех препятствиях и преградах, которые каждый раз ей приходится преодолевать в ее профессиональной и общественной творческой деятельности. Почему это происходит в музыкальной школе № 1 - том учреждении культуры, которое должно нести в массы великое искусство? Об этом наш «послепраздничный» разговор с Еленой Саитбаталовой.
- Не так давно, - рассказывает Елена Викторовна, - в школе прошел мой юбилейный творческий вечер, подготовленный моими нынешними и бывшими учениками, и их родителями. Вопреки всему, он получился добрым, красивым, с оригинальными задумками, со слезами счастья на глазах. Говорю «вопреки» потому, что перед этим я пережила немало горьких минут. Детям не давали репетировать в зале, запретили играть на новом рояле. А потом, опять-таки вопреки школьной традиции, не разрешили мне угостить учеников различными сладостями. Думаете, это мелочи? Но такие же «мелочи» со стороны администрации школы преграждают путь любым моим творческим идеям вот уже 30 лет.
- Елена Викторовна, насколько я знаю, только за последние пять лет ваши ученики завоевали более 50 (!) наград на самых престижных в стране конкурсах юных пианистов. Видимо, поездив по России, вы теперь вполне можете сравнить творческую атмосферу вашей музшколы и других подобных учебных заведений.
- Еще в 1996 году я впервые побывала на волгодонской земле, в ДМШ № 1 имени Шостаковича. Там проходил российский конкурс пианистов «Вдохновение». И была просто потрясена отношением директора школы Ирины Михайловны Багаевой к своему коллективу. Во всем деловой подход, а главное - поддержка в, казалось бы, «космических», на первый взгляд, неисполнимых идеях. Тогда я, вдохновленная примером, взахлеб рассказывала в нашей школе об увиденном и услышанном, предлагала и в родной школе создать отделение одаренных детей. Ведь наш город полон талантливыми детьми, им надо только дать творческий «толчок». И услышала «отрезвляющее»: «Вот и езжайте жить и работать в Волгодонск!»
То же самое происходило и после моих встреч с яркими, интересными педагогами на российских конкурсах в Москве, Липецке, Пятигорске. Так хотелось что-то изменить в родной для меня школе, приблизить ее профессиональный и творческий уровень к лучшим музыкальным школам страны. Мечты, мечты... А в реальности слышала: «Елена Викторовна, вы рядовой преподаватель, а потому сидите в своем классе и занимайтесь своей работой». Отметена была с ходу и моя идея о создании системы дополнительных, оплачиваемых по хозрасчету часов. Хотя она практикуется в московских музшколах и очень продуктивна, так как повышает престиж музыкального образования, стимулирует работу педагогов, а главное - поднимает качество обучения детей.
Еще один важный момент. Восемь лет назад я предложила ввести в школе должность завуча по воспитательной работе, представив в письменном виде круг обязанностей завуча и всю систему воспитательных мероприятий. И даже сказала, что могу заняться этой работой бесплатно, на общественных началах. Мне, как всегда, отказали, а спустя несколько лет эту «единицу» ввели в музыкальных школах. И на эту должность в нашей школе назначили педагога Наталью Анатольевну Марченко - человека, у которого я все эти годы была наставником. Она и по сей день, проводя любое мероприятие, постоянно выспрашивает, как бы это сделала я. Теперь все, проводимые мной концерты, творческие вечера, сказки и многое другое, «забывают» внести в перечень проводимых школой мероприятий, который представляется в городское управление культуры.
И, наконец, последний случай возмутил до глубины души не только меня, но и других, связанных с ним, людей. Месяц назад завуч школы Н.А. Марченко попросила меня подготовить и провести Новогоднюю музыкальную сказку для учащихся школ города. Я согласилась и села за сценарий. Ребята повалили гурьбой с просьбами участвовать в сказке. Все было готово, когда, неожиданно у меня забрали организацию и проведение этого мероприятия, ничем вразумительно это не объяснив. Скорее всего, моя бывшая «наставляемая» поняла, или ей помогли понять, что мыслями и идеями Саитбаталовой вполне можно пользоваться (что она и делала все эти годы), а вот фамилию мою, при всем том, называть необязательно. Все это может помешать ее далеко идущим карьерным планам и собственному пиару.
- В чем, он - этот пиар, собственно, выражается?
- Начнем с того, что в одном из интервью на телевидении Н.А. Марченко с гордостью рассказывала, как она проводит придуманное ей в форме сказки «Посвящение в первоклассники» с интересной клятвой первоклашек. Но, видимо, запамятовала, что идея и первая сказка («Питер в стране музыкальных инструментов»), как и «Клятва юных музыкантов», были придуманы и проведены мной. Так и здесь. Ведь прежде, чем забрать у меня организацию и проведение городской сказки, мне предложили написать ее сценарий (пообещав за это три тысячи рублей), но, чтобы автором мероприятия была Н.А. Марченко. Да! Я безмерно люблю свою работу и всегда рада помочь коллегам, обращающимися ко мне за помощью. Но когда из тебя постоянно, под разными предлогами «вытягиваются» идеи и задумки, а потом все это «подается» как собственное творчество, - это уже чересчур. Плагиат, как говорится, дело наказуемое.
Новогоднюю сказку, как вы знаете, я все-таки провела, и говорят, что очень неплохо. Правда, без усилительной аппаратуры, нам ее просто не дали. Дело в другом. Так хочется, чтобы родная музшкола стала одной из лучших в стране, чтобы у нас была введена интересная (не протокольная), разноплановая система воспитательной работы, а не отдельные концерты, «работающие» только как реклама завучу. Но этому чуду в нашей школе, где больше ценятся, к сожалению, не деловые и профессиональные качества, а умение быть удобным и «незаметным», - похоже никогда не суждено сбыться.
- С другой стороны, «что под Новый Год желается, все всегда сбывается». Будем надеяться, что и ваши, всегда светлые и нужные идеи будут востребованы.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет