Вы здесь

МЫ ПИОНЕРЫ, ДЕТИ РАБОЧИХ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

МЫ ПИОНЕРЫ, ДЕТИ РАБОЧИХ...

Слова из песни соответствовали цели - по образцу дореволюционной скаутской организации создать такую, которая помогала бы «строить коммунизм». Сплотить детей рабочих (и батраков), из которых большевики рекрутировали кадры послушных подручных. Дети должны были продолжать «рабочее дело», вплоть до завершения «мировой революции». Однако к концу 30-х годов, времени моего детства, слоган «Пионер - всем ребятам пример» потерял смысл. В частности, в пионерскую организацию Ставропольской образцовой школы №3, где я учился, были вовлечены все школьники. А образование стало всеобщим. Чтобы пионеры знали, с кого брать пример, «назначались» «герои». Это был Павлик Морозов и десятки других, для которых сочинялись героические биографии. Их именами названы улицы. Пионеры должны были гордиться общественным строем, в то время как люди жили в нищете, получая продукты питания и промышленные товары по карточкам.

Поучительно читать старую газету «Пионерская правда» - она была копией «Комсомольской правды», которая, в свою очередь, во всем следовала центральной «Правде» - органу ЦК ВКП(б) - КПСС. Какая правда подавалась в этих газетах читателям, большинство людей стали узнавать после краха большевизма. Не было в «Пионерской правде» ни слова о голоде тридцатых годов, замалчивались масштабы и искажались причины массовых репрессий 1937-38 годов. Беспардонно преувеличивались успехи в решении «задач пятилетки». Родители выписывали мне и брату не только «Пионерскую правду», но и другие журналы, в том числе «Пионер», «Костер». Оттуда мы узнавали о том, как хорошо живется в СССР и как за рубежом буржуи эксплуатируют трудящихся. А также о том, что между Азовским и Черным морями (по Кумо-Манычской впадине) «строится судоходный канал, по берегам которого создаются хлопководческие совхозы». В тех безводных местах сосланных в период коллективизации крестьян заставляли выращивать хлопок. Растение Кок-сыгыз - большой одуванчик - должен был заменить тропическое дерево - гевею, из сока которой получают каучук. Надломив стебелек обыкновенного одуванчика, мы убеждались в том, что вытекающий из него желтый сок становится тягучим, липким. Эти и другие небылицы остались в памяти.
В воспоминаниях пионеров прошлых лет не упоминается важная деталь. Красный галстук не завязывали узлом, а скрепляли широким металлическим зажимом, на котором красовались поленья, символизирующие части света. Над ними вздымались три языка пламени. На фотографии 1938 года у пионеров, стоящих рядом с нашим учителем Алексеем Максимовичем (отцом известного краеведа Германа Беликова), галстуки пионеров скреплены зажимами. Пионеры обязаны были знать символику, связанную с галстуком: треугольник за спиной - это ВКП(б) (позже КПСС), а концы - это комсомол и пионерия. Появление зажимов-символов приписали «вражеским проискам» - это изделие, дескать, придумано, чтобы показать, что комсомол и пионерию партия держит железной хваткой. Эту истину было нежелательно афишировать. Красивые и удобные металлические зажимы исчезли из обихода пионеров.
На пионерских сборах мы пели. Правильно говорят: «Разное время - разные песни». Пионеры славили сначала Ленина, а потом - Сталина. «О Ленине мудром, родном и любимом прекрасную песню поет весь народ...», «С песнями борясь и побеждая, наш народ за Сталиным идет». Так и шли по указанному вождями пути. Эпитеты «мудрый», любимый», «родной» были обязательными в выступлениях на пионерских сборах, в статьях «Пионерской правды». Не забывали пионеры и революционные песни. Мы славословили также и местных «борцов за светлое будущее»: «По долинам и по взгорьям шли на белую орду(!) партизаны Ставрополья в восемнадцатом году», ...«Их водили грозным игом(!), как отцы своих сынов, Кочубей, Ипатов, Книга, Апанасенко, Трунов». Не знали мы, что многие герои Гражданской войны были руководителями карательных отрядов против крестьян в период их насильственной коллективизации.
Гвоздем пионерских сборов нашей дружины были «пирамиды». По командам: «делай раз, делай два, делай три» дети возводили объемную высокую фигуру. Отряды соревновались, кто сделает фигуру лучше. Каждую обязательно венчал пионер, отдающий салют. Он провозглашали здравицу: «К борьбе за дело Ленина-Сталина будь готов!», или другую в этом же духе. На отрядных сборах долго и нудно обсуждали дисциплину и успеваемость пионеров.
Вне школы были разные игры: в альчики, бабки (использовались мелкие кости животных). Отпиливали и остругивали деревяшки для таких игр, как «чижик». «городки», «клек». Для игры «масло» использовали палки и помятую жестяную консервную банку. У всех были свои правила. Девочки и мальчики обычно играли отдельно. Девочки занимались куклами, играли «в «аптеку», «в классики» и другие свои игры. Помнится, две девочки, подпрыгивая поочередно на правой и левой ноге, звонко шлепали прямо и накрест в ладошки друг друга. При этом в такт припевали: «Сим-Сим-Сима, Маш-Маш-Маша! Будь при-мер-ным пио-не-ром!». Вряд ли они хотели напомнить окружающим, что они - пионерки. Слова были звуковым сопровождением игры-танца.
В пионерском лагере я был всего один раз. Он располагался в лесу, в сотне метров от Сипягина пруда. Запомнилось взвешивание в начале и конце смены. А еще - ежедневные «линейки». После команды: «Пятки вместе, носки врозь!» вожатый шел вдоль строя и хлестал прутом по голым ногам тех, кто стал «не так». Помню курьезный случай. Укушенный до крови за плечо лошадью - смирное животное защищало жеребенка, которого я хотел погладить, я сбежал из лагеря. Родители, посочувствовав и посмеявшись надо мной, привели беглеца обратно в лагерь.
Однажды жарким днем, строем, при галстуках, мы маршировали на «мероприятие» в город мимо Сипягина пруда. За время пребывания в лагере нашей младшей группе ни разу не разрешили искупаться в пруду! Жизнь в лагере меня тяготила муштрой, а кому-то нравилась.
Все делалось для того, чтобы подстричь всех под одну гребенку. Коллектив - это все, а личность - ничто. А ведь у скаутов все было иначе. Общеизвестно, что коллективом управлять легко, а развивать личность - хлопотно и трудно. Партия, комсомол и пионерия преуспели в те годы в том, чтобы вытравить понятия «свое», «мое», а утвердить «наше», «общее». Талантливым писателем в детском рассказе был выведен неприглядный образ мальчика, которого автор назвал - Моеша. У пионервожатых имя Моеша стало нарицательным, ругательным.
Запомнился пионерский костер в лесу. Его устроили в последний день смены. Были высокие гости, много здравиц в честь партии и вождей и мало художественной самодеятельности. Жаль было опаленных деревьев, терявших сухие зеленые листья.
Современные политиканы ловко манипулируют понятиями. Подменяют романтику детства деятельностью юных ленинцев. Детство и пионерия были параллельными, не пересекающимися мирами. Школам нужны иные детские и юношеские организации, с другими целями и задачами.

Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет