Вы здесь

ОНИ ВОЗВРАЩАЮТ К ЖИЗНИ ШЕДЕВРЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ОНИ ВОЗВРАЩАЮТ К ЖИЗНИ ШЕДЕВРЫ
Нина ЕВТУШЕНКО

Ходишь по улицам городов-курортов Кавминвод - и получаешь истинное наслаждение от общения с прошлым. Через столетия на тебя смотрит, с тобой разговаривает сама История. Удивительные по своей архитектуре здания, запоминающиеся памятники культуры и мемориальные комплексы, красивейшие соборы - все это оставляет яркое впечатление. Но создать уникальные творения - это еще не все, их надо сохранить и донести до потомков в первозданном виде. Этим благородным делом более 30 лет занимается специальное научно-производственное реставрационное управление «Реставрация» г. Пятигорска.
Мы уже рассказывали об этом творческом коллективе мастеров, которым два с лишним десятка лет руководит Петр Викторович Черняков. Он не только знаток своего дела, но и очень увлеченный человек. У него два высших образования: за плечами Ростовский инженерно-строительный институт и Московская академия реставрации. В одном вузе он получил диплом инженера-строителя, в другом - реставратора-инженера, много лет является членом-корреспондентом Российской академии архитектурного наследия.
На этот раз мы приехали, чтобы поздравить Петра Викторовича еще с одной наградой - ему присвоено звание «Заслуженный строитель Российской Федерации», удостоверение и знак 10 декабря вручил губернатор края. Но прежде чем дойти до таких высот, Черняков не один год проработал прорабом, мастером, начальником участка, изнутри познал все нюансы своей профессии.
Естественно, наш разговор начался с вопроса: насколько это близкие сферы - строительство и реставрация.
- Они не то что близкие - реставрация является продолжением строительства, - говорит П. Черняков. - Реставрацией невозможно заниматься, если не знаешь строительного дела. Технология изготовления деревянных и металлических изделий одна и та же. Но восстановление вести всегда сложнее, чем строить заново. Тем более, когда речь идет об уникальных зданиях, памятниках истории и культуры. Мы должны следовать первоначальным проектам, сохранить все как было в старину...
Нынешнее ООО СНПРУ «Реставрация» начиналось с научно-производственной мастерской, организованной в Пятигорске по приказу Министерства культуры РСФСР еще в 1976 году. За это время много воды утекло и много уникальных объектов сохранено от разрушений. Управление занимается обследованием, реставрацией и ремонтом памятников истории, культуры и архитектуры федерального и местного значения на территории Ставропольского края. Одно их перечисление может занять солидную газетную площадь. Благодаря реставраторам преобразились такие уникальные в своем роде объекты, как музей «Дача Шаляпина» и Государственный музей-усадьба художника Н. Ярошенко в Кисловодске, Пушкинская галерея в Железноводске, Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, беседка «Эолова Арфа» в Пятигорске, Свято-Никольский собор в Георгиевске, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Покровская церковь в Черкесске и другие памятники.
Сегодня в крае таким видом деятельности занимаются по меньшей мере 10-12 организаций. Так что «Реставрации» приходится работать в условиях конкуренции. И ничего, если бы конкуренция была здоровой. Но некоторые соперники, стремясь выиграть аукцион, явно занижают стоимость работ. Для ООО СНПРУ такой подход неприемлем, поскольку главное правило коллектива - обеспечить хорошее качество реставрации и ремонта. Здесь все делают от начала до конца сами: с разработки проекта, изготовления необходимых изделий - до нанесения последних штрихов в оформлении здания или памятника.
Слушаешь интереснейший рассказ директора о реставрации и понимаешь, как много в этой профессии тонкостей, насколько много в ней творчества. Когда в Ессентуках шли работы на грязелечебнице имени Семашко, для крыши потребовалась специальная черепица. Специалисты искали ее по всей стране. По несколько штук завозили для экспертизы из Подмосковья, Старого Оскола, из города Прохладного, но она не устраивала по качеству. Пришлось отправиться в Прибалтику, найти там завод, выпускающий отличную черепицу, а потом провести ее через таможню.
Почти в течение 30 лет коллективу приходится заниматься ремонтом музея имени Лермонтова в Пятигорске. Чтобы поменять камышовую крышу, раскопали учебники 50-х годов, где подробно описана технология. Камыш надо было заготавливать серпом при температуре минус 10 градусов, затем в течение года сушить его под навесом и только после этого - вязать маты. Как вязать, как укладывать, прикреплять маты к стропилам - всему этому тоже приходилось учиться. Зато реставрация музея проведена в точном соответствии с историческим прошлым.
За последние годы коллектив отмечен многими наградами, ему дважды вручался специальный приз за победу в конкурсе «Золотой Меркурий». К сожалению, кризисный год внес свои коррективы в планы реставраторов: заказов стало меньше, и суммы не столь большие, как в прошлом году. Но работа все равно продолжается. Управление выиграло аукцион на реконструкцию памятников защитникам Отечества. Подготовлена научно-проектная документация на реставрацию мемориала «Огонь Вечной Славы» в Железноводске, ряда объектов в Ессентуках, станицах Курской и Лысогорской, в селе Новоселицком и др. В Кисловодске идет реконструкция памятника «Журавли», к Новому году он должен предстать в обновленном виде.
Директора предприятия П. Чернякова и его коллег сейчас заботит одно - чтобы в 2010 году было больше работы, и они смогли порадовать земляков первозданной красотой восстановленных памятников.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет