Вы здесь

«С ДУРНОЙ БАШКОЙ, ВОТ И ВСТУПИЛ...»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«С ДУРНОЙ БАШКОЙ, ВОТ И ВСТУПИЛ...»

Иосиф Сталин захватил лидерство в интернет-голосовании проекта «Имя России», организованного одним из федеральным каналов.
Одним из самых кровавых диктаторов нашей истории – Иосиф Сталин, судя по всему, прочно обосновался на лидерских позициях в списке претендентов на получение этого высокого звания.
Сей факт не оставил равнодушным и наших читателей. Два мнения, две точки зрения будут опубликованы в сегодняшнем и в следующем номере газеты «Ставропольские губернские ведомости».

«В 30-е г.г. жители Ставрополья, как и население всей страны, подверглись необоснованным репрессиям. Пострадало 25 тыс. семей крестьян, рабочих, интеллигенции. Гулаг прошли 42 тыс. ставропольцев».
Из Энциклопедического словаря Ставропольского края.

Мягко, осторожно изложено: «подверглись необоснованным репрессиям, пострадало, Гулаг прошли...». На самом деле, и это составители словаря, конечно же, хорошо знают, в 30-е годы в стране, в том числе и нашем крае, шла чудовищная погромная кампания, которая была организована правящей коммунистической партией. Едва ли КПРФ, «правопреемница» ВКП (б) – КПСС, ее, по - всему, посмертный лидер, покаются за злодеяния, совершенные преступления в период «развернутого строительства коммунизма». Для них это всего лишь «перегибы», «неизбежные издержки революционного периода».
Между тем, «необоснованные репрессии» - это массовые убийства, истребление людей. Занималось реализацией железной воли партии большевиков адское ведомство – НКВД. ГУЛАГ- не что иное как лагеря уничтожения. В «убойные годы» - 37-й, 38-й - был наш собственный фашизм!
Молчит и пресса. Не помню ни одной публикации в краевых газетах прошлого «юбилейного» года, 70-летия начала массовых жестоких репрессий, как нет и статей в этом году, приуроченных к другой «круглой дате» - 70-летию их «завершения». Молчание на «высоком» и на бытовом, обывательском уровне. И оправдание есть: зачем, мол, ворошить прошлое. Затем хотя бы, чтобы оно не повторилось. Между тем, тоска по «железной руке» продолжает бередить души многих наших соотечественников. Начавшийся в этом году телепроект ВГРТК под названием «Имя России», по крайней мере, на первом его этапе, закончился тем, что из 12 предложенных исторических персонажей лидером в результате интернет - голосования стал «отец всех народов». Применительно к 37-38 годам у значительной части «общественно-активных россиян» и не только относящихся к старшему поколению, существует железное убеждение: все делалось за ЕГО спиной, т.е. за спиной товарища Сталина.
Значительная часть «ленинской гвардии» пользовалась авторитетом и занимала в партии руководящие посты не по назначению Сталиным, а по тому же праву профессиональных революционеров. И сместить ее просто так было достаточно сложно. Ждать, когда «марксисты-ленинцы» сменят свои убеждения, а на это трудно было рассчитывать, или ждать, когда уже далеко не молодые, они уйдут естественным путем, Сталин не хотел. Они были «бельмом на глазу» и у назначенцев Сталина, мешая их карьерному росту, да и вообще путались под ногами со своими высокими материями и идеями, вроде всеобщего блага, равенства, мировой социалистической революции и тому подобных химер. Началась глубоко продуманная травля, моральное и физическое уничтожение старой гвардии. В короткое время с ней было покончено. Но если бы этим все и ограничилось. В феврале-марте 37-го состоялся пленум ЦК партии. В его постановлении четко было сказано, что введение новой конституции (декабрь 1936 года) означает новый поворот в политической жизни страны. Вот дословная выдержка из доклада Сталина на пленуме: «необходимо разбить и отбросить прочь гнилую теорию о том, что с каждым нашим продвижением вперед классовая борьба у нас должна будто бы все более и более затухать, что по мере наших успехов классовый враг становится будто бы все более и более ручным. Это не только гнилая теория, но и опасная теория, ибо она усыпляет наших людей, заводит их в капкан, а классовому врагу дает возможность оправиться для борьбы с советской властью. Наоборот, чем больше будем продвигаться вперед, чем больше будем иметь успехов, тем более будут озлобляться остатки разбитых эксплуататорских классов, тем скорее они будут идти на более острые формы борьбы, тем больше они будут пакостить советскому государству, тем больше они будут хвататься за отчаянные средства борьбы, как последнее средство обреченных».
Само собой разумеется, вслед за этим прошли пленумы обкомов, крайкомов, в том числе и Ставропольского (в 1937 году Орджоникидзевского) крайкома, горкомов, райкомов партии, решения которых подтвердили «всю мудрость и прозорливость указаний товарища Сталина». Товарищ Сталин на этом не остановился. В этом же, 1937-м году, местным парткомам, органам НКВД и прокуратуры была направлена подписанная им лично, а также Ежовым и Вышинским, строго секретная инструкция, в которой излагался порядок проведения акций по «изъятию» враждебных классов», указывались нормы арестов в процентах к числу населения краев, областей и республик, на места была спущена изуверская разнарядка по разоблачению и уничтожению врагов народа. Адская машина заработала на всю мощь. Жутко сказать, началось соревнование за то, кто больше «выявит и уничтожит». Пресса, как известно, зеркало жизни.
«Орджоникидзевская правда» - так с марта 37-го стала называться краевая газета. Читаешь подшивку и страшно становится от одних заголовков. Нет ни одного органа власти района, города, отрасли, ни одной государственной или другой организации, учреждения, самой маленькой конторы, не охваченной дикой вакханалией: «Вражеские фокусы в краевой прокуратуре», «Вредительство на финансовом фронте», «Диверсанты, покровители и созерцатели», «Лицо врага», «Вражеская работа в Либкнехтовском районе», «Разоблаченный двурушник», «Враги народа в школах», «Враги народа в судебных органах», «Вредители в консервной промышленности». Тон, стиль перечисленных статей один и тот же: в каждой строке большевисткая ярость, беспощадность, клеймение. Организовывали эти, по существу обвинительные акты и засылали в печать те, кто на следующий день после публикации приходили по адресам и арестовывали - «славные соколы железного наркома Ежова». Но статья не обязательно должна быть большая, хватало маленькой заметки. И даже этого не требовалось. Вот заголовок: «Вслед письму». Читаю: «В неопубликованной корреспонденции говорилось о преступной безхозяйственности в колхозе «Пролетарская революция» Бурлацкого (ныне Благодарненского) района. Факты полностью подтвердились. Руководство колхоза во главе с председателем колхоза Землиным снято с работы и отдано под суд. Вновь назначенный завхоз колхоза Киселев за месяц своей работы тоже допустил ряд грубейших нарушений, за что снят с работы и осужден.
Авторы писем - они же и судьи в последней инстанции. Заметка за подписью Н.Сокол: «Судья Ессентукского народного суда Н. Попов привлек к уголовной ответственности за систематическую спекуляцию шерстяными изделиями (носками) с лишением свободы на 5 лет Айвазова. 9 июня уголовно-судебная коллегия Орджоникидзевского краевого суда этот приговор отменила, как и другие приговоры, вынесенные судьей Поповым. Айвазов из-под стражи освобожден. Совершенно очевидно, что окончание дела Айвазова - это начало дела врага народа Попова и его компании, безнаказанно нарушающих Сталинскую Конституцию».
В Москве между тем, идут дела покрупнее. Там успешно решается поставленная товарищем Сталиным задача «по обезвреживанию и ликвидации диверсионно-вредительских и шпионско-террористических вылазок троцкистко-фашистких агентов иностранно-разведывательных центров». Газета печатает многочисленные резолюции, свидетельствующие о «всенародном одобрении приговора Специального Присутствия Верховного Суда СССР над подлыми изменниками родины и Красной Армии».
«Учителя Минераловодской школы № 1 с воодушевлением восприняли весть о том, что фашисткая собака Тухачевский и другие изменники железной рукой диктатуры пролетариата уничтожены».
«Мы, работники краевого комитета по физической культуре и спорту будем обнаруживать, отыскивать все щупальца и змеиные жала фашистких гадин. Заверяем Рабоче-Крестьянскую Красную армию и ее вождя товарища Ворошилова, что мы обеспечим в этом году подготовку 20 тыс. человек, сдавших нормы «Готов к труду и обороне» на значок 1 и 2 ступени».
Листаешь страницы газеты и полное впечатление, что наступило всеобщее помешательство.
«В управлении железной дороги крепко свила себе гнездо вражеская банда уничтоженного врага народа Лившица. Во главе этой фашисткой своры шпионов, диверсантов, убийц стоял бывший начальник дороги Маевский, бандит, который с другими врагами, начальниками служб Пустовойтовым, Докторовым, Брауде организовывали диверсии, убийства, разрушали финансовое хозяйство».
Несть числа разоблачениям в Ворошиловске (так назывался в 37-м Ставрополь). Беру только по одной строчке из публикаций. «Как враг народа разоблачен зам. председателя горсовета Земсков». .«Вражеская деятельность проводилась в городском жилищном союзе, где у руководства стояли ныне разоблаченные враги народа», «Во главе горжилсоюза орудовал матерый контрреволюционер Григориади», «Враги народа стояли: во главе горкомхоза - Погожев, во главе торга – Ямницкий, во главе племзаготконторы – Ледовской». «По вражески плохо работает прокуратура города и прежде всего прокурор Булатов, который много болтает, но мало что делает по разоблачению врагов народа».
Само собой разумеется, что в разнарядку по выявлению врагов были включены и высшие учебные заведения. Вот письмо «группы студентов» педагогического института, очередной анонимный донос.
«Вызывает явное недоразумение, что тема «Ленинизм-марксизм» эпохи империализма и пролетарской революции» оказалась выключенной из лекций преподавателя Башкина и только отдельные ее положения попутно изложены в других темах. Совершенно опущено изучение такого огромного, политически важного материала, как разоблачение товарищем Сталиным троцкистко-зиновьевских извращений в определении ленинизма.
Странную позицию в отношении Башкина занимает директор института Клабуновский. Вместо разоблачения Башкина как врага народа, он заявил, что по отношению к Башкину со стороны некоторых студентов имеется «антисталинский подход».
Думается, что дальнейшая судьба и директора и преподавателя была предрешена.
Читаешь некоторые материалы и хочется крикнуть: «Какая муть! Полный бред! Бессмыслица»! А смысла и не надо было. Важно, чтобы были названы фамилии.
«Проводя землеустройство, старший агроном Богословской МТС Фельдман до того обнаглел, что совместно с землеустроителями Косым и Германом, границы участков наносил в виде фашисткой свастики».
И уж совсем становится страшно, когда начинаешь читать отчеты с судебных заседаний.
С 23.08. 37 в нескольких номерах публикуются стенограммы судебного заседания, где судят членов «контрреволюционной, кулацко-эсеровской организации (8 человек) в селе Михайловском» (сегодня г. Михайловск). Члены этой «контреволюционной организации» - забитые, неграмотные крестьяне. Они бесконечно далеки от революционных, контрреволюционных, вообще от каких-либо идей. Это прекрасно видно из их ответов. Подсудимые не понимают, о чем идет речь. Хотя, конечно, следователи в камерах предварительного заключения сделали все, чтобы «сорентировать» этих несчастных людей «что нужно говорить и как отвечать на вопросы».
Вот председательствующий обращается к одному из них, молотобойцу колхоза имени Евдокимова Кутепову:
- Почему Вы вступили в контрреволюционную организацию?
Кутепов: - С дурной башкой, вот и вступил.
Председательствующий: - Какой цели Вы добивались и к чему готовились?
Кутепов: - Восстановить и изменить существующий строй, используя для этой цели будущую войну.
Последнее сообщение. Небольшая заметка под заголовком «Приговор суда»:
«...После совещания суд вынес приговор по делу контрреволюционной, кулацко-эсеровской организации, орудовавшей в колхозах села Михайловского. В приговоре отмечается, что участников право-эсеровской кулацкой контрреволюционной организации объединяла общность враждебного отношения к существующему строю, к коммунистам. С этой целью ими умышленно создавалось тяжелое материальное положение в колхозах, чтобы вызвать недовольство колхозников советской властью, пропагандировались повстанческие настроения, вербовались сторонники борьбы с советской властью с оружием в руках.
Суд определил, что преступления всех обвиняемых являются действиями врагов народа и постановил всех обвиняемых:
Богданчика Г.А., Баева М.Ф., Москвитина В.П., Булгакова А.Д., Елагина Т.Е., Кутепова Е.С., Анненкова А.П., Корнилова А. К. подвергнуть высшей мере наказания – РАССТРЕЛУ, с конфискацией всего имущества, им принадлежащего.
Зал суда все время был переполнен колхозниками, колхозницами и рабочими МТС, которые встретили приговор с единодушным одобрением».
И в заключение хочу вернуться к данным, приведенным в ЭССК в начале этого материала: «Гулаг прошли 42 тысячи ставропольцев». Откуда эти сведения? Согласно архивным данным УКГБ, краевого суда и прокуратуры, на Ставрополье, в общей сложности, было репрессировано 60 тыс. Впрочем, двадцатью тысячами больше или меньше, это не так важно. Как говорил товарищ Сталин, смерть одного человека – это трагедия, смерть тысячи – это статистика.

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ, член Союза журналистов России.
г. Ставрополь.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет