Вы здесь

ПОД ПРИЦЕЛОМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ПОД ПРИЦЕЛОМ

- Вы еще не получали на меня анонимку? Как другие редакции? Судя по тону вопроса, председатель ССПК «Путь Ленина» А. Земцев не шутил. Оказывается, многие редакции газет подметные письма под копирку уже получили. Корреспонденты зачастили в Новотроицкую. Одна газета даже успела выступить. Мы анонимок не получали. Видимо, нас не было в сценарии захвата предприятия, в котором шельмование руководителя стоит явно не на последнем месте. Александр Валентинович рассказал историю, которая дает представление о том, как проводится современный рейдерский захват сельхозпредприятия, и кто в этом деле какую играет роль.

«ЛУЧШЕ ПО-ХОРОШЕМУ...»
Все началось еще в 2004 году. Вновь назначенный главой администрации Изобильненского района П. Яковлев вывез руководителей хозяйств в ООО «Русь» Новоалександровского района, принадлежащее группе компаний «Агрико». Лейтмотивом встречи был акцент на том, как хорошо работают инвесторы, и нам надо у них учиться. Здесь же Яковлев познакомил Земцева с представителем фирмы-инвестора. Тот напросился приехать.
Ждать он себя не заставил, и был до предела откровенен. Фирма намерена расширять свое присутствие в районе, в планах – иметь не менее 50 тысяч гектаров земли. 10,5 тысячи гектаров, которые обрабатывает «Путь Ленина», ей бы не помешали. Для начала можем помочь. Главное, чтобы Александр Валентинович не был против.
Земцев наотрез отказался. Он знал, что такое «помощь» инвесторов. Фактически это предложение влезть в долги со всеми вытекающими последствиями. У ССПК положительный баланс, и есть реальная возможность колхоз в его теперешнем виде сохранить. Хозяйство коллективной формы собственности, и другой людям не надо. Хотя и не жируют, но на жизнь хватает. Ежегодные доходы в пределах 130 миллионов рублей, каждый год заканчивается с прибылью. Животноводство убыточно из-за низких закупочных цен, но сохранять его приходится из-за необходимости дать людям рабочие места. Тем более, что убытки от него перекрываются прибыльным растениеводством.
Представитель уехал не солоно хлебавши.
УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО
Звонок Яковлева: «Как разговор?» Земцев ответил, что предложение не принял. Странное совпадение: именно после отказа со стороны районной администрации пошел явный прессинг. Достижения не замечались, недостатки раздувались. Что ни районное мероприятие – критика «Путь Ленина». Как правило, высосанная из пальца. Например, глава нещадно ругает Земцева за снижение поголовья дойного стада. Оно действительно на 60 голов упало. Выбраковали непродуктивных коров. Но «не замечает» глава, что именно «Путь Ленина» является единственным в районе хозяйством, которое еще занимается молочным животноводством. Что надои – больше четырех тысяч килограммов на корову. Несмотря на то, что в районе закрылся последний пункт приема молока, и «Путь Ленина» вынужден сдавать свои ежедневные пять тонн аж в краевой центр! Еле уговорил Земцев руководителя Ставропольского молочного комбината брать свою продукцию! Хозяйство имеет 1350 голов крупного рогатого скота, тогда как во всем районе, включая частный сектор, его чуть больше семи тысяч! Да на Земцева молиться надо, в пример его ставить!
Но... Критика идет почти четыре года! Подозревая, что стал объектом атаки, Земцев, как говорится, подчищает хвосты. Закрывает уязвимые места. Колхоз помог пайщикам переоформить свидетельства на землю – теперь комар носа не подточит. Договора с пайщиками – на десять лет. В одностороннем порядке увеличил плату ССПК за аренду земли. С этого года владельцы паев будут получать по две с половиной тонны зерна. Нашел возможность прибавить людям заработки: если в первых год фонд зарплаты был 17 миллионов рублей, то сейчас – 31 миллион...
В декабре прошлого года опять приезжает представитель: «Ну как, Вы не передумали?»
Земцев – крепкий орешек. Ответ был таким же, как в 2004 году. И реакция гостя – та же: мы не отстанем, мы любыми методами закрепимся, у нас будет 50 тысяч гектаров земли – в бюджете фирмы на эти цели деньги уже предусмотрены.
Следом грянули проверки. ОБЭП пришла по анонимному письму, хотя вроде по закону не обязана на такие реагировать. Налоговая инспекция заявилась с «плановой проверкой»... Больших нарушений не нашли, во всяком случае и Земцев остался на свободе, и счет предприятия не арестовали.
ОРАНЖЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Не мытьем – так катанием. Видимо, дальше ставку сделали на вариант «оранжевой революции». Цель - очернить руководство и все его действия, создать группу недовольных, и через них прийти к власти. Представитель фирмы в крае зачастил в село, начал активно работать с так называемой сельской оппозицией. Легальным ее представителем стал один из фермеров. Агитация среди владельцев паев отдать землю ему – только видимая часть разрушительной работы. Дело дошло до суда. Но решение было вынесено в пользу хозяйства.
И вот теперь – анонимки. Для Земцева они стали последней каплей. Чувствуя, что «Агрико» выходит на финишную прямую в своей борьбе за хозяйство, председатель решил ускорить развязку. Противопоставить черному пиару пиар белый – правду. И начал с предания гласности того, о чем в анонимках не было ни слова: с закулисной возни «Агрико». Звонок в «Ведомости» - от этого решения.
Почему льют грязь на председателя именно сейчас – понятно. Земцев избран коллективом на пять лет, в феврале будущего года отчетно-выборное собрание. Есть реальный шанс сменить его на угодного. Такого, кто путем нужных управленческим решений сделает вчера еще чужое своим. Как знать, при удачном черном пиаре можно провести и досрочные выборы. Уже и кандидатура преемника наметилась. Технология отработанная: скольких руководителей так сместили?
Понимая всю остроту момента, председатель фактически действует по принципу «иду на Вы»: везет нас по производственным участкам, собирает коллективы и ставит вопрос ребром: «Пусть открыто придут, и выложат перед коллективом карты на стол. Они – свои, я – свои. И пусть люди решают, как им дальше жить. В колхозе, оставаться хозяевами своего предприятия, или в найме под инвестором, а скорее всего – остаться безработными».
Люди на этих импровизированных митингах в присутствии корреспондента на вопрос «Быть колхозу?» однозначно высказываются «Быть!». И рассказывают об «Агрико» много чего интересного. Земля ведь слухами полнится. Да, у ее хозяйств современная техника и технологии. Вносят на гектар до 400 килограммов удобрений, тогда как «Путь Ленина» - 80. Больше не получается, потому как цены на удобрения кусаются. У предприятий «Агрико» выше урожаи и как следствие – больше прибыль. Тем более – что расходы меньше. Но вот вопрос: куда и кому эта прибыль идет?
В соседней станице Баклановской, где на руинах одноименного хозяйства «Агрико» создала ОАО «Кубань», число работающих сократилось до... 16(!) человек. Все полевые работы на современной технике выполняют приезжие бригады из соседнего Новоалександровского района. А родственники и друзья тех, с кем мы беседовали, теперь шабашат на стройках в Москве и Сочи. С другой стороны сельхозугодий «Путь Ленина» на землях бывшего СОПК «Изобильненский» также сейчас хозяйничает «Агрико». И также большинство местных оказалось здесь за бортом. Владельцы земельных паев до сих пор не имеют с «Агрико» договоров. Не известно, кто и сколько будет им платить за пользование их землей. И эта неопределенность почему-то не беспокоит районную администрацию. В этих хозяйствах не осталось ни одной животины, инвестор занимается только прибыльным растениеводством. Для сравнения: численность работающих в «Путь Ленина» сейчас 560 человек. Именно столько рабочих может быть выброшено на улицу. На зарплату здесь в год уходит 31 миллион рублей. Да на другие социальные цели – еще 30 миллионов. Продукты, корма для подсобного хозяйства любой колхозник может выписать по себестоимости в хозяйстве. Вряд ли инвестор, как колхоз, оставит 61 миллион в станице. Скорее всего – заберет в далекую Москву, где зарегистрировано «Агрико».
Вот такие были разговоры. Самостоятельные, уверенные в себе люди не хотели пришельцев. Подумалось, а может, зря Земцев беспокоится? Такие колхозники не дадут в обиду ни себя, ни своего руководителя!
КТО ВИНОВАТ
Но опять же, это по здравому смыслу люди не пойдут за теми, кто приведет их в никуда. А если окажутся под влиянием заблуждения? Пиар – сильнейшая штука. Черные технологии потому и черные, что переворачивают сознание, делают дураками вчера еще здраво мыслящих. И это не досужий вымысел. Десятки хозяйств в крае оказались в последние годы под инвесторами. От прославленных коллективов, насчитывающих в прошлые годы тысячу и более человек, остались ножки да рожки. Где сто, а где и того меньше работающих. Я много езжу по краю и вижу: там есть прибыль, но нет жизни. В привычном понимании этого слова, когда люди имели работу, села развивались. Сейчас там повальная безработица, уход мужиков на заработки. Кто виноват?
Не знаю, кому как, а, по-моему, прежде всего виновато краевое правительство, по каким-то необъяснимым причинам предоставившее заезжим гастролерам немыслимые преференции. Отдавшее на потеху беспощадного бизнеса целые села. Уму непостижимо, но шикарный офис ставропольского представительства «Агрико» находится... в здании министерства сельского хозяйства края! Какая тесная любовь! Явно нетрадиционная, потому как краевая власть должна заботиться о нуждах тех людей, кто живет на территории края, а не заезжих гастролеров. Виноваты главы районных администраций, по тем же необъяснимым причинам работающие в интересах тех, кто камня на камне не оставляет от сложившихся десятилетиями трудовых коллективов, кто варварски разрушает колхозный уклад жизни.
Но виноваты и сами колхозники. Это они поверили сладким сказочкам и страшным наветам. Они своими руками голосовали «против зарвавшихся руководителей», «за лучшую жизнь», гладко нарисованную черным пиаром.
Произойдет ли то же самое в Новотроицкой? Поживем – увидим. Во всяком случае, этого не хочет молодой директор. Этого не хотят и те люди, с которыми мы беседовали.
Для начала немало. Тем более, что правда на их стороне.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет