Вы здесь

ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ - ВСЕ ПО-ДРУГОМУ БУДЕТ

ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ - ВСЕ ПО-ДРУГОМУ БУДЕТ
Марина КАНДРАШКИНА

«Время утекает, как вода сквозь пальцы», - скажут философы. «Время - песок», - ответят строители. А для архитектора время определяется внешним обликом города. Если меняются улицы, появляются новые здания, развивается инфраструктура, значит, время летит подобно гоголевской тройке.
В 2010 году истекает срок действия нынешнего генерального плана города. Но этот факт не застанет врасплох. Работы над новым проектом ведутся уже давно.
О том, какие перемены ждут краевой центр в будущем, мы решили поговорить с главным архитектором Ставрополя Юрием РАСХОДОВЫМ.
- Юрий Михайлович, кто курирует данный проект?
- Занимается разработкой нового облика Ставрополя московская фирма «Гипрогор». Это было не случайное решение: данная организация составляла и первый план города. «Гипрогор» не понаслышке знает о географических особенностях местности, ее оползневых зонах, ландшафте, наличии крупных лесных массивов и многочисленных ручьев и речек. Учитывая данный факт, можно сказать, что специалисты фирмы одни из важных претендентов, кто мог сделать качественный, современный и, главное, экономически выгодный проект.
- В соответствии с генеральным планом до 2030 года намечается построить 6,5 млн квадратных метров жилья, в которых можно расселить 170 тысяч человек. Где будут производиться застройки?
- Прежде всего, в Юго-Западном районе, там планируется сосредоточить 40% нового строительства. Вторым перспективным районом на ближайшие 30 лет будет центральная часть города. Но из этого не следует, что Ставрополь становится родиной жилых небоскребов. В перспективе и развитие общественно-деловых центров, а это новые производства и рабочие места для горожан. «Большая стройка» не ограничится зданиями, будет переделан вход Ботанического сада, в планах строительство городского стадиона, скверов и бульваров.
- В городе непростая ситуация с оползневыми районами. Учитывается ли это в генеральном плане и не получится ли, что деньги будут выброшены на ветер?
- Нет, данные тревоги напрасны. Проектом предусмотрен ряд действий по снижению негативного воздействия на геологическую среду Ставрополя. Мы планируем переселить людей, а также вынести объекты и коммуникации из зоны высокого оползневого риска. Данные территории мы обустроим и придадим статус приквартальных скверов, что благоприятно скажется на формировании жилой среды и общем озеленении города.
- Финансовое благополучие города определяется его экономикой. Чем будем привлекать инвесторов?
- На сегодняшний день в Ставрополе расположены машиностроительные, энергетические и агропромышленные комплексы федерального значения. Вот мы и планируем в первую очередь (2017 г.) реконструировать, технически переоснастить существующие предприятия.
На базе ставропольского аэропорта планируется организовать международный транзитный узел, а для этого, помимо реконструкции здания, нужно будет удлинить существующую взлетно-посадочную полосу на аэродроме до 3000 м.
Центром новых учреждений станет Северо-Западный район города. Например, на базе Северо-Кавказского государственного технического университета планируется выпуск приборов и оборудования, имеющих оборонное значение.
- Военно-промышленный комплекс, бесспорно, важен. Но всю экономику на нем строить опасно. Что будет, если госзаказ снизится? Учитывая современные процессы реорганизации армии, проблему нельзя назвать надуманной.
- Мы это прекрасно понимаем, поэтому и стараемся вкладывать бюджетные средства не только в уже существующие производства, но и двигаться вперед. В городе предполагается создать центр нанотехнологий, который будет заниматься разработкой новых источников энергии. Ведь энергетический кризис - проблема не одного города, края и страны в целом. Пора задуматься над тем, как мы будем жить, когда запасы истощатся.
Кроме того, Ставрополье это еще и аграрная зона, было бы, по крайней мере, глупо, не воспользоваться природным ресурсом. Сейчас, когда все в панике ищут способы оживить экономику, у нас этот шанс под ногами - земля. Поэтому в проекте есть и такой пункт, как «переработка продукции растениеводства». Многие фирмы, работающие в этой сфере, у нас пока убыточны. Но это только «пока», мы собираемся их переоборудовать и переоснастить современной техникой. С увеличением производства появится шанс выйти если не на общероссийский рынок, то хотя бы на нашего краевого потребителя.
- С экономической составляющей разобрались. Теперь поговорим о транспорте, дорогах. Каким московские разработчики видят решение этой проблемы?
- Одно из предложений «Гипрогора» - усиление роли общественного транспорта, в первую очередь экологически чистого, троллейбуса, например. Так, к 2017 году по городским дорогам будут ездить 322 автобуса и 130 троллейбусов. А для дачников планируется пустить железнодорожную ветку Пелагиада - Ставрополь.
- Но транспорт ходит по земле, а не, увы, летает по воздуху. Учитывая еще огромное количество машин, как же все поместится на ставропольских улочках?
- Да уж, городские пробки это притча во языцах. И данная проблема будет решаться в двух направлениях - реконструкция существующих магистралей, в основном в центральной части города, и строительство новых дорожных направлений.
Расширять будут магистрали, где меньше трех полос движения, дороги под перекрестками; также планируется соорудить заездные карманы на остановках маршрутных такси.
В дополнение к существующим развязкам предполагается построить искусственные сооружения в 2-х уровнях:
- две развязки на пересечении проспекта Кулакова с улицей Октябрьской, с улицей Ленина;
- две развязки на пересечении улицы Доваторцев с улицей Шпаковской, с улицей Тухачевского;
- путепровод на пересечении новой магистрали на Дёмино с объездной автомобильной дорогой.
Объездная автомобильная дорога (южный и северный обходы), в связи с развитием города и близлежащих населенных пунктов, в перспективе должна приобрести роль общегородской автомагистрали.
- Судя по проекту, в Ставрополе наступают новые времена?
- Я не был бы столь категоричен в суждениях, поскольку новый генеральный план города не является революционным документом. Но одно я могу сказать со стопроцентной уверенностью, что данный документ поможет снять многие проблемы, существующие сегодня в градостроительстве. А это значит - новые инвестиции, капиталовложения, рост и процветание Ставрополя.
- Юрий Михайлович, а какие здания в городе вам самому нравятся?
- Сложно сказать, потому что люблю весь город, с его сложным расположением, лесными массивами. Мне нравится проспект Карла Маркса, здание городской администрации. Я считаю, что архитектор Петр Маркатун нашел очень удачное решение как совместить новое здание с существующей архитектурой.
- Есть ли проект, который вы хотели бы воплотить в жизнь, но, увы, не хватает средств?
- Хотелось бы расчистить водохранилищные зоны Мамайки и Мутнянки, чтобы реки не становились своеобразным сборищем всех городских отходов, а наоборот, были зоной отдыха. Ведь летом люди могут купаться только на Комсомольском пруду, это ненормально. В Ставрополе нет и достойных выставочных комплексов, как в Сочи, например. Случись у нас значимое событие, гостей по большому счету и принять негде.
В общем, проблем - непаханое поле, были бы только деньги для их решения.
- Каким вы видите город в будущем?
- Ставрополь будущего для меня, прежде всего, город, который обеспечивает благоприятную, здоровую среду обитания для своих жителей и гостей краевого центра.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет