Вы здесь

ЧТО НЕМЦУ ХОРОШО, ТО РУССКОМУ СМЕРТЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЧТО НЕМЦУ ХОРОШО, ТО РУССКОМУ СМЕРТЬ

- В наш колхоз из Германии завезли больных коров. Вот уже два месяца они стоят, и никто не хочет вывозить. Мы боимся, что заразят здоровый скот и хозяйства, и частного сектора!
Эту шокирующую новость сообщил по телефону некий Иван Федорович из станицы Григорополисской, из знаменитого колхоза-племзавода «Россия».

Руководитель краевой ветеринарной инспекции В.Сердюков на мою просьбу прояснить ситуацию сказал буквально следующее: «Ничего страшного не случилось».
Но в самой «России» его оптимизма не разделили. Более того. Были им возмущены.
- Почему же тогда краевые ветеринары, побывав у больных коров, отказались ехать на основные фермы? «А то еще перенесем заразу» - это их слова. Пусть дурака не валяют, а подойдут к делу ответственно, как к тому обязывает должность, - возмущается главный зоотехник колхоза К. Юрченко.
Судя по всему, в хозяйстве даже оказались рады нашему приезду.
- Может быть, широкая гласность поможет от них избавиться. А то уже третий месяц возим делегации, показываем их, рассказываем, а толку нет, - говорит председатель колхоза С. Пьянов.
- Мы так ждали этих нетелей из Германии! Готовили базу, строили планы, - продолжает К.Юрченко. - А когда открыли скотовозы - своим глазам не поверили. Коровы худые, мелкие, некоторые с несвойственными для этой породы горбами, как у зебу. На пятый-седьмой день почти на всех высыпал лишай. Когда же получили результаты лабораторных исследований, проведенные Подольским институтом защиты животных, то ахнули: у четырех животных в крови туберкулез, у шести - блютанг, у семидесяти (из ста!) - лептоспироз. Полный букет тяжелейших, занесенных в список самых опасных, заболеваний, и таких, которые в условиях хозяйства практически не лечатся. Трое животных уже пали. Теперь на всех наших планах крест придется поставить.
Едем на ферму. Действительно, на многих животных до сих пор лишай. Обширные, чуть розоватые пятна по всему телу. Действительно - мелкие, действительно - горбатые. Общий вид вызывает жалость.
- Это они еще отъелись. А то еле на ногах стояли, кожа да кости - говорит К.Юрченко. - Мы проводим лечение так, как прописала ветслужба, кормим досыта. Но что толку? Чудес не бывает.
«Россия» в последние годы многое сделала для развития молочной отрасли. Стадо здесь насчитывает 750 коров. Ежедневно получают 14 тонн молока. Реконструированы фермы, закуплено новое доильное оборудование, охладительные емкости. Только в прошлом году, например, затраты на эти цели составили 28 миллионов рублей. Одним из главных направлений в развитии отрасли стало обновление молочного стада. Полтора года назад попробовали приобрести сто коров в Венгрии. Получилось. То поголовье стало ядром стада. Мы видели этих животных - будто с выставки. В прошлом году надоили по 10600 килограммов молока от каждой из «венгерок» - лучший показатель в крае. В этом году решили продолжить: подготовили ферму, людей. Долго искали, где можно приобрести хорошее поголовье. Наконец, Ставропольское племобъединение предложило вариант из Германии. И вот теперь такой конфуз. Самое плохое состоит в том, что нанесен удар по всем дальнейшим планам «России» в развитии молочного животноводства. Новое поголовье, пока все не утрясется, уже не завезешь. Те же ветеринары не позволят.
Сделка эта лизинговая. Поставщиком животных является племобъединение: оно покупает их за счет краевого бюджета и привозит в хозяйство. Коровы пока являются его собственностью, а если точнее - собственностью Ставропольского края. Колхоз же должен был в течении нескольких лет выкупать их. Разумеется, при прохождении месячного карантина и подтверждения, что все они здоровы, соответствуют ветеринарным требованиям. Поскольку карантин не пройден, животные не соответствуют указанным в договоре требованиям, то «Россия» не подписывает договор и не считает себя ответственным по лизинговым обязательствам. Да они еще юридически и не наступили.
Так что, по большому счету, неудачная сделка нанесла более чем десятимиллионный ущерб бюджету Ставропольского края. А значит и всем нам, его жителям. Бюджет, конечно, все стерпит, но не до такой степени. Затраты самого колхоза, куда входят в основном перевозка и содержание животных в первые два месяца, уже приближаются к миллиону рублей. Меньше, чем племобъединения, но это тоже деньги. И руководители хозяйства намерены добиваться компенсации затрат.
- Разумеется, мы это дело так не оставим, - комментирует произошедшее руководитель племобъединения М. Егоров. - Обратились в наше торгпредство в Германии, наняли юриста. Будем предъявлять иск немецкой стороне, компенсировать потери краевого бюджета. Наша ветслужба направила соответствующее письмо секретарю Международного эпизоотического бюро.
На вопрос, как же все-таки это произошло и кто виноват, М.Егоров ответил, что, скорее всего - фирма-поставщик. Хотя сама технология покупки должна в принципе исключать подобные случаи. В Германии животные тоже месяц стояли в карантине, проходили обследования. При них присутствовали представитель Госветслужбы, наш представитель, а также специалисты из хозяйства-покупателя, ветеринарной инспекции. В документах записано, что животные здоровы. На каждое животное выписан ветеринарный сертификат международного образца. А это ведь не пустой звук. Только на основании этих документов племобъединение производило оплату. Да и без сертификатов они не смогли бы пересечь границу.
Суды - дело долгое. Суды международные - долгое вдвойне. Процесс может растянуться на годы. Что делать с больными животными сейчас? Их болезни переносятся кровососущими насекомыми, и есть реальная опасность, что уже скоро они проявятся у местного стада. Тогда что делать? Кроме того, коровы стельные, уже появился первый приплод. Доить их можно только переносными аппаратами, молоко от них можно употреблять лишь после кипячения. В хозяйстве для этого нет условий. Да и желания большого - возиться с больным поголовьем, нет. И так пришлось выделить на него целую ферму, изолировать ее, сформировать бригаду специалистов, которые на другие фермы ногой не могут ступить.
- Я уже второй месяц обиваю все инстанции, доказываю, что нас попросту кинули. Что привезли нам не породистый скот, а выбраковку. И что есть только один выход - забить поголовье. Или пусть забирают его, везут куда-нибудь в глушь, и там лечат. На словах меня все поддерживают. Но никто не хочет принимать решение, - сетует председатель колхоза С.Пьянов.
«Все инстанции» - это заместитель председателя правительства края Ю. Белый, министр сельского хозяйства А. Манаков, руководитель племобъединения М. Егоров, руководитель краевой ветслужбы В. Сердюков.... С другой стороны, и их можно понять. Случай, по своему, уникальный. Таких по стране в обозримый период было всего несколько. В крае же мы с недобросовестностью заграничных партнеров столкнулись впервые. А то, что она налицо, видно хотя бы потому, что представитель фирмы-поставщика, несмотря на многократные вызовы, до сих пор так и не появился в хозяйстве. Да и руководство фирмы будто пропало, на телеграммы не отвечает. Чует кошка, чье мясо съела?
С другой стороны, кто-то, наконец, должен принять решение. Ведь животные поступили еще 16 апреля. Два с половиной месяца - время достаточное для принятия решения.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет