Вы здесь

Микрохирургия глаза – новые возможности

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Микрохирургия глаза – новые возможности
Галина СЕРГУШИНА
Клиника микрохирургии глаза Ставропольской государственной медицинской академии известна далеко за пределами Ставрополья. Созданная 15 лет назад по инициативе заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Льва Павловича Чередниченко, она сегодня заслуженно занимает свое место в ряду авторитетных медицинских учреждений, успешно использующих высокие технологии в операциях на глазах. Сейчас академия закупает для клиники новое высокотехнологичное оборудование, которое позволит еще более расширить возможности оказания помощи больным офтальмологического профиля.
О высоком профессионализме сотрудников этой клиники я знаю не понаслышке. Два года назад жена брата (их семья живет в одном из дальних районов Ставрополья) сообщила, что успешно прооперировала глаз в этой клинике. «Операцию мне делал сам Чередниченко», похвасталась свояченица. «Ну, Лев Павлович - известный в крае офтальмолог», - заметила я. «Меня оперировал его сын, Михаил Львович, к нему многие больные стремятся попасть. И мне повезло». Свояченица вот уже два года без всяких осложнений снова видит свет, читает книжки своим любимым внукам и рассказывает соседкам по селу о замечательном ставропольском враче. А я подумала, как здорово, что есть у нас такие докторские династии, когда отец передает свое мастерство и увлеченность профессией сыну.
Но это полдела. Важно, когда и власть замечает и поддерживает замечательных профессионалов, создавая им возможность оттачивать свое мастерство на пользу и во благо людям. В данном случае власть - это в первую очередь федеральный Минздрав, который 15 лет назад дал добро на открытие уникальной клиники и стал выделять для нее финансирование.
Сегодня основатель клиники в силу наступления возраста мудрости сам уже не оперирует, заведует кафедрой глазных болезней, консультирует пациентов, ведет большую педагогическую работу со студентами, врачами факультета последипломного обучения, интернами, клиническими ординаторами и аспирантами. А директором стал его сын Михаил Львович Чередниченко. И, передавая эту эстафету, ни краевой минздрав, ни медакадемия не ошиблись. Михаил Львович оказался успешным администратором, постоянно и много оперирует и занимается научной деятельностью. Защитил кандидатскую диссертацию, сейчас работает над докторской. «В какой же сфере офтальмологии ваш главный научный интерес?» - спросила я. - «Это лечение заболеваний роговицы». - «А почему именно роговицы? Насколько это важно для глаза?» - «Роговица - это первая среда, через которую свет в глаз попадает, поэтому, если с ней существуют проблемы, несмотря на другие неповрежденные структуры глаза, у пациента могут возникнуть серьезные нарушения зрения», - ответил доктор.
Все врачи клиники занимаются научной работой (принадлежность к медакадемии обязывает, да и идут сюда на работу только те, кто готов постоянно совершенствовать свое мастерство и способен осваивать высокие технологии). Учитывая, что клиника недавно отметила пятнадцатилетие своего основания, я спросила ее директора Михаила Львовича Чередниченко, какие достижения за эти годы он считает главными.
«Мы первые в городе и крае начали работать с терапевтическими и хирургическими лазерами. Первыми в регионе начали делать удаление катаракты методом ультразвуковой факоэмульсификации (сам Михаил Львович выполняет такие операции уже на протяжении 10 лет, он был первым офтальмологом в крае, который сделал в свое время первую такую операцию). Катаракта - заболевание очень распространенное, особенно в пожилом возрасте. Страх перед хирургическим вмешательством у больных велик. А тут это делают без наложения швов, с применением мягкого хрусталика. Операция, как и во всем цивилизованном мире, амбулаторная. Т.е. сделали, полежал пару часов - и можешь уходить домой. Но, учитывая, что в клинику едут больные не только из ближних, но и из дальних мест: не только из городов и районов Ставрополья, но и из республик Северного Кавказа, из Ростова, Краснодара, и даже из Москвы, первую ночь после операции, как правило, проводят в стационаре.
Москвичи говорят, что дорога туда и обратно и операция в Ставрополе вкупе обходятся дешевле, чем лечение в столичной клинике, а качество работы хирургов - не хуже. Кстати, из семи врачей клиники оперируют шестеро, и только седьмой доктор - педиатр занимается консультированием и терапевтическим лечением нарушений зрения у детей. Есть еще одно уникальное достижение у клиники - здесь занимаются витриоретинальной хирургией. По латыни «витрио» - это стекловидное тело, «ретина» - сетчатка. В Ставрополе, кроме «клиники Чередниченко», хирургией сетчатки и стекловидного тела пока, насколько мне удалось выяснить, не занимается больше никто. Самые ближайшие клиники - в Ростове, Краснодаре, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Т.е. получается, что в плане освоения этой высокой технологии небольшой провинциальный Ставрополь идет вровень с городами-миллионниками.
Какие еще уникальные операции планирует внедрить клиника в ближайшей перспективе?
– Понимаете, - говорит М. Чередниченко, - очень много больных с глаукомой. А лазерная хирургия больных с глаукомой у нас в регионе отсутствует напрочь. Проблема очень большая, и мы уже набираем опыт в этом плане. В клинике будет специальный хирург, который будет целенаправленно заниматься лечением больных с глаукомой, мы уже учим этого хирурга.
Одна из серьезных проблем, стоящих сегодня перед клиникой, - необходимость расширяться. Сейчас здесь 20 коек стационарных и 5 - дневного стационара. Очередь на операции два-три месяца. Сейчас записывают на октябрь, потому что в июле-августе хирурги уходят в отпуска, будет вестись только консультативный и терапевтический прием.
- Спасибо нашей медакадемии, - говорит М. Чередниченко, - она недавно запросила у нас документы на надстройку еще одного этажа клиники: говорят, что-то сами заработаете на хозрасчетных операциях, чем-то мы поможем. В последнее время медакадемия к клинике стала проявлять большее внимание. Мы почувствовали, что в СГМА меняется руководство. Скажем, серьезное новое оборудование мы не закупали уже лет пять. СГМА - распорядители нашего федерального бюджета. Недавно у нас приняли заявку на современное оборудование более чем на 11 миллионов рублей. Причем закупается то, чего у нас в регионе вообще нет. В том числе оптический ретинальный томограф, который позволяет и посмотреть и сделать срезы сетчатки. Пока больных на такое исследование мы направляем в Ростов, теперь это супероборудование будет у нас.
- Ну, это можно сказать, дело решенное, раз деньги уже ушли на торги. А о чем еще мечтаете? - Чтобы в Ставрополе создали большой офтальмологический центр, который мог бы обслуживать весь Северный Кавказ, собрать под одной крышей уникальное оборудование и профессиональных специалистов, не распылять средства и силы. Но я понимаю, что в период кризиса такая идея воспринимается на грани фантастики. Хотя, представляете, как зазвучало бы имя Ставрополя, если бы у нас был создан такой центр. Это важно для сотен тысяч больных людей, престижно для города и края.
Когда-то Сервантес сказал: «Пусть мечтать о несбыточном - безумие, но совсем не мечтать - это тоже безумие». А теперь скажу, почему мне было так интересно написать о «клинике Чередниченко». В середине 70-х годов прошлого века я, будучи совсем молодым журналистом, получила задание сделать для газеты репортаж о первой лазерной операции, которую впервые в регионе проводил молодой хирург Лев Чередниченко. Прошли годы, и из того первого опыта выросла клиника, вырос сын, ставший продолжателем дела. А в Санкт-Петербургском медицинском институте учится дочка Михаила Львовича. Какой медицинский профиль она выберет, пока трудно говорить, но уже проявляет определенный интерес к профессии отца.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет