Вы здесь

Знать язык, значит, иметь право летать

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Знать язык, значит, иметь право летать

С 5-го марта 2008 года пилоты и штурманы гражданской авиации, не владеющие английским на 4-м уровне по шкале оценки языковых знаний ИКАО, допускаться к зарубежным полетам не будут.

«Во главе угла» принятого в июле прошлого года Минтрансом решения стояла, прежде всего, безопасность. Всем хорошо известны трагедии в Тенерифе и Дели, жертвами которых стали сотни человек, а причиной – неспособность диспетчера и экипажа понять друг друга в силу слабой языковой подготовки. Такая проблема существовала всегда, особенно она усугубилась с началом перестройки, когда значительно расширились рамки полетов за рубеж. Но только в 2007-м году федеральные авиационные власти России, подчиняясь требованиям Международной организации гражданской авиации, издали документ, обязывающий все отечественные летные подразделения овладеть английским практически в совершенстве, если, конечно, их интересуют не только полеты в небе Отечества, но и по всему миру.
Летный отряд ФГУАП «Кавминводы-авиа» в этом смысле не остался в стороне. Здесь приближение 5-го марта ждали спокойно, в рабочем режиме, потому что усиленно заниматься английским начали задолго до приказа Минтранса. Ну а вышедшее в свет указание стало лишь подтверждением правильности собственных действий и толчком к тому, чтобы программу спецподготовки по английскому и сертифицированных экспертов иметь на базе родного авиационно-учебного центра.
- Раньше наши летчики повышали уровень своих знаний по английскому раз в два года, - говорит командир авиационно-учебного центра ФГУАП «Кавминводыавиа» Владимир Николаевич Ковалев. - На сто двадцать учебных часов они садились за парты АУЦ. Но этого было явно недостаточно, тем более, если постоянно не практиковаться. Весьма наглядно это показала работа экипажей в Иране: полетели туда с ограниченным языковым запасом, и только через два месяца полетов и ежедневного общения на английском мы стали свободно ощущать себя в заграничном небе. Учитывая данный опыт, совместно с нашим генеральным директором, заслуженным пилотом России Василием Викторовичем Бабаскиным мы решили сделать курс обучения для летного состава ежегодным, что в условиях непрерывного производственного процесса организовать не просто. Кроме того, это немалые расходы для предприятия. Но наш руководитель, сам действующий пилот, прекрасно понимает: знание языка – одно из составляющих безопасности. А если дело касается безопасности, денег у нас в компании на это никогда не жалели.
После ежегодного языкового курса члены летного состава получают домашние задания, которые должны ежемесячно сдавать в виде зачетов. Таким образом, процесс обучения языку получился непрерывным. С выходом документа, регламентирующего уровень знаний английского, в учебном центре провели тестирование всего 209-го летного отряда, которое наглядно показало каждому пилоту, что нужно еще поднажать на учебу. За помощью в создании усовершенствованной методики подготовки по английскому обратились к специалистам старейшего в стране Санкт-Петербургского авиационно-учебного центра. У них на тот момент уже была и компьютерная программа, и необходимые сопровождающие ее инструменты.
- Конечно, пришлось заплатить коллегам немалые деньги, но это того стоило. Ведь в нашем регионе не удалось найти такого специалиста, который бы в совершенстве владел авиационным английским языком, да к тому же смог написать программу, - рассказывает Владимир Ковалев. - Преподаватели из северной столицы приехали к нам, провели семинар с нашими педагогами, выборочно протестировали летчиков, и потом мы совместно выработали план необходимых мероприятий. В конце ноября на заседании рабочей группы Ространснадзора, контролирующей весь ход подготовки к вступлению в силу новых требований, мы отчитались по выполнению задач, определенных международными стандартами, которые дают право на проведение тестирования по шкале ИКАО. И теперь у нас есть надежда на то, что АУЦ «Кавминводыавиа» войдет в число учебных центров, имеющих право обучать, тестировать и давать сертификационное заключение летным специалистам об уровне их языковой подготовки. Два наших преподавателя – Инна Казанчанская и Наталья Дикова прошли специальное обучение в Екатеринбурге и Москве, а Казанчанская еще почти два месяца стажировалась в Англии в Кембриджском университете. Они стали сертифицированными рейтерами, проще сказать, экспертами, у которых есть право оценивать знания летчиков по английскому языку.
Согласно разработанной программе, каждому летному специалисту нужно очень хорошо освоить 38 тем, рекомендованных документом 9835 ИКАО. Это они делают без отрыва от производства, в перерывах между полетами, с обязательной сдачей зачетов. Данные об успехах пилотов или об их нерадивом отношении к учебе в обязательном порядке передаются командиру летного отряда и директору по организации летной работы. Периодически ход подготовки контролирует лично генеральный директор компании. К счастью, весь летный состав очень ответственно относится к требованиям руководства и времени, поэтому наказывать за нерадивость на сегодняшний день некого. Сделанный командиром АУЦ анализ позволяет с оптимизмом смотреть вперед – порядка тридцати человек на данный момент подготовлены по 4-му уровню ИКАО, а значит, могут получить соответствующий сертификат и желанную запись в пилотском свидетельстве. Это весьма неплохой показатель, учитывая общую численность летного состава. Но в «Кавминводыавиа» считают, что овладеть данным рабочим уровнем должен каждый пилот, и стремятся к этому. Поэтому еще шестьдесят человек уверенно приближаются к поднятой руководством ГА планке. В этом им помогают пятеро высококвалифицированных преподавателей, среди которых аспиранты и соискатели ученых степеней.
Было время, когда в угоду чьим-то частным интересам языковую подготовку летных специалистов пытались завязать на одном московском учебном центре, ведь это большие деньги. Монополизация данного вопроса не удалась, и регионам дали-таки возможность отличиться. Авиационно-учебный центр ФГУАП «Кавминводыавиа» не преминул этим воспользоваться, и результат уже реален: глубокое, а не поверхностное изучение языка по специальной программе, свои эксперты, и, как следствие, серьезная экономия средств предприятия.

Ольга МАКСИМЕНКО, г. Минеральные Воды.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет