Вы здесь

Муниципалов и морковкой не соблазнишь?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Муниципалов и морковкой не соблазнишь?

Экспертный совет по жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы России провел выездной семинар-совещание в Ставрополе. Цель - выявить сильные и слабые места в реализации 185-го Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ».

Ставропольский край стал одним из 34 регионов России, включенных в программу федерального финансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов. В 2008 году из Фонда содействия реформированию ЖКХ край получил около 2 миллиардов рублей, в 2009 надеется получить еще около 1,6 миллиарда.
Члены Экспертного совета федерального парламента уже около года ездят по регионам России, мониторят ситуацию на местах, стараются выявить «прорехи» в правоприменительной практике и в самом законодательстве, направленном на реформирование коммунальной отрасли страны. Как образно выразился член президиума Экспертного совета по ЖКХ комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы РФ Игорь Шемякин, 185-й закон – это та морковка, которая является приманкой для тягловой силы, везущей «телегу» ЖКХ по пути реформ. Реформа коммунальной отрасли была объявлена в России более десятка лет назад. Но только 185-й федеральный закон начинает, по словам Шемякина, «со скрипом сдвигать эту махину».
У реформы два столпа: эффективные объединения собственников и приватизация услуг ЖКХ, т.е. создание конкурентной среды. Что касается эффективных объединений собственников, то здесь речь идет о повышении процентной доли ТСЖ в общей системе управления многоквартирными домами. Федеральный фонд не выделяет деньги на капремонт жилья государственным и муниципальным жилищно-коммунальным структурам, средства идут непосредственно собственникам на условиях 5-процентного софинансирования ими ремонта своих домов. Система подачи и оформления заявок сложна и многоступенчата, также непроста и система послеремонтной приемки домов, здесь опять же главное слово за собственниками. Только решение их общего собрания может позволить считать дом сданным в эксплуатацию, а властям региона отчитаться перед Москвой, что деньги потрачены эффективно. Подрядчики на ремонтные работы привлекаются на конкурсной основе. И в прошлом году уже были случаи, когда недобросовестных подрядчиков меняли в процессе капремонтов.
«Отработка» федеральных денег имеет две важные составляющие: качество и темпы освоения. Регионы, которые ведут капремонт ритмично, не затягивая сроков, оказались в более выигрышном положении. Дело в том, что экономический кризис ставит под угрозу дальнейшее наполнение Федерального фонда в запланированных ранее объемах. По словам Игоря Шемякина, в Минрегионразвития РФ рассматривается вопрос о секвестировании Фонда, и только регионы, которые выбирают лимит и быстро его осваивают, могут надеяться на продолжение финансирования. Ставрополье деньги, полученные по первой заявке, освоило полностью, деньги по второй заявке получены в январе, к освоению их только планируют приступать. Тем не менее власти края надеются на дальнейшее сотрудничество с фондом.
По мнению московских экспертов, «морковка» в виде федеральных средств все-таки сыграла определенную роль, и реформирование ЖКХ началось. Но если за капремонт домов частные компании взялись с энтузиазмом, то с переселением людей из ветхого и аварийного фонда - картина иная. Пока Москва не топнула ногой, регионы не спешили даже программы соответствующие представлять. Более того, само признание дома аварийным нередко становилось проблемой для жильцов. Потому что статус аварийного влечет юридическую необходимость переселения.
Но и с этой проблемой Ставрополье теоретически справилось. Списки аварийных домов подготовлены. Однако сама проблема с переселением решается весьма непросто.
О препонах на пути реализации 185-го федерального закона рассказала начальник отдела ЖКХ комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ставропольского края Александра Вдовыдченко. По ее словам, край уже забрал 50 процентов лимита из Федерального фонда, и освоение денег взято под жесткий контроль. Выполнять условия, поставленные федеральной властью, оказалось непросто, и, не в последнюю очередь, потому, что за годы разрушительных реформ были забыты такие понятия, как капремонт, технический надзор, проектно-сметная документация. И, тем не менее, 310 домов уже отремонтированы и сданы в эксплуатацию. После освоения средств, выделенных под вторую заявку, число таких домов дойдет до 600. Сейчас готовятся адресные списки по третьей заявке. Если и под нее край получит деньги, в общей сложности будет капитально отремонтировано около 1000 домов. На самом деле, это - капля в море, потому что капремонта в крае требуют 25 тысяч многоэтажек.
Надо отметить, что когда формировались адресные списки первой заявки, жильцов «тянули в ремонт на аркане», многие не хотели идти на 5-процентное софинансирование. Сейчас, при формировании третьей заявки, жители домов встают в очередь на ремонт. И сейчас особенно важно четко ранжировать дома. По словам А. Вдовыдченко, Счетная палата края проверяла протоколы ранжировок, и были выявлены факты, когда, к примеру, в Ставрополе в списках на капремонт чудесным образом оказались многоэтажки постройки 90-ых годов, а некоторые - 60-70-х годов рождения - не попали. Т.е имело место лукавство муниципальных чиновников, если мягко сказать.
Кстати, надо отдать должное специалистам краевого комитета по жилищно-коммунальному хозяйству: понимая, что жильцы могут не знать технологию работ и не увидеть каких-то серьезных недочетов, они, не посягая на контрольные права собственников, проводили свои проверки. Вплоть до того, что совершали «экскурсии» на крыши, проверяя качество кровельных работ и, случалось, обнаруживали на отремонтированных кровлях лужи. Фиксировалось и отсутствие изоляции там, где ей положено быть по всем строительным нормативам. Информация о выявленных недостатках направлена главе Ставрополя. Сейчас специалисты краевого комитета по ЖКХ проводят такую же проверку в Пятигорске.
Было отмечено, что дома ТСЖ содержатся лучше, и деньги там расходуются экономнее и эффективнее. Но поскольку ими управляют непрофессионалы, у них налицо недостаточность технических знаний. Краевой комитет по ЖКХ провел ряд обучающих семинаров для органов местного самоуправления, потому что, по большому счету, реформу ЖКХ должны двигать в первую очередь муниципалитеты.
Почему же они недостаточно активны в ее продвижении? Эксперт И. Шемякин высказался по этому поводу так: «Им реформа ЖКХ не нужна. Они потеряют основу своего существования». Сегодня деньги на всяческие ремонты и прочее идут через МУПы, т.е. муниципальные унитарные предприятия, если подобные предприятия станут частными, деньги не пойдут в казну, в руки чиновников. Если отдать землю под домами жильцам, то решать, где и что строить, будут жильцы, квартальные комитеты, советы микрорайонов, и за свою частную или долевую собственность жители будут драться. Если власть потеряет возможность распоряжаться солидными суммами, предназначенными для ЖКХ, и землей в микрорайонах, придется «поставить крест» на любой «точечной» застройке и манипуляциях с предоставлением муниципальных заказов «своим» фирмам. Т.е. придется «помахать ручкой» откатам. А отсюда недолго и до безработицы среди чиновников, причастных к распределению ресурсов.
Но, справедливости ради, нужно сказать, что сегодня работы, в том числе и по 185-му закону, хватает. Край запаздывает с реализацией той части закона, которая касается расселения из аварийного фонда. Людям, проживающим в многоквартирных аварийных домах, предлагают на обмен жилье такой же по метражу площади. Многих, кто успел разрастись семьями, это не устраивает. Пока уговорили переселиться жителей 29 домов, надеются, что их число удастся довести до 100. Но более 300 останутся, потому что выделенного лимита средств на всех не хватит. Остается надеяться, что, несмотря на кризис, Фонд продолжит финансирование регионов, и реализация 185-го закона позволит и другим «аварийным» семьям справить новоселья.
И в заключение небольшая ремарка, касающаяся встречи с московскими экспертами. И. Шемякин, как член президиума Экспертного совета, в ходе обучающего семинара постоянно ориентировал выступающих, чтобы не рассказывали о количестве забитых во время капремонта гвоздей и использованных килограммах краски. Несмотря на это, некоторые выступления напоминали кружение лошади в шахте. Привыкнув в течение многих лет возить вагонетку по кругу, она, будучи поднятой на поверхность, даже на просторном зеленом лугу продолжает ходить по кругу. Некоторым выступающим так и не удалось уйти от заготовленных текстов-отчетов, в которых перечислялось число крыш, фасадов, труб и т.д. Привыкли рапортовать. На этом фоне интересным было выступление А. Вдовыдченко. Опытный специалист ЖКХ, она сумела заострить внимание и на проблемах, и проанализировать слабые и сильные стороны реформы. Не случайно руководитель группы московских экспертов тут же предложил ей обменяться визитками, видимо, сочтя полезным и дальнейшее общение с умным профессионалом. По мнению И. Шемякина, «точка невозврата» в реформировании ЖКХ еще не пройдена. Отмечая несовершенство нынешнего федерального законодательства, он призывал регионы выступать с законотворческими инициативами. По крайней мере, оптимизм внушает уже то, что Федеральная Дума, в лице своего единороссовского большинства, всерьез нацелена на реформирование отрасли, одно название которой сегодня вызывает не самые лучшие эмоции у людей и из-за непомерного роста тарифов, и из-за невысокого качества услуг.

Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет