Вы здесь

ДВЕРЬ ДЛЯ МИТРОФАНУШКИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ДВЕРЬ ДЛЯ МИТРОФАНУШКИ
Галина СЕРГУШИНА

Не знаю, читают ли нынешние школяры Фонвизина, но для многих поколений россиян более старших возрастов имя героя его комедии «Недоросль» Митрофанушки стало нарицательным.
Напомню этот потрясающий диалог. У недоросля Митрофана спрашивают, что он знает в грамматике. Он отвечает:
- Много. Существительна да прилагательна.
- Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?
- Дверь? Котора дверь?
- Вот эта.
- Эта? Прилагательна.
- Почему же?
- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Сегодняшние детки, конечно, более продвинутые, чем фонвизинский Митрофанушка, но если говорить о знании русского языка, то оно оставляет желать много лучшего. И это со всей наглядностью показал Единый государственный экзамен. Хотя по нынешним результатам юные ставропольцы показали лучшее знание языка, чем год и два назад. Но городские школьники края сдали ЕГЭ по русскому языку намного успешнее, чем сельские. Разница составила 4 балла. Особенно низкие показатели в восточных - полиэтничных районах края. Однако полиэтничность не может служить оправданием, ведь русский язык в России государственный для всех.
Впрочем, разница в оценках по ЕГЭ между городскими и сельскими школьниками проявилась не только в результатах испытаний по русскому языку, но и по математике и другим предметам, которые выпускники сдавали по выбору.
На недавнем заседании правительства края, где обсуждались результаты Единого государственного экзамена и итоги приема в учреждения высшего и среднего профессионального образования региона в 2009 году, свою озабоченность этими проблемами высказал и губернатор Валерий Гаевский. Он отметил, что четыре из семи территорий, показавших самые низкие результаты ЕГЭ - по биологии, информатике, иностранным языкам, - это восточные районы. Одна из главных причин - кадровый голод в педагогической сфере.
В целом по итогам ЕГЭ выпускники 84 общеобразовательных школ края по всем предметам набрали количество баллов, превышающее установленный Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимум, а вот по биологии, информатике, иностранным языкам результаты ЕГЭ на Ставрополье оказались ниже среднероссийских показателей. По словам министра образования края Аллы Золотухиной, причинами низких результатов стало сокращение в школах классов естественно-математического направления, снижение качества подготовки по предметам этого профиля. Около 50 процентов учителей математики в крае уже достигли пенсионного и предпенсионного возраста, свыше 30 процентов преподавателей химии и биологии имеют учебную нагрузку, превышающую две ставки заработной платы. А в ряде восточных районов значительная часть учителей по этим предметам даже не имеют профильного образования.
Понятно, что привлекать молодых специалистов в восточные районы чрезвычайно трудно. В связи с этим губернатор напомнил, что для медучреждений края, где есть похожие проблемы, недавно был создан механизм квотирования вузовских мест для сельских абитуриентов, где предусмотрено обязательство определенное количество лет отработать после института в той территории, от которой получил квоту на обучение. Аналогичный опыт, по мнению главы края, нужно распространить и на образование. И в самом деле, разве ребятишки со ставропольского востока виноваты в том, что их малая Родина в этих степях? И кто сказал, что они глупее или бесталаннее своих городских сверстников? Так почему же их изначально уже в процессе обучения ставят в положение митрофанушек, которые не имеют знаний, потому что их некому им преподать?
Хотя - вот парадоксальная вещь! - несмотря на то, что по ряду предметов показатели ставропольских школяров оказались ниже среднероссийских, 69,7 процента из числа поступивших в этом году в вузы региона - это выпускники школ Ставропольского края. Вдвое больше, чем в прошлом году, ставропольских абитуриентов поступило в высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга.
Однако бить в ладоши по этому поводу не стоит. Сегодня вузы едва ли не больше, чем сами абитуриенты, заинтересованы в том, чтобы в них поступило достаточное количество юношей и девушек. Если не все места в аудиториях будут заняты, нужно сокращать штаты преподавателей. Неизбежно будет сокращено госфинансирование. А в коммерческих вузах (да и в бюджетных тоже, где львиную долю приема на популярные специальности и факультеты составляет тот же коммерческий набор) это прямой удар по карману, нехватка денег на материальное стимулирование преподавательского состава, оборудование для лабораторий, капитальные и текущие ремонты и т.д. Поэтому сегодня, что греха таить, дорога в высшую школу открыта и митрофанушкам, если их родители готовы заплатить за обучение любимых чад энную сумму. А иные и за обучение не платят, а просто покупают готовые дипломы.
Позицию краевого Совета ректоров по вопросу оптимизации системы приема в вузы озвучил ректор Ставропольского государственного аграрного университета Владимир Трухачев. В частности, он поднял проблему функционирования в крае филиалов вузов других регионов страны и предложил значительно сократить их количество, проведя проверку качества образования в них. По этому поводу губернатор заметил, что сегодня не то что в какой город, в какое село ни приедешь, на бывших детских садах, общежитиях бывших профтехучилищ можно увидеть гордые вывески: филиал института, университета, а то и академии.
Оплата в таких филиалах, как правило, значительно меньше, чем в крупных региональных вузах. Да и обучение зачастую почти без отрыва от родного хутора. Нередко родители говорят: плата невелика, зато болтаться по улицам не будет, а там глядишь, кризис кончится и на работу можно будет устроиться.
Еще одна проблема сегодняшних вузов - это немыслимое число льготников, т.е категорий молодежи, имеющей право на внеконкурсное по сравнению с обычными детьми поступление. Этих категорий 150. Тот же Трухачев говорил, что вузы при ЕГЭ потеряли своих профильных абитуриентов, т.е. тех, кто поступает на конкретную специальность по призванию. ЕГЭ сподвиг некоторых выпускников школ подавать заявления на все факультеты сразу по принципу: куда-нибудь да поступлю. Совет ректоров края выступает за сокращение льготных категорий, а также за увеличение квот на ряд специальностей для сельских ребят при условии, что они после вузов будут возвращаться домой.
Что касается частного высшего образования, то сегодня в крае 14 негосударственных вузов и 58 филиалов. При этом почти практически уничтожены профтехучилища за единичными исключениями. Поэтому сетования краевых властей по поводу того, что никто не хочет идти на предприятие рабочими, несмотря на предлагаемую хорошую зарплату, выглядят, мягко говоря, не совсем искренними. За большую зарплату фирмы хотят иметь квалифицированных рабочих и не преклонного возраста. А где их у нас обучали в последние годы? Трудно не согласиться с губернатором, что таким образом подрывается рынок труда. Но подрывают его явно не дети и их родители. Хотя, возможно, играет свою роль и инерция. Ведь, несмотря на то, что рынок перенасыщен юристами, экономистами, а нуждается в инженерах-химиках, представителях других инженерных специальностей, абитуриенты по-прежнему ломятся на признанные престижными профессии. Заведомо зная, что найти работу будет непросто.
В результате обсуждения «образовательных» вопросов на заседании правительства края министерству образования поручено принять дополнительные меры по обеспечению объективности, прозрачности и независимости проведения Единого госэкзамена, а также по совершенствованию системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогов. Совету ректоров вузов края рекомендовано провести мониторинг качества знаний студентов первых курсов по итогам первой сессии с обсуждением результатов на заседаниях ученых советов вузов для выявления объективности полученных в ходе Единого госэкзамена результатов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет