Вы здесь

СТИХИЯ ОГНЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

СТИХИЯ ОГНЯ

В Ставропольском Выставочном зале Союза художников России открыта персональная выставка заслуженного удожника РФ, рофессора, академика Российской Академии художеств, мастера эмальерного искусства Николая Вдовкина, посвященная его 60-летию.

Прежде чем прийти к горячей эмали, Николай Михайлович - выпускник знаменитой московской Строгановки, занимался станковой живописью, керамикой, стеклом, металлом, деревом, монументальным искусством. В Союз художников России он вступил в 1975 году именно как монументалист. «Поехал в Хабаровск в начале 70-х годов, - рассказывает Вдовкин, - на три месяца (делал там монумент Славы на площади Славы), а остался на 15 лет. Там и жену встретил, и дочь в Хабаровске родилась».
С Дальним Востоком Николая Вдовкина связывает очень многое. Здесь он освоил сложную технику создания для интерьеров витражей из слоистого стекла. Работал в Японии, Сингапуре, побывал в Китае, потом судьба забросила художника в Австралию. А вот с эмальерным искусством впервые «столкнулся» в Венгрии, в городе Кечкемете.
В 80-90-е годы XX века древнее искусство горячей эмали переживало свое возрождение. Археологические находки изделий, украшенных эмалью (ювелирных украшений, церковной утвари), относятся как к Средневековью, так и к творчеству народов, живших до нашей эры. Эмаль существовала в Византии, древней Грузии, во Франции и на Руси (в основном, финифть). Эмаль делалась не только на меди, но и на золоте и серебре.
- Сейчас, - говорит Николай Михайлович, - разрабатывается совершенно новый пласт эмальерного искусства. Так как оно очень долговечно, то используется также для облицовки станций метро и даже в космических аппаратах...
В юбилейной выставке Вдовкина представлено 67 его работ. Как сказал сам автор, в Ставрополе он сделал камерную выставку для своих друзей и поклонников. А вот 22 июля откроется его персональная выставка сразу в девяти залах Российской Академии художеств (г. Москва). Там лауреат Золотой медали Академии художеств России представит на суд коллег и зрителей полторы сотни своих произведений. Незаурядная фантазия, образное мышление, самобытность, знаковые элементы, богатство цвета, выразительные образы - все это можно увидеть на нынешней выставке. Особое место в его творчестве занимает тема женщины - матери. Это и одна из последних его работ «Тревога» (медь, горячая эмаль), и «Парижская мадонна» (левкас, акрил, медь, горячая эмаль), и ранняя серия пастелей «Мои современницы».
Эмаль близка к живописи, но роль связующего звена здесь выполняет огонь, его необузданность, стихийность. А в таких работах Вдовкина, как «Уличные музыканты», «Слепой наставник», «Колесница судьбы», серии эмалей «Малые народы» и «История одной птицы», - проявляются символика, игра, театральность, парадоксальность, сказочность, юмор и даже гротеск.
На открытие выставки Николая Вдовкина съехались друзья, были представители Академии художеств России, министерства культуры края и, конечно, родные мастера. Те, кто вместе с ним живут и работают в селе Побегайловка Минераловодского района: супруга Валентина Гелиевна, дочь Екатерина, зять Михаил Скворцов, и даже внук (год и три месяца) - полный тезка знаменитого деда. Все они, кроме, естественно, малыша, работают с металлом, а значит - с огнем. Из последних творческих событий объединенной семьи и школы Вдовкиных-Скворцовых можно считать их поездку летом 2007 года по Европе. Со своими выставками они побывали в Германии, Дании, Люксембурге, Бельгии, Голландии. В немецком городе Нойштадте как раз в это время открылся музей эмальерного искусства. Тридцать работ семьи мастеров остались там в качестве подарка. А все потому, что звонкая нота стихии огня, тепла, доброты звучит не только в произведениях Вдовкиных-Скворцовых, но и в их душах.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет