Вы здесь

Спасёт ли нас Бразилия?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Спасёт ли нас Бразилия?

Было время, когда в Ставрополе источниками громких звуков были цоканье конских копыт и грохотание железных ободьев колес конных экипажей по булыжной мостовой. Да ещё с колокольни, возвышавшейся над городом и окрестными селами, станицами и хуторами периодически раздавался звон колоколов. С их помощью священнослужители общались с прихожанами. Вот как об этом писал Илья Дмитриевич Сургучёв: «Близкие, земные, через минуту они, как стая внезапно испуганных птиц, взвились, будто их вихрь снёс, вспорхнули и скрылись из глаз под самое небо, к облаку. Знают они и печаль: придёт минута - и заплачут эти колокола...». Прав был наш земляк: в 30-е годы ХХ века большой колокол «Царь-звонницы» Ставропольского кафедрального собора плакал горячими слезами. Его в 1934 году разделали на части горелками автогена комсомольцы-добровольцы, не справившись с задачей коммунистов - сбросить с колокольни.

Звонари, постоянно находящиеся рядом с мощными источниками звуков, теряют слух. По библейскому преданию, стены древнего города Иерихона рухнули от рёва труб завоевателей. В военном деле и сейчас есть разработки, о которых помалкивают учёные. Звуками - упругими волнами, распространяющимися в газах, жидкостях и твёрдых телах - полна планета. Оставим для специалистов не слышимые человеческим ухом ультразвук, инфразвук, гиперзвук. Вернёмся к проблеме того звука, который воспринимает человеческое ухо.
Мы, мальчишки, в 30-е годы ХХ века с удовольствием слушали переливы клаксона, когда водитель «Бьюика» нажимал резиновую грушу сигнала. Американская легковушка возила кого-то из местных советско-партийных вождей. Сила и тембровый набор звука зависели от манипуляций пальцев шофера. Мы с переменным успехом пытались подражать этим звукам. Было время, когда о количестве выпущенных отечественной промышленностью автомобилей сообщалось в каждом номере газеты «Правда». Число легковых и грузовых автомобилей, собранных за день, выражалось однозначными и двузначными цифрами. Шум машин был незаметен в городе.
Когда люди перешли на электромагнитный метод генерации звуков, они стали однообразными, но более громкими. На крышах венгерских автобусов «Икарусов» крепились по три сирены, похожие на пионерские горны. Они издавали громкие пугающие звуки разной тональности: «Э...Ю...Е»..! Юноша из нашей компании, работавший в пассажирском автохозяйстве, в совершенстве подражал этим звукам. Он иногда издавал вопль, подкравшись сзади к незнакомым девушкам на аллее парка - их реакция служила поводом для знакомства. Автомобилей становилось всё больше. Именно в те времена на улицах Ставрополя появились первые знаки дорожного движения «Подача звукового сигнала запрещена». Для провинциального тихого Ставрополя это было бессмысленной затеей, но надо же было подражать Москве, в которой звуковая какофония уже в те времена стала насущной проблемой.
В наши дни по улицам Ставрополя колесят многие сотни «своих» и еще больше иногородних представителей автомобильного «стада» своего и зарубежного производства. Личный транспорт для многих людей стал привычным средством передвижения. Исправные автомобили бегут по асфальту почти бесшумно. А вот некоторые водители часто без нужды сигналят. Кто «негодует» по поводу «неправильного», на его взгляд, обгона, другой - таким способом «приветствует» знакомого. Иные сигналами выражают свои чувства. Недавно стал очевидцем дикого случая. Девушка, выйдя из маршрутки, забыла задвинуть дверь. Водитель послал ей вслед матерщину. Этого показалось мало, и он «ругал» смущенную девушку ещё и звуками сирены, до тех пор, пока оставшиеся в машине пассажиры не захлопнули дверь.
Поражает бескультурье некоторых водителей ночью. В перегруженных автотранспортом «спальных»(!) районах города стало невозможно спать: звуковая охранная сигнализация машин извещает о «покушении на собственность» всю округу. А владелец, поставив на ночлег машину в чужом дворе, не ведает о её реакции. Заезд во двор, как и выезд из него, часто сопровождаются звуковыми «требованиями» пропустить, отодвинуться. Вопли-звуки возникают неожиданно, и этим особенно отрицательно действуют на нервную систему. Запрещающих звуки знаков на улицах города нет. Это особенно возмущает вблизи медицинских учреждений, где люди нуждаются в покое.
Звуки - неотъемлемая составляющая среды нашего обитания - давно стали объектом пристального внимания врачей и экологов. В шумных цехах промышленных предприятий используются беруши (от «береги уши») - простые и сложные приспособления, защищающие органы слуха человека от повреждения. Недавно поинтересовался, есть ли таковые в продаже. В ближайшей аптеке предложили требуемые изделия. В пакетике два одноразовых изделия из полиуретана. Из инструкции и рисунка к ней понятно, как ими пользоваться. «Применяется в бытовых условиях, транспорте, на производстве, при занятии спортом» - яснее не скажешь. Пловцы защитят уши от попадания воды, трудящиеся на производстве - от шума станков, в маршрутке пассажиры защитят себя от громкой блатной музыки, которую навязывают пассажирам некоторые водители, от громких признаний в любви (или проявлений ненависти), которыми громко обмениваются сами пассажиры по мобильным телефонам.
Захотелось подсчитать, во что обойдётся еженощное применение одноразовых «берушей» для обитателей «спальных районов» города. Однако не оказалось под рукой точных данных о количестве пенсионеров, нуждающихся в ночном покое, младенцев и школьников, ночами вздрагивающих от воплей сирен. Прикинул - цифра неподъемная для граждан среднего достатка. Надо умножить 17 рублей (стоимость пары одноразовых «берушей» фирмы ЗМ «Бразилия») на количество пенсионеров, младенцев и детей, а затем – на количество ночей в году (днем шум – привычное дело). Спасёт ли нас Бразилия?

Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет