Вы здесь

Валерий Гаевский: «ЗДОРОВЫЙ РЫНОК - ДЕЛО БУДУЩЕГО, НО ОНО ВСЕ РАВНО НАСТУПИТ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Валерий Гаевский: «ЗДОРОВЫЙ РЫНОК - ДЕЛО БУДУЩЕГО, НО ОНО ВСЕ РАВНО НАСТУПИТ»

В первые дни нового года губернатор Ставропольского края В. Гаевский дал интервью газете «Ставропольские губернские ведомости». Тема - финансово-экономический кризис, бюджетные и аграрные проблемы края.

- Валерий Вениаминович, начнем с того, что сегодня беспокоит, пожалуй, всех, - с мирового финансово-экономического кризиса и его последствий для каждого из нас. Мы более-менее наслышаны, какие меры для стабилизации ситуации предпринимает федеральный центр. Меньше известно, что делает и - это самое главное, что может сделать субъект Федерации, в данном случае наш край. Не могли бы Вы рассказать о роли краевых властей в преодолении кризисных явлений в экономике края?
- То, что мы не так часто рассказываем о своей работе в этом направлении - в какой-то мере следствие осознанной позиции правительства края. Мы с самого начала ставили цель лишний раз не волновать людей. Ведь если каждый день на верхних этажах управления будут долдонить «кризис», «кризис», то рядовым гражданам и до паники недалеко.
На самом деле у нас в крае нет мощного обвала в экономике, который характеризует именно кризис. Точнее говорить о кризисных явлениях. Это мы видим по таким безошибочным индикаторам, как объем производства и уровень безработицы. Ни тот, ни другой показатель значительно не изменились. По предварительным данным, за минувший год рост объемов производства во всех основных отраслях сохраняется. Уровень же безработицы вырос лишь на 14 процентов.
Что реально делается правительством края для преодоления и, самое главное, предотвращения кризисных явлений и оздоровления экономики? На уровне края и районов созданы штабы, утверждены планы активных мероприятий. Их цель: а) сохранить реальное производство, не допустить безвозвратных потерь, б) сохранить рынок труда. Например, буквально накануне Нового года на заседании штаба о выполнении мероприятий отчитались все отрасли. Каждое министерство мониторит 25 - 30 предприятий. По ним и шел разговор: анализировали дебиторскую и кредиторскую задолженности, задолженность по зарплате, возможное сокращение рабочих мест и т.п. Проблемных предприятий у нас сейчас несколько, в основном это крупные промышленные производства. Беда у всех одна: или заказов нет, или не оплачиваются исполненные заказы. Чем помогаем? Субсидиями по линии правительства края, кредитами на пополнение оборотных средств. Жестко реагируем на любую жалобу предприятий на банки. Рекомендовали комитету по госзакупкам ориентироваться на закупки бюджетными структурами услуг и товаров у своих предприятий. Особенно тех, на которые выделяются субсидии краевого правительства. Предложили краевой думе создать залоговый инвестиционный фонд края, чтобы в трудное время не снижать инвестиционные объемы. Работаем над программой создания рабочих мест и общественных работ. Она должна быть готова уже к 15 января. По линии Федерации на эти цели выделяется, как известно, 43 миллиарда рублей. У нас предполагается создать 19 тысяч дополнительных рабочих мест. Подготовили и передали в центр список из 40 градообразующих предприятий, которым может быть оказана помощь из федерального бюджета.
Одним словом, идет конкретная, может быть, не всегда видная работа.
- Валерий Вениаминович, вторая группа вопросов - о бюджете и краевых финансах. С Вашим приходом на губернаторское место в край полились федеральные средства. Даже за наводнение 2002-го года федеральный центр вернул деньги. Если посчитать все, о чем пишут газеты или говорят в коридорах правительства, то несколько миллиардов рублей мы уже получили или собираемся получить. Какая точная сумма этих средств, разовые ли это суммы или на них можно рассчитывать постоянно? Как Вы вообще относитесь ко всякого рода субвенциям, дотациям субъекту Федерации из центра? Благо это или своего рода троянский конь? Надо ли на них рассчитывать или лучше зарабатывать самим?
- Я бы назвал полученную за полгода дополнительную сумму из центра где-то больше пяти миллиардов рублей. Это средства и на развитие дорог, и на коммунальное хозяйство, и на замену ветхого жилья, и на развитие курортов... Но дело даже не в точной сумме. Дело - в использовании тех возможностей, которые открывает перед субъектом Федерации Бюджетный кодекс.
Бюджетный механизм в стране устроен таким образом, что средства сначала собираются в центр, а затем значительная их часть возвращается в субъекты Федерации. В этом смысле у нас все субъекты Федерации - дотационные. И деньги эти получать совсем не зазорно. Они ведь по сути наши.
Причем уже выработана достаточно четкая методика распределения этих средств. Их получение - не столько заслуга определенных лиц, сколько результат работы бюджетного механизма. Но под лежачий камень, как известно, вода не течет. И будь этот механизм самым совершенным, всегда остается возможность для административного маневра. Так вот, за счет этого маневра, за счет административного ресурса, можно увеличить поступления в бюджет края из центра на 10 - 20 процентов. Не более. Но и не менее. Что мы и стараемся делать.
- Долгое время Вашему предшественнику вменяли в вину то, что из края уводятся налоги: крупные налогоплательщики, такие как Ставропольский филиал ЮТК, «Невинномысский «Азот», Буденновский «Ставролен», выведены как юридические лица из края и платят налоги по месту регистрации. Это действительно так? В какую сумму выливаются потери? Что нужно сделать и какому уровню власти, чтобы эти налоги снова вернулись в край?
- Здесь опять же главная причина - действующая система сбора бюджетных средств. Перечисленные вами предприятия ушли под межрегиональные налоговые структуры, которые собирают средства напрямую в федеральный бюджет. Такая система выгодна центру, но проигрышна для регионов. Ведь эти предприятия - заметьте, самые крупные, используют наши ресурсы, в том числе рабочую силу. И регионам должно быть выгодно их развитие.
Но и такая система открывает возможность пополнения краевого бюджета за их счет. Здесь опять важна настойчивость краевого правительства. «Невинномысский «Азот», например, отдал в прошлом году краю два миллиарда рублей, а всего его доля в наших доходах 7 процентов. «Ставролен» увеличил налоговые поступления нам на 250 миллионов. Разумеется, было бы лучше, чтобы налогов от них было больше. Но пока будем довольствоваться и этим.
- Большинство муниципальных образований края дотационные. Из трех с лишним десятков их полномочий, определенных 131-м ФЗ, в полной мере обеспечены бюджетным финансированием 10-15. Средств на социально-экономическое развитие муниципалитетов явно недостаточно. В чем причина: в неравномерном экономическом развитии территорий или в несовершенстве налоговой системы? Стимулирует ли сегодняшний механизм налогообложения экономическое развитие территорий и что нужно сделать, чтобы муниципалитеты были заинтересованы в расширении производств, создании новых предприятий? Если нет, то есть ли у Вас намерение его скорректировать?
- Мое глубокое внутреннее убеждение - следует оставлять все или почти все собранные в городах и районах средства муниципалитетам. Сегодня мы перегоняем их в край, а затем ломаем голову, как вернуть назад так, чтобы никого не обидеть. Но тому есть причина: исторически сложившееся неравномерное экономическое развитие территорий. Сейчас мы стараемся повсеместно заменить дотации нормативами отчислений от собранных налогов. У муниципалитетов возникает мотив зарабатывать больше доходов. Развивать малый бизнес, помогать крупным предприятиям. Хороший источник развития муниципалитетов - это программа поддержки местных инициатив Европейского банка реконструкции и развития. В масштабах страны это три миллиарда долларов - сумма немалая, и доля края в ней может быть заметной. Дело только за инициативой.
С другой стороны, так уж устроена жизнь, что денег местной власти всегда не будет хватать. Слишком много у нас проблем.
- Валерий Вениаминович, не могу не коснуться такого заманчивого в будущем источника наполнения бюджета, источника нашего ускоренного развития, как туристско-рекреационная зона на КМВ. Говорим о ней уже три года, а пока не построено ни одного фундамента. За это время в той же Елабуге в Татарстане в рамках свободной экономической зоны построены и пущены целые заводы по производству автомобилей. В чем проблема, почему свободная зона превратилась в долгострой еще на стадии проектирования?
- Будем считать, что мы начали реально заниматься зоной с лета прошлого года. Речь идет о сложнейшем комплексе туристско-рекреационных объектов, где государство строит инфраструктуру, а бизнес - все объекты. Так вот, наш край поначалу сгоряча подрядился построить инфраструктуры за счет своих средств аж на пять миллиардов рублей. Понятно, что сумма абсолютно неподъемная, у нас в бюджете края всего заложено инвестиций в год на два миллиарда.
Сейчас эта доля уменьшена до одного миллиарда с небольшим. Остальное, мы надеемся, будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета. Уже сделано кадастрирование земли, она поставлена на муниципальный учет. Подготовлены проекты застройки. Проведены все экспертизы. В марте закончим проекты подводящих сетей. Ведется предстроительная подготовка. Одним словом, заканчиваем все то, на что обычно уходит две трети всего времени. Само строительство при нынешних технологиях много лет не займет.
Теперь самая главная задача - найти так называемых якорных инвесторов. Тех, которые взяли бы на себя основные бизнес- объекты, вложили в них деньги. Четверых мы уже присмотрели. Так что долгожданные фундаменты, а за ними и готовые объекты, появятся, надеюсь, скоро.
Хочу подчеркнуть: за последние полгода мы сделали 90 процентов всей работы по зоне. И уверяю вас, сейчас не отстаем от других семи субъектов, в которых также разворачивается строительство подобных зон. Более того, мы где-то в первой тройке.
- Валерий Вениаминович, давайте перенесемся на село - один из крупнейших секторов экономики края. В настоящее время, по моим наблюдениям, происходит новый, очередной передел земли в сельскохозяйственном производстве. Нам приходится писать о попытках недружественного поглощения бывших колхозов и совхозов, а сегодня - сельхозкооперативов так называемыми «инвесторами» - крупными специализированными зерновыми компаниями. Достаточно много случаев, когда 300, а то и 500 собственников земельных долей выходят со своими наделами из хозяйств. Наверное, это свидетельствует о несовершенстве земельных отношений на селе. Разделяете ли Вы эту точку зрения, и что нужно сделать, чтобы земля перестала служить яблоком раздора на селе?
- Правительству края тоже приходится разруливать такие конфликты. Подключаем милицию, прокуратуру. Хотя надо сказать, что в последнее время процесс передела приобретает более цивилизованный характер.
Но глубинная причина подобных конфликтов кроется в том, что земля не стала полноценным товаром, как она и есть на самом деле, органично не встроена в товарно-денежные отношения. Существует множество ограничений для ее выделения из общих массивов: те же минимальные 300 гектаров, различные трудности при оформлении. А раз отсутствует возможность легального оформления, то сразу начинается то, что мы и называем черным переделом.
Сейчас центр пошел по пути предельного упрощения оформления земли. Сама процедура оформления продлена еще на два года. По этому пути надо идти и нам в крае. Некоторые перспективные решения правительство уже предложило краевой думе. Мое глубокое убеждение: каждый собственник, который имеет земельный пай, может распоряжаться им по своему усмотрению. В том числе - должен иметь право единоличного выхода из общего земельного клина со своим паем. Только в этом случае мы введем процесс купли-продажи земли в цивилизованное русло.
- А не кажется ли Вам, что одной из причин земельного передела является еще и низкая обеспеченность земельного пая натуральными или денежными выплатами? Хозяйства собирают с гектара по пятьдесят, а кое-где и по шестьдесят центнеров, а выдают на пай, состоящий из семи - десяти гектаров, по двадцать - тридцать центнеров зерна. Фактически одну двадцать пятую часть собранного на земельном пае урожая. По большому счету, это несправедливо. Людям кажется, что их, попросту говоря, дурят, и они готовы искать лучшей доли. В этой конфликтной ситуации появляются всякие шустрые дельцы, и начинается… В нашей газете высказывалось предложение принять краевой закон о гарантиях собственникам земельных паев, где можно было бы гарантировать хозяевам земли какой-то минимум, например, десять процентов собранного зерна или эквивалент его стоимости. Как Вы относитесь к этой идее?
- На первый взгляд, эта идея противоречит гражданскому праву. Пайщик и хозяйство заключают между собой договор аренды земли, и никто, в том числе и региональный законодатель, не вправе навязывать им какие-либо дополнительные условия. С другой стороны, мы имеем особую ситуацию, когда хозяйство выступает фактически в роли монополиста-арендатора. В этом случае вмешательство власти обоснованно. Идея интересная, я обязательно отдам ее на проработку.
- Крупнотоварные зерновые хозяйства, в которые превратили вчерашние колхозы и совхозы - современные инвесторы, значительно меньше уделяют внимания социальному развитию сел, породили безработицу. В большинстве из них осталось по сто - сто двадцать работников. Намерено ли правительство края замечать эту проблему, и какие могут быть механизмы, понуждающие такие хозяйства к участию в социальном развитии населенных пунктов?
- Проблема здесь действительно есть. Пока все зависит от доброй воли хозяина предприятия. Хочет - дает деньги на социалку, не хочет - не дает. Хочет - создает новые рабочие места, не хочет - не создает. Национальная стратегия развития села, которая сейчас разрабатывается правительством страны, должна предложить такие законные механизмы, которые приструнят в этом плане инвестора, установят его обязательства как перед хозяевами земли, так и перед поселениями. Тут еще один аспект: мы должны иметь возможность спросить за использование земли. Не секрет, что естественное плодородие пашни повсеместно уменьшается. Выращивание монокультуры пшеницы, чем сейчас не занимается только ленивый, ничего хорошего земле не дает. Контроль за состоянием земли должен быть как раз прерогативой местной власти. Как это сделать? Тут надо всем думать.
- Набили оскомину разговоры о диспаритете цен на селе. То, что Вы, Валерий Вениаминович, договорились с председателем правительства В. Путиным о закупке в госрезерв миллиона тонн ставропольского зерна, - это хорошо. Но ведь это мера разовая. Селяне же ждут отработанного механизма гарантированных закупок. Вторая сторона проблемы - диспаритет цен. Топливо, удобрения, сельхозмашины ежегодно растут в цене чуть ли не вдвое, а цена зерна - основного продукта сельхозпроизводства - падает. Наживаются на этом все - от промышленников до спекулянтов, а селяне так и не могут подняться на крыло. Рыночные механизмы выравнивания цен не работают. Зерновые торги не дают приличной цены. Помнится, Вы лично советовали селянам потерпеть до октября, обещали, что тогда цена на хлеб будет. Уже декабрь кончился, а цены нет. Как можно ликвидировать диспаритет цен и кто, какой уровень власти должен сыграть здесь главную скрипку?
- Никакой уровень власти этим заниматься не будет. Будет - его величество Рынок. Все говорят, что цена на зерно низкая. А почему никто не замечает, что уже два месяца падают цены на товары, составляющие главные расходные статьи сельхозпредприятий? Цены на удобрения, например, упали сейчас в два с половиной раза, на дизельное топливо - в полтора раза. Добавим сюда то, что хозяйства получают дотации из бюджета за удобрения и топливо. Да, цена на зерно остается гораздо ниже прошлогодней. Но она выросла по сравнению с августом, и рентабельность производства все равно где-то на уровне ста процентов! Такое промышленникам, например, и не снилось. Они и при двадцати процентах рентабельности считают, что Бога за бороду схватили. У большинства сельхозпредприятий сегодня довольно устойчивое финансовое положение. Задолженность по зарплате, к слову, всего у двух из чуть ли не тысячи. И это говорит о том, что условия хозяйствования не самые плохие.
Мечтания, что придет добрый дядя в лице государства и весь урожай на корню скупит, это из прошлого. Их надо оставить. В рынке все определяют спрос и предложение. Другое дело, что власть должна стимулировать развитие рыночных механизмов, рыночных институтов. Обеспечить точное прогнозирование урожаев. Пока мы не научимся это делать, обречены на скачки цен.
Но и здесь не все так просто. Вот, например, зерновая биржа. Современный, серьезный инструмент зернового рынка. Но реально он почти не работает. Потому, что ни губернатор, ни государство в биржу, при всем желании, жизнь вдохнуть не смогут. Вдохнуть смогут только сами сельхозпроизводители. А им это, по моим наблюдениям, не совсем с руки. Торговля через биржу - это легализация доходов, это налоги. Чего не всем хочется. Проще за наличку.
Как привить потребность торговать легально? Тут вопрос вопросов для всего общества. Наверное, это, как и здоровый рынок в целом, дело будущего. Но оно все равно наступит.
- От имени всех наших читателей спасибо за интервью, Валерий Вениаминович. Успехов Вам.

Интервью вел Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет