Вы здесь

Яков Абрамов. ВЕРНУЛСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Яков Абрамов. ВЕРНУЛСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Литературное и научное сообщество краевого центра отметило не так давно 150-летие со дня рождения одного из самых известных наших земляков - выдающегося общественно-литературного деятеля России и Северного Кавказа Якова Васильевича Абрамова. В Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке прошли первые научные «Абрамовские чтения», в которых, помимо интересных докладов преподавателей и студентов Ставропольского госуниверситета, прошли две презентации: выставки «За лучшую будущность России - 150 лет со дня рождения Я.В.Абрамова» и книги доктора филологических наук, профессора, завкафедрой истории русской и зарубежной литературы СГУ Вячеслава Головко «Яков Абрамов: самоактуализация в художественном творчестве».

В конце XIX - начале XX веков имя замечательного публициста, прозаика, журналиста, статистика, социолога, просветителя было широко известно в среде демократически настроенной интеллигенции России. Его творчество и общественную деятельность очень ценили Тургенев, Лев Толстой и Салтыков-Щедрин. По вкладу в историю культуры и общественной мысли нашей страны имя Якова Абрамова сопоставимо с именами таких коренных ставропольцев, как Герман Лопатин и Илья Сургучев. Это с одной стороны. С другой - полное забвение на несколько десятилетий в Ставрополе - на его малой родине. В краевом центре нет памятной доски Абрамову - не известен дом, где он жил, не сохранилась и его могила на Успенском кладбище. А между тем, идеи мирного, постепенного прогресса России и «работы в народе» Якова Абрамова оказали огромное влияние на общественное самосознание 1880 - 1890-х годов. Его имя вошло во все крупные энциклопедии. Кроме того, он 12 лет (до своей кончины в 1906 году) был гласным Ставропольской городской Думы. А умер в абсолютной нищете и был похоронен за казенный счет.
Как случилось, что мы почти ничего не знаем о «властителе дум целого поколения»? На этот вопрос как раз и ответили «Абрамовские чтения», организованные по инициативе группы ученых Ставропольского госуниверситета во главе с профессором В. Головко. Именно он, работая в ставропольских и столичных архивах, открыл для себя, своих единомышленников - ученых СГУ, а потом и для всех, кто интересуется историей Ставрополья, эту многогранную личность. В Лермонтовке прозвучали два доклада доктора филологических наук В. Головко, доклады и сообщения доктора исторических наук Н. Судавцова, кандидатов исторических наук Э. Кемпинского и А. Круглова, аспирантов СГУ Е. Преображенской, Ю. Масловой, Н. Дорошенко и других. Серьезные и объемные «Чтения» раскрыли и тайну замалчивания заслуг Якова Абрамова, его деятельности на благо Ставрополья и всей России. После 1917 года он, по сути дела, был вычеркнут из истории страны, так как выступал против русских марксистов, считая, что для России более приемлем путь мирного постепенного развития. Эту точку зрения поддерживал Иван Тургенев, к этому пришел в последние годы жизни и Александр Солженицын.
Яков Васильевич Абрамов родился в Ставрополе-Кавказском, в семье мещан. Учился в Ставропольской гимназии, окончил Кавказскую духовную семинарию, продолжил учебу в Петербургской медико-хирургической академии, которую вынужден был оставить в 1878 году: за участие в «хождении в народ» и распространение нелегальной литературы он был подвергнут аресту и высылке в Ставрополь. Но уже через два года Абрамов возвращается в Санкт-Петербург, где работает в журнале «Отечественные записки» (под руководством Салтыкова-Щедрина), становится активным сотрудником журналов «Устои», «Дело», «Наблюдатель» и других печатных изданий. Здесь печатаются его статьи, рассказы, повести, внутренние обозрения и рецензии. Став одним из идеологов демократического просветительства - течения либерального народничества 1880-х годов, Абрамов-публицист освещал вопросы народной жизни, образования, науки, культуры, социально-экономические и правовые проблемы. Одна из его книг о частных воскресных школах как наиболее эффективной форме просвещения народа с большим успехом демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже (1889 год). Знаменитая серия «ЖЗЛ», выходившая в издательстве Ф. Павленкова (Санкт-Петербург) в 1890-1900-х годах, представлена многими работами Якова Абрамова. В советское время эту идею подхватил Максим Горький, его-то мы (ошибочно) и считаем основателем серии.
Термин «Возвращенная литература» относится именно к литературному наследию нашего земляка. Уже первые его оригинальные произведения: «Бабушка-генеральша», «Мещанский мыслитель», «Механик», «Среди сектантов», «Ищущий правды», «Как мелентьевцы искали воли», «В степи», «Неожиданная встреча», «Хлудовщина», «Босая команда» и другие поднимали самые актуальные вопросы российской жизни. Кстати, актуальны они, к сожалению, и сейчас, как, к примеру, проблема беспризорности детей, распространение различных религиозных сект, расслоение русского общества на богатых и бедных. История повторяется...
В 1890 году Яков Абрамов возвратился в Ставрополь, в течение трех четырехлетий работал гласным Ставропольской городской Думы, продолжал работу во многих центральных и региональных изданиях, в частности, в газетах «Приазовский край» и «Северный Кавказ». Огромное публицистическое и художественное наследие Якова Абрамова практически не изучено. Все мы в большом долгу перед нашим земляком - мыслителем, писателем, общественным деятелем. Будем надеяться, что первые «Абрамовские чтения», проведенные учеными СГУ, сотрудниками краевой библиотеки и музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве, станут своеобразным толчком для увековечивания памяти Якова Абрамова на его родине - в родном Ставрополе.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет