Вы здесь

ПРОЛОЖИТЬ МАРШРУТ ИЗ ЯМЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ПРОЛОЖИТЬ МАРШРУТ ИЗ ЯМЫ
Галина СЕРГУШИНА

Ставропольский троллейбусный парк, несмотря на все обещания властей оздоровить предприятие, не только не выбрался из долговой ямы, но накопил долгов только энергетикам на сумму более 30 миллионов рублей. Город снова перед угрозой лишиться экологичного и недорогого по сравнению с другими вида транспорта.
В июне 2009 года «Ведомости» под рубрикой «Без дураков» уже публиковали материал о непростой ситуации с городскими троллейбусами в Ставрополе. В результате странных управленческих действий прежней администрации краевого центра муниципальный парк городского электрического транспорта сначала был доведен до банкротства, затем на базе умирающего СМУТП было создано открытое акционерное общество, затем был выпущен пакет акций, который за короткое время поменял нескольких владельцев.
Пока совершалась эта бумажная круговерть, целью которой по вполне обоснованным предположениям могла быть последующая прихватизация 7,5 гектара земли в центре города, которую очень выгодно можно было бы пустить под застройку, самый экологичный и доступный вид городского транспорта на глазах горожан умирал. Укорачивались или вовсе закрывались маршруты, резко сокращалось количество перевозимых пассажиров и соответственно падали доходы и так неприбыльного вида транспорта.
В июле прошлого года исполняющим обязанности главы города был назначен Н. Пальцев, который в ходе своей предвыборной кампании на пост мэра заявил, что приложит все силы для спасения городского электрического транспорта. Именно ему пришлось развязывать этот муниципально-акционерно-троллейбусный узел. Было отменено постановление прежней городской власти о ликвидации муниципального троллейбусного предприятия. Было заключено соглашение о намерениях выкупить у «Ставропольторга» пакет акций ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие». Краевое правительство, обеспокоенное ситуацией с пассажирским транспортом в Ставрополе, выделило на покупку акций 100 миллионов рублей из краевой казны.
С тех пор прошло более года. Что имеем на сегодня? 100 миллионов рублей краевых денег город пустил на закупку новых автобусов, которые позволили значительно снизить транспортную напряженность в городе. А вот вернуть «рогатого» в муниципальную собственность пока не удалось. Не удалось и снизить долговое бремя.
На днях в краевом пресс-клубе прошла инициированная энергетиками пресс-конференция, на которой генеральный директор «Ставропольэнергосбыта» Борис Остапченко заявил, что за прошедший год ситуация с долгами не только не улучшилась, а напротив, ухудшилась. За год задолженность троллейбусного парка за потребленную электроэнергию выросла на 25 миллионов рублей и сегодня составляет уже более 30 миллионов. Соглашения о поэтапном погашении ее, данные в свое время руководством троллейбусного управления, выполнены не были. В течение этого года неоднократно ограничивалась подача электроэнергии на ряд тяговых подстанций. Ситуация рассматривалась на совещании в Доме правительства под руководством зампреда Г. Ефремова. Тогда администрация города и комитет городского хозяйства ограничились формулировкой, что «выполнение договорных обязательств по взаиморасчетам между самостоятельными хозяйствующими субъектами не предусматривает участия администрации города». Энергетиками было произведено полное ограничение подачи электроэнергии на тяговые подстанции №2 и №4, а неплательщику направлено уведомление об ограничении тяговых подстанций №5 и №11. После этого на совещании в администрации Ставрополя было достигнуто соглашение об отмене ранее введенных ограничений режима электропотребления сроком на один месяц.
В апреле между ОАО «Горэлектросеть», ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие» и администрацией Ставрополя было достигнуто соглашение о том, что существующая задолженность на 1 июня 2009 года будет погашена администрацией города путем передачи энергопоставщику бесхозных электрических сетей. По этому же соглашению троллейбусное предприятие с июня 2009 года должно было осуществлять текущие платежи за потребленную электроэнергию в полном объеме.
Со стороны «Горэлектросети» все обязательства, определенные в ходе переговоров, были выполнены. К троллейбусному предприятию не были применены штрафные санкции, чтобы не парализовать его работу и не лишать жителей краевого центра возможности пользоваться этим видом транспорта. Однако другая сторона: троллейбусники и администрация города свои обязательства не выполнили.
- Мы не намерены дальше терпеть такую ситуацию, - заявил на встрече с журналистами Б. Остапченко. - Мы должны предпринимать шаги для защиты своих интересов. Мы долгое время шли на уступки, не предъявляя исполнительный лист, чтобы не обанкротить молодое предприятие, но нынешняя ситуация просто вынуждает приступать к реальным действиям.
Руководителя троллейбусного предприятия на встрече в краевом пресс-клубе не было. Интересы горожан и городской власти представляли два заместителя директора комитета городского хозяйства. По словам первого заместителя директора этого комитета Р. Марченко, взяв на себя в начале года управление троллейбусным парком администрация города не вполне представляла себе, насколько сложна ситуация с имуществом и платежами. Тем не менее городская власть не отказывается от намерения вернуть предприятие в муниципальную собственность и тем не только сохранить для города востребованный вид транспорта, но и не позволить выбросить на улицу 500 работников троллейбусного управления, которые в данной ситуации могут пополнить ряды безработных.
По словам Р. Марченко, сейчас в арбитраже края находятся два иска. В одном из них власти Ставрополя пытаются доказать ничтожность сделки по передаче имущественного комплекса муниципального предприятия в ОАО, а в другом - признать незаконным договор купли-продажи акций. Комитет городского хозяйства сократил расходы троллейбусного парка за счет оптимизации управления, а введение льготных проездных билетов для школьников и пенсионеров позволило городу направить на компенсацию этих льгот муниципальные деньги. Сейчас администрация Ставрополя просит городскую Думу принять решение об увеличении льготных категорий, что может дать в кассу предприятия дополнительные деньги.
Сегодня в городе вместо 12 маршрутов действует только 6. Троллейбусы работают в одну смену. Такая нестабильность дала потерю пассажиропотока с 1 миллиона до 400 тысяч человек в месяц. Если в прошлом году на маршруты выходило 85 троллейбусов, то в этом - только 65.
Р. Марченко от имени городской администрации просил энергетиков не ограничивать подачу электроэнергии, заверяя, что есть реальная возможность рассчитываться с долгами. По его словам, до сих пор погашались долги прошлого года, что не позволяло платить по текущим счетам.
- Начинайте с ноября платить за текущее потребление, - поставил жесткое условие
Б. Остапченко, - тогда не будем отключать.
Ситуация с неплатежами и невыполненными обещаниями поселила недоверие друг к другу у обеих сторон. Энергетики высказали опасение, что, переведя троллейбусное предприятие снова в статус МУПа, город «подвесит» им многомиллионные долги, так как бюджетная организация не может быть правопреемником коммерческой. Представители комитета городского хозяйства в свою очередь опасаются, что контактные сети уйдут за копейки, и город потеряет троллейбусный парк, как в свое время «потерял» бывшую муниципальной «Электросеть».
Между тем городская власть обещает горожанам покупку новых более комфортабельных и экономичных в энергопотреблении троллейбусов. На вопрос «Ведомостей», к какому предприятию их «припишут», был получен ответ, что, конечно же, новые машины пойдут в СМУТП. Администрация в лице комитета городского хозяйства пообещала, что с текущего месяца платежи за потребленную электроэнергию будут идти регулярно. Что касается более чем 30-миллионного долга, здесь обеим сторонам снова придется садиться за стол переговоров.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет