Вы здесь

НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ – ОКРУГ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ – ОКРУГ
Александр ЕМЦОВ

Новость о создании Северо-Кавказского федерального округа огорошила всех. По моим наблюдениям, это стало неожиданностью даже для некоторых членов краевого правительства. Да, все ждали обещанного президентом страны большого чиновника по региону. Но чтобы под него сформировать еще и округ? Да еще и с центром в нашем Пятигорске?
Сегодня все обсуждают причины такого решения президента Д. Медведева. Разговор идет преимущественно вокруг его официальной мотивации. Что округ создан для упрощения решения задач комплексного социально-экономического развития региона, преодоления клановости и коррупции, для координации действий силовых и правоохранительных органов в борьбе с преступностью, экстремизмом и терроризмом, для защиты прав граждан. Попутно каждый прикидывает плюсы, которые может иметь наш край от своего нового положения. Мол, Пятигорск, а с ним и весь край, получат новый толчок развитию. И не только потому, что на субъекты нового округа, как на то намекает новый полпред и вице-премьер правительства страны А.Хлопонин, прольется золотой дождь инвестиций. Несомненно, под размещение аппарата округа, на его содержание будут выделены немалые средства. Планируется создать и новые окружные структуры, прежде всего силовые, по типу тех, что уже созданы в Ростове как структуры ЮФО. Появятся новые рабочие места, перепадет и на благоустройство. В Пятигорск зачастят чиновники из республик - субъектов нового округа, а значит, будет дан толчок развитию гостиничного и сопутствующего ему хозяйства. Краевой власти легче станет пробивать те или иные вопросы. До сегодняшнего дня это приходилось делать через Ростов, а больше через Москву. Одним словом, мы уже потираем руки в предвкушении будущих благ.
В дружном хоре «одобрямса» не слышны слова о минусах принятого решения. Но они есть, и именно для Ставропольского края. Нас чохом записали в компанию не совсем равных себе. Прежде всего, по уровню социального и экономического развития. Инвестиционные рейтинги края и республик различаются на порядок. И есть обоснованные опасения, что после президентского решения международные рейтинговые агентства опустят наши рейтинги. Ведь они основываются, в том числе, и на политических реалиях, чутко отслеживают любые политические перемены. Еще одна реальная угроза - распространение клановости, чем больны соседние республики, и на наш край. Их лидеры наверняка будут продавливать пропорциональное представительство в управляющих структурах округа. Трудно поверить, что эти представители, попав в аппарат, не постараются прочно зацепиться в Пятигорске или его окрестностях своим бизнесом или как-то иначе. С этим вряд ли станут мириться местные хозяева жизни. Вот и готова еще одна точка напряжения. Я уже не говорю о неудобствах от проездов президентских эскортов, с которыми столкнутся пятигорчане, и что всегда является заметным раздражителем масс. О том, как свита президента Чечни Р.Кадырова приезжает в Кисловодск, рассказывают легенды. Теперь на Кавминводы будут постоянно наезжать свиты шести президентов. И, наконец, роль паровоза, которую нам фактически предложили в работе по вытаскиванию республик, чревата тем, что мы можем попросту надорваться.
О минусах нелишне напомнить еще и для того, чтобы лучше понимать мотивацию принятого президентом страны решения. Безусловно, его аппарат их учитывал. Но все же шаг сделан. Потому что цель того заслуживает. Сдается мне, что она в полной мере пока и не раскрывается. И понятно, почему. Согласитесь, вряд ли федеральная власть исходила только из публично заявленного, то есть из задачи преодоления сравнительно мелких для региона, да и для нее самой, проблем. Для этого могли быть использованы другие, менее громоздкие, да и уже существующие управленческие механизмы и средства.
Представляется, и здесь я высказываю только свою версию, что мы имеем дело с геополитическим решением, нацеленным на преодоление системных северо-кавказских, да и не только, проблем. И, прежде всего, с решением, направленным на борьбу с проблемой иждивенчества субъектов Федерации. Не случайно председатель Госдумы Б. Грызлов уже на следующий после оглашения Указа о создании СКФО день выступил с предложением лишать самостоятельности дотационные субъекты Федерации. Такие предложения крупные политики случайно не делают.
Ни для кого не секрет, что Северо-Кавказские республики чуть ли не на девяносто процентов дотационные. При этом именно у них самая благоприятная демографическая ситуация и больше всего населения в трудоспособном возрасте не имеют работы. Фактически вся страна кормит целый регион только на том основании, что его населяют не люди титульной нации. Дотационный где-то процентов на сорок и наш край, но если учесть федеральные налоги, которые собираются у нас и прямиком направляются в центр, то в целом сумма получаемых государством с края доходов больше краевого бюджета. То есть мы самодостаточные и центру необременительные. Чего не скажешь о соседях по новому округу.
При этом не надо думать, что население там сплошь бездельное. Совсем нет. Республики населяет работящий народ. Он строит прекрасные дома, возделывает землю, рожает много детей. Я знаю это не из книжек, сам работал в Карачаево-Черкесии. Просто жизнь там зачастую организована не в интересах большинства, а в интересах кланов. Эффективны не законы, а кумовство. Контроль над доходами почти отсутствует, производство основано на теневом капитале, так, что почти не просматривается база налогообложения. Налоги собираются плохо. Отсюда и дотационность. Дотации же идут на содержание чрезмерно раздутого управленческого аппарата, а то и банально разворовываются. И никто не может, а скорее не хочет это поломать. Да и как это сделать - никто не знает. Тут ведь только тронь - сразу завопят о национальном притеснении. Своеобразной охранной грамотой нахлебничества, оправданием статус-кво является деление республик по национальному признаку. Его не обойдешь, поскольку это культурное наследие прошлого. Причем такое наследие, за которое будут биться насмерть. Пример - Абхазия и Южная Осетия, не смирившиеся с отменой грузинским парламентом своих автономий и превратившиеся в результате сопротивления в независимые государства. Административные границы наших республик являются фактически границами заповедников национализма. Где он в тиши и безопасности произрастает, культивируется и при случае выплескивается наружу. Чему подтверждение - процесс выдавливания русского населения.
Так вот, нацелено ли на решение проблемы иждивенчества, а с нею - и проблем национализма и сепаратизма создание СКФО? Нам представляется, что нацелено. Более того, ради этого все и затеяно. Руководство страны затеяло крупный эксперимент, и начало его с самой болезненной точки - с Северного Кавказа. Несомненно, администрация округа возьмет на себя рычаги реального управления регионом. Административные и экономические. Несомненно, она, как в последнее время Чечня, получит большие деньги и сделает акцент на экономическом рывке. А экономика, в свою очередь, перемелет и иждивенчество, и национализм с сепаратизмом. Примеров тому в мировой истории предостаточно.
До сих пор полпреды в округах являлись, говоря специфическим языком, смотрящими президента. Сплошь выходцы из силовых структур, они и опирались на них в своей работе, и задачи свои понимали в разрезе полномочий этих структур. Так, скорее всего, видел их до недавнего времени и президент страны. Среди возможных кандидатур, которые рассматривались обозревателями на роль «главного по Северному Кавказу», были только силовики. А назначили - кризисного менеджера. Нынешний полпред СКФО - опытный хозяйственник и администратор, причем в ранге вице-премьера. Это значит, что времена изменились, у руководства страны выработался другой взгляд на роль и предназначение полпреда. Судя по тому, что в Пятигорск уже приезжал для решения оргвопросов В.Путин, судя по его категоричным предостережениям, тянуть с организацией округа, а тем более миндальничать с кадрами никто не станет. Это значит, что новый полпред будет не столько контролировать регион, сколько реально управлять им. Управление наверняка станет включать планирование социально-экономического развития, причем не отдельных субъектов, а всего региона в комплексе, поиск точек роста, выделение инвестиций и жесткий контроль их освоения, ключевые кадровые назначения. То есть полпред СКФО - это будет своего рода губернатор, но не отдельного субъекта Федерации, а целого региона. С полномочиями несравненно большими, чем у рядового руководителя исполнительной власти субъекта.
Значит ли это, что нашему губернатору и нашим соседям - мини-президентам придется поделиться своими полномочиями? Перестать быть первыми парнями на деревне? Безусловно. Пойдут ли они на это? А куда деваться. Будут упрямиться - лишат самостоятельности. Грызлов, можно сказать, загодя предупредил. Да и ведь на кону будут большие деньги. Дилемма: или ты вольный, или богатый в наше прагматичное время всегда разрешается в пользу богатства. Что останется под началом глав субъектов? Социалка, образование, здравоохранение, национальная культура...… В общем, на их век хватит.
Созданием СКФО с целью ускорения развития экономики региона и обретения им самодостаточности федеральный центр убивает сразу нескольких зайцев. Во-первых, дает рабочие места, а значит, и жизненную перспективу широким массам. Во-вторых, ограничивает всесилие местной элиты, что опять же на руку простым людям. Если люди почувствуют перемены к лучшему, они сразу поддержат федеральный центр. В-третьих, центральная власть нарабатывает опыт преодоления проблем, которые свойственны не только нашему региону. Как знать, не станем ли мы уже в ближайшем будущем свидетелями деления и других федеральных округов на две, а то и три административные единицы с теми же целями?
Ведь само руководство страны не раз говорило, что управлять чуть ли не сотней субъектов сложно. Попытка влить малые субъекты в крупные удалась не везде. Адыгея, например, уперлась, показав, что на Кавказе такой вариант не проходит. Вполне допускаю, что сейчас начал реализоваться другой сценарий укрупнения. Наполненный иным содержанием, но имеющий ту же цель укрепления российской государственности.
Но это, повторяю, только версия.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет