Вы здесь

ИГОРЬ БОЕВ: «НА КАВКАЗЕ МНОГО ЗДОРОВЫХ СИЛ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ИГОРЬ БОЕВ: «НА КАВКАЗЕ МНОГО ЗДОРОВЫХ СИЛ»
Галина СЕРГУШИНА

В федеральных и региональных СМИ продолжаются дискуссии по поводу создания Северо-Кавказского федерального округа. Свои мнения высказывают политологи, этноконфликтологи, социологи. Тема в поле зрения не только политической, деловой и научной элиты, но и простых людей.
Очевидно, что жители нового административного образования как-то сразу вдруг ощутили свою обособленность от территории основной России и принадлежность к региону, имеющему репутацию самого проблемного в стране. И если для наших соседей - северо-кавказских республик - это не ново, то ставропольцев все-таки напрягает. Череда терактов, произошедшая в крае в последние полтора десятка лет, миграционные потоки не лучшим образом повлияли на толерантность коренного населения. А с другой стороны, в последние годы Ставрополь все более обретает черты студенческой столицы северо-кавказского региона, принимая в аудитории своих вузов и колледжей тысячи молодых людей из соседних республик.
Ситуация, связанная с созданием Северо-Кавказского федерального округа, - глазами психолога - стала предметом нашего разговора с известным не только в России, но и за рубежом ученым, директором Клиники пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии, доктором медицинских наук, профессором Игорем Боевым.
- Игорь Викторович, есть такое мнение, что федеральная власть просто пожертвовала Ставропольским краем, включив его в округ как единственный славянский регион среди мусульманских республик. Как Вы считаете?
- Ставропольский край всегда был буферной зоной. Сегодня при организации Северо-Кавказского федерального округа мы являемся свидетелями реализации совершенно определенной геополитики и геоэкономики. Ставропольский край будет являться своего рода интернациональным котлом, где будет «перевариваться» весь Северный Кавказ. До сих пор центр направлял сюда силовиков. А силовики заряжены на войну, потому что они умеют только воевать. Сейчас центр направил в регион менеджера. Не случайно СМИ уже окрестили Александра Хлопонина наместником. Это совершенно особая миссия. Хлопонин имеет блестящее экономическое образование, подтвержденное менеджерской административной деятельностью. Это мирное назначение. Более того, Хлопонина вообще можно назвать «человеком мира», есть такое понятие. Он родился на Шри-Ланке и несколько лет проживания там подразумевают на подсознательном уровне впитывание традиций Азии. Традиций Востока, традиций системы отношений. Почему сегодня говорят, что Хлопонин может договариваться, может решать вопросы? А потому что это связано с его рождением, с моей точки зрения, прежде всего. Этому можно научиться, наверное, но гораздо легче это получается у того, кто уже родился в этой среде. Он родился в семье переводчиков, а переводчики - это, прежде всего, блестящая культура. Хлопонин знает языки, язык - это вторая культура. Поэтому, как и Президент, связываю надежду Юга России, Кавказа с появлением Хлопонина. Сегодня нужен человек, который в основе имеет очень широкую культуру, который не ограничен какими-то религиозными, традиционными, идеологическими догмами. После войн и контртеррористических операций правительство России принимает меры, чтобы решить проблемы Кавказа экономическими методами. И, я думаю, что Ставропольский край органично встроится в эту стратегию. Ведь по сути дела наш губернатор Валерий Гаевский - тоже менеджер, и из той же федеральной команды, он доказал способность работать в тандеме с лучшими силами МИДа в процессе грузинского геноцида осетин, организовав лагеря беженцев, которым наша Клиника оказывала медико-психологическую помощь.
- Говорят, что на ментальном уровне Россия и Кавказ существуют как бы порознь, хотя и в границах одного государства?
- Если мы не будем обмениваться религиозно-философскими основами жизни, культурами, традициями, то кавказские народности никогда не смогут принять Россию. Но и Россия, если будет игнорировать кавказскую культуру, кавказские традиции, она может потерять Кавказ. Сегодня самая главная проблема - две прошедших войны на Северном Кавказе. Почему я об этом говорю? Потому что мне приходится встречаться с пациентами, которым сегодня 18 лет, которые в три-четыре года лишились своих родителей, они погибли на войне. И неважно, на какой стороне они погибли. Есть другие дети, других возрастов, но смысл тот же самый. Сегодня эти раны - психологические, духовные раны, последствия печального правления ельцинской эпохи на Кавказе - очень болезненны, очень травматичны. И здесь, безусловно, необходима помощь профессиональных психологов. У нас в клинике сегодня лечатся представители республик всего Северного Кавказа. И мы оказываем им специализированную медико-психологическую помощь.
У нас лечилось 60 чеченских детей, у которых был псевдосудорожный синдром. Так вот у всех этих детей кто-то из родственников был захвачен, похищен. У кого-то погибли близкие: отец, мать. Это является колоссальной психотравмой. Этих детей никто никогда до того не обследовал. Нам пришлось применить очень дорогостоящее комплексное лечение. И впервые в мире групповые конверсионные расстройства были купированы с помощью информационных методов терапии.
- Специалисты вашей клиники работали и с пострадавшими в результате терактов?
- Мы работали в Буденновске, в Минеральных Водах, Беслане, Ессентуках, Пятигорске. Особенно тяжело было в Беслане. Мы много там работали. Комплексные мобильные бригады, не имеющие аналогов в стране, сменялись каждую неделю. Нет ничего страшнее для человека, чем потеря собственного ребенка. Тот информационный поражающий эффект, который пережила Осетия, наложил отпечаток на всю нацию. Мы учим психологов, подготавливаем врачей, и сегодня наши специалисты по уровню профессиональной подготовки не имеют конкуренции ни в России, ни в Европе.
Мы работаем также с участниками боевых действий. Это всегда очень проблемные люди, часто открытые, добрые, но искореженные псевдоидеологией последних 20 лет. Искореженные пессимизмом. Если сравнивать участников боевых действий последних лет с «афганцами», то «афганцы» в меньшей степени пережили посттравматическое стрессовое воздействие, потому что они идеологически были подготовлены, худо-бедно за ними стояла сильная страна. Несмотря ни на что, они считали себя героями. Но когда идет война внутри страны, против кого ты воюешь? Кто может себя считать героем? Героика растворяется, а раз растворяется героика, то появляются бандиты. Или может появиться бандит.
Мы обследуем очень большие группы подростков, молодых людей, начиная еще с 1982 года. Есть восстановительные медицинские технологии для них, которые завоевали международные награды. И, знаете, что характерно для поколения, которое растет, которое выросло после Советского Союза? - У них одни герои: Че Гевара, Фидель Кастро. Молодые люди вдруг надевают майки с портретами Че Гевары, Кастро, с эмблемой Советского Союза. Они понятия не имеют о Советском Союзе, они не жили там, но они слышали рассказы, они общаются, и они делают точное заключение, что была такая общность советский народ, и это было совсем неплохо.
Че Гевара и Фидель Кастро - это определенный эталон борьбы за свою страну, за свою нацию. Сегодня кавказская молодежь уже более дифференцированно относится к боевикам, очень дифференцированно относится к тем, кто борется против России, против Кавказа. И это обнадеживает. Это тот вектор, на котором можно добиться очень больших успехов. Психологию элиты мы никак не сможем переломить. Потому что человек, владеющий миллионами, миллиардами, вкусил прелестей другой жизни, когда все доступно, все возможно. Вкусив власти, он стремится ее получить снова. Но, вот, у молодежи это принципиально по-другому.
- Вы полагаете, что молодежь сможет задать новый вектор развития Северному Кавказу?
- Сегодня надо дать максимально большему числу молодежи возможность учиться, а не чувствовать себя изгоями. Т.е. они должны знать, что достигнуть каких-то высот в жизни можно через образование, наконец, через ремесло.
- Но уже на первом курсе их будет напрягать зримое имущественное расслоение.
- Почему, например, президент Азербайджана Эльхам Алиев запретил в Баку использовать определенные марки машин населением? Чтобы не было кричащего имущественного расслоения. Молодежь ориентируют думать об учебе, а не о количестве баранов, которыми владеет какой-нибудь князек. Как ребенок, который не имеет родителей, может чувствовать себя на равных с тем, который ездит на БМВ? Нужна другая идеология, другие приоритеты ценностей. Нужен другой управленческий аппарат. Другие национальные элиты. Почему сегодня Рамзан Кадыров такая харизматичная личность на Северном Кавказе? Он Грозный сделал одним из красивейших городов Юга России и сделает красивейшим в Европе. Да, строит на федеральные деньги, но мог бы потратить их на приобретение недвижимости где-нибудь за рубежом. А он строит Чечню. Дает возможность жителям это делать. Это разве не национальный проект? Сегодня очень важно добиться реформации ценностей национальных элит.
- Принято решение о создании в округе федерального университета. Как вы полагаете, он может стать кузницей кадров для новых элит?
- Университет предполагается открыть на базе слияния нескольких ставропольских вузов. Если слияние будет произведено по максимально разумным принципам и в этом федеральном университете будут аккумулированы лучшие профессорско-преподавательские кадры, как в СГУ, те, кто является новаторами, педагогической кладезью мудрости, это будет позитивно и для кавказцев, и для русских. Но если университет будет сформирован по другому принципу и туда попадут люди с купленными диссертациями, у которых нет ни научных достижений, ни трудового пути, тогда это обречено на провал. Молодежь как никто другой остро чувствует фальшь.
- Ваша клиника удостоена высоких международных наград за разработку медико-психологических технологий реабилитации жертв терроризма и насилия и медико-психологических технологий реабилитации представителей административной, политической и бизнес-элит. С жертвами терроризма понятно. А что значит реабилитация элит?
- Когда я вижу, как общается молодежь разных народов, а они общаются вместе на дискотеках, в библиотеках, на диспутах, я вижу, как легко они находят общий язык. Язык культуры, язык гуманизма. Им нравится на духовном уровне конкурировать друг с другом. И наблюдая за всем этим, я понимаю, что этому могут препятствовать только национальные деструктивные элиты. Потому что им важно, чтобы люди были заряжены на войну. Но народам это не нужно. И сегодня мы продолжаем заниматься ликвидацией медико-психологических и духовных последствий двух перенесенных войн, контртеррористических операций. Мы продолжаем заниматься ликвидацией медико-психологических последствий исхода беженцев и вынужденных мигрантов, которые пострадали ни за что. И сегодня, когда молодые разговаривают между собой - они говорят, что вот, мои родители тоже могли бы стать бизнесменами, политиками, учеными, но их сегодня просто уже нет физически. И это та боль, которая навсегда останется. Это боль, которую смогут растопить только гуманистические принципы общения.
Но говоря о гуманистическом принципе общения, я хотел бы избежать представления о той американской ловушке, в которую попали Франция, Германия. Нельзя превращать толерантность в ловушку, в результате которой мы развиваем не культуру, не идеологию, не широту мировоззрения человека, а мы предлагаем, например, французам смириться с экстремизмом арабов. Предлагаем немцам смириться с экстремизмом турок или курдов. А россиянам смириться с экстремизмом радикальных представителей кавказских народов. Это неправильно. Это ловушка, предложенная нам американцами. Когда-то известный врач, профессор Чиж сказал: «Чем суровее наказание, тем сдержаннее дегенераты».
А вообще, я скажу, что сегодня на Северном Кавказе очень много здоровых сил, которые против деструктивной политики. Национальные элиты, которые пришли в эпоху Ельцина, немножко изменили мировоззрение своих народов, перенастроили векторы их развития, и пока ни к чему хорошему это не привело. Надо отделять деструктивных представителей элит от тех, кто готов к конструктивной работе. Представители политической и деловой элиты особенно высшего национального эшелона находятся в условиях хронического социально-информационного стрессирования. А это удар по здоровью: сосудистые катастрофы (инсульты мозга, инфаркты сердца), опухолевые процессы, невротические заболевания - не редкость в vip-среде. Мы разработали оригинальные медико-психологические методики помощи этим категориям людей. Назовите медико-психологическую систему которая бы защищала представителей элит от стрессирования? А у нас она есть и действует!
- Вообще-то, власти говорят не о воспитании элит, не о культуре, а об экономике…
- Вы правы, что власти говорят об экономике, потому что, когда человек голоден, говорить о возрождении Духа проблематично. Сытому человеку, который находится в цивилизованном обществе, легче развивать свое духовное начало, хотя это тоже прблематично! Надо поднимать экономику, но надо и учиться друг у друга русским и кавказцам. К примеру, у кавказских народов можно учиться отношению к старикам, к женщине, и отношению женщины к своей роли в семье. Ведь сегодня феминизация общества, навязанная нам Западом, способствует тому, что женщина остается одинокой или не может сохранить семью, теряет мужа, а затем и детей! Причем это характерно больше для русского общества. Оттого и демография у кавказских народов лучше.
И еще один важный фактор: должна быть государственная идеология, которая объединяет Россию. Скажите, за 25 лет реформ у нас появились новые песни, которые народ поет, собравшись за столом? Почему сегодня нет художественных произведений, которые были бы направлены на гармонизацию душевных переживаний человека. Нет литературных и культовых героев, нет эталона Духа, которому следовали бы и которого придерживались бы подростки и молодежь. Разве у людей исчезло творческое начало? Нет. Деструктивные национальные вожди отдельных групп, пытаясь оторвать свой народ от России, убеждали его в том, что в первую очередь надо отказаться от русского языка, как государственного. Сделать государственным свой национальный язык. Мне пришлось как-то быть на одном большом слете мужчин в одной из республик, где говорили о том, что хотят иметь свой язык, на своем языке воспитывать детей в детском саду, обучать в школе, а русский пусть будет вторым. А я вижу, на переднем ряду сидит писатель этого народа. Я прошу: поднимите руки, кто знаком с произведениями нашего дагестанского поэта Расула Гамзатова. Поднялось рук пять-семь, а был огромный, полный зал. Потом называю фамилию местного, их народа, писателя и говорю: пусть он на меня не обидится, но я бы хотел, чтобы подняли руки, кто знает его произведения. Ни одной руки. Я говорю: посмотрите, Расула Гамзатова знал и боготворил весь Советский Союз, знал весь мир, а сегодня, благодаря узко национальной направленности, молодое поколение уже не знает своих литераторов, поэтов, писателей. А вы говорите: только наш язык, пусть русский будет второй.
Сегодня нужны трансрегиональные экономические проекты, участвовать в которых могла бы молодежь разных народов. Теоретическое понятие «Кавказ - общий дом» надо наполнить новым смыслом. Если молодые вложат свой труд в развитие Кавказа, они будут защищать его от любых экспансий: турецкой, американской, любой. Но для этого молодежь - и русская, и кавказская - должна связывать свое будущее с Россией, быть уверенной в том, что жить в России предпочтительно. Молодежь Северного Кавказа должна осознавать, понимать, что она не нужна идеологам пантюркизма, нужна наша территория, но без нас. И только добротное образование, государственная идеология и культура могут противостоять антигуманистическим взглядам зарубежных геополитиков.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет