Вы здесь

ВОЗДАТЬ ПО ЗАСЛУГАМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ВОЗДАТЬ ПО ЗАСЛУГАМ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Обычно люди искусства используют любой повод, чтобы напомнить о себе, о своем творчестве. А тут все наоборот: совершенно случайно я узнала, что в этом году исполнилось 35 лет, как на Ставрополье появилось уникальное и многогранное явление, которое имеет свое имя и фамилию. Это Галина Близно. Профессионал с большой буквы: пианистка, музыковед, певица, драматическая и комедийная актриса, танцовщица, сценарист, режиссер-постановщик, основоположник и уже 14 последних лет бессменный руководитель Ставропольского муниципального камерного театра.
Начало пути
Семья кадрового офицера, в которой родилась Галина Близно, скиталась по военным городкам страны до тех пор, пока не осела в краевом центре. И гибкая девочка, мечтавшая о балете, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, а затем два отделения - фортепианное и музыковедческое в краевом училище искусств. Далее была работа музыковедом в Ставропольской краевой филармонии, где она выпустила немало интересных и необычных литературно-музыкальных программ, и одновременно - постоянная учеба и совершенствование в столичных вузах и театрах. Достаточно назвать театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кино, Большой концертный зал «Октябрьский», Ленинградский театр «Рок-опера», театр Романа Виктюка, где Близно училась и проходила режиссерскую стажировку. Это сейчас можно заплатить «хорошую» денежку и стажироваться в любом из ведущих московских театров, а в то время нужно было для этого показать и свой талант, и знания, и умения. Галина Близно показала все это сполна, заручилась творческой поддержкой знаменитых столичных режиссеров и решила уйти в «свободное плавание», создав в Ставрополе первый в крае профессиональный камерный театр.
Камерный театр
Казалось бы, вот она - свобода творчества: твори, выдумывай, пробуй. Но вдруг на Близно свалилось столько проблем, что пришлось осваивать новые и вовсе не смежные профессии: администратора, художника, дизайнера, строителя декораций и даже... грузчика. И это, помимо различных преград, которые возникали со стороны некоторых чиновников от культуры: ну не понимали они такое неординарное явление. Ведь все, что делает в театре Галина Близно, не имеет аналогов. Это элитарное искусство, выходящее за рамки повседневности, но все равно понятное каждому, какой бы уровень образованности и культуры он не имел. Потому, что та же тема любви была и будет понятна всем и во все времена. Это относится и к такому потрясающему по глубине замысла и воплощения моноспектаклю, как «В Россию с любовью. Айседора Дункан», и к драматическому спектаклю-дуэту (с Владимиром Зоря) «Сны Франсиско Гойи» по мотивам романа Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания».
В большинстве случаев Галина Андреевна использует малое замкнутое сценическое пространство для создания иллюзии абсолютного погружения в мир страстей - сколь исторических, столь и современных персонажей. Ее спектакли предполагают общение героя и зрителя как бы один на один. Музыкальный, изобразительный, пластический ряд спектакля так воздействует на подсознание, что заставляет преломлять ситуацию на себя, переживать с героями моменты внутренней борьбы, слома или, наоборот, душевного подъема. Каждый спектакль - будь-то искрометный, эксцентричный «Одесские истории в стиле степ» (по И. Бабелю), комедия «Свободная пара», удивившая как материалом, так и составом творческой группы (Галина Близно, актер театра драмы Михаил Мальченко, солист симфонического оркестра краевой филармонии Вячеслав Мартынов), полноценный драматический спектакль с обилием второстепенных персонажей «Воспоминания о настоящем. Война» (по «Василию Теркину» Твардовского) в исполнении дуэта Галина Близно - Борис Бескровный - идет на одном дыхании, и зрители, вовлекаясь в действие, сидят не шелохнувшись. Сколько раз ловила потом себя на мысли, что невольно задерживаешь дыхание, чтобы не пропустить ни одной фразы и ни одного жеста действующих лиц.
Одно время Близно с ее театром приютил Дворец культуры и спорта (тогда еще профсоюзов). Ей выделили небольшое помещение, Галина Андреевна сама его оборудовала, и народ валам повалил на спектакли камерного театра. Но «недолго музыка играла» - «перевели» в неприспособленное для спектаклей фойе кинотеатра «Орленок». Там-то ставропольцы и увидели необычную, а вернее ни на что не похожую интерпретацию шекспировского «Гамлета». Причем главную роль блестяще сыграла сама Близно, а вот все остальные, в том числе и женские роли, воплотили на сцене актеры-мужчины. Надо сказать, что если роль принца Датского играли в свое время Сара Бернар и Алла Демидова, то идея вывести в женских ролях мужчин (конкретно, в «Гамлете») - эксклюзив режиссера-постановщика Галины Близно. И это не единственное ее обращение к Шекспиру. В прошлом году вышел в свет одноактный спектакль, в основу которого положена трагедия великого английского драматурга «Ромео и Джульетта». В «Страстях по Уильяму нашему Шекспиру» выступили на этот раз Георгий Серебрянский, Елена Глинская, Владимир Курчев и Галина Близно. И вновь полный и безоговорочный успех.
«Что наша жизнь? - Игра»
Деятельность камерного театра строится по принципу антрепризы, то есть приглашения для участия в каждой новой постановке разных исполнителей. Эта форма требует высочайшего профессионального мастерства, детализированной разработки роли, глубокого знания психологии, абсолютной искренности и тончайшей режиссуры всего спектакля. Жизнь Галины Близно полностью подчинена театру. Это мнение ее коллег, это мнение ее зрителей. Театральная общественность, прекрасно зная ее неповторимое, страстное и глубоко патриотичное творчество, знает и то, что особый монологический творческий путь Близно нередко вызывает у некоторых деятелей от искусства полное неприятие ее уникальности. Не случайно три года назад, поздравляя Галину с 50-летием, актер краевого театра кукол Евгений Колбас спел ей символическое: «И снова на пути стена, и ты ее пройти должна...».
Семь лет назад камерный театр Галины Близно вошел составной частью в муниципальную сеть. Театр мобилен благодаря малому составу и профессионализму Близно, которая умудрилась и умудряется обучить любого более-менее способного человека.
За эти годы, кроме уже упоминавшегося, она поставила еще спектакли «Просто моя жизнь», «Жан и Беатриса», концерты-спектакли «Памяти Изабеллы Юрьевой», «О героях былых времен», «Ставрополье радость моя», проводит вечера старинных романсов, джазовых композиций, ретро-шлягеров (30-40-х, а также 60-70-х годов), Лермонтовские, Цветаевские и экологические программы. Член двух творческих союзов - театральных и концертных деятелей России Галина Близно снялась в фильме «Памяти Марины Цветаевой посвящается», который около двух десятков раз демонстрировался на краевом телевидении и на канале «Культура». Она выступает и одна, и с коллективом на общегородских мероприятиях, на открытых площадках Ставрополя. Очевидно ее стремление доводить до зрителей высокие нравственные ценности, вселять веру в себя и жизнь. Народ воспринимает искусство Близно очень трепетно, любит ее низкое, волнующее контральто, постоянно идут благодарственные письма. Люди звонят и спрашивают, где в следующий раз можно увидеть ее спектакли и услышать концерты. У Галины Андреевны есть Почетная грамота от краевой организации СТД, благодарности районных и городской администраций, объемная пресса: более 70 статей-откликов в СМИ, свыше 80 телепоказов: творческие встречи, интервью, фрагменты спектаклей, рассказы о камерном театре, комментарии к гастролям в Ставрополе театра Виктюка. В прошлом году Близно не удалось, к сожалению, донести до широкой аудитории задуманный ранее широкомасштабный проект (в рамках городской программы) по борьбе с наркотиками и СПИДом. Это был жесткий разговор и жестокий рассказ (с видеоклипами, демонстрирующимися на большом экране) о трагических судьбах зарубежных звезд шоу-бизнеса: Элвиса Пресли, Фредди Меркьюри, Эдит Пиаф и Мерилин Монро. Но опять-таки из-за всяких препонов эта акция не осуществилась. А, может быть, еще не поздно (тема-то актуальнейшая!) все вернуть?
Такое впечатление, что то, что в наших двух столицах принимается «на ура!», в краевом центре полностью игнорируется. Судите сами. Спектакль Близно «Жан и Беатриса» включен в Российский реестр постановок пьесы. Режиссерские заслуги Галины Близно получили положительную оценку Гильдии режиссеров России, которая пригласила ее на Южный театральный форум, проходивший четыре дня в Ростове. И там коллеги удивлялись, почему ставропольцы видят спектакли камерного театра только на второстепенных площадках города, а не в центральных залах, на крупных мероприятиях, соответствующих мощному дарованию сценариста, режиссера, актрисы и певицы такого большого диапазона. Получается, с одной стороны - признание и любовь широкого зрителя, с другой - «выставляется» на первый план совершенно необученная молодежь, а мастера сцены, действительно популярные у ставропольской аудитории, остаются не у дел. Почему?!
И еще два вопроса кураторам культуры. Когда, наконец, такой яркой, многогранной личности, как Галина Близно, 35 лет посвятившей ставропольской и шире - российской культуре, будет присвоено звание заслуженной артистки России? А камерный театр обретет, наконец, ту моральную, материальную и административную поддержку, которой он достоин?...

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3 (2 голоса)