Вы здесь

КОЛБАСА, КОТОРАЯ УДИВИЛА МИР

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КОЛБАСА, КОТОРАЯ УДИВИЛА МИР
Галина СЕРГУШИНА

Было это в конце 80-ых. Неведомо какими путями ставропольский мясокомбинат попал со своей продукцией на международную выставку в столицу Испании Мадрид. И там в ходе дегустаций профессиональное жюри признало «московскую» колбасу ставропольского производства достойной золотой медали. После возвращения наших мясопереработчиков из Испании к ним ринулись журналисты. Как, мол, удалось по вкусноте деликатесного продукта обскакать не только соотечественников - колбасников из других регионов страны, но и продвинутых в технологиях европейцев? Оказалось секрет простой: колбаску делали из свежего натурального мяса без жил и, естественно, без всяких наполнителей и усилителей вкуса. Правды ради надо сказать, что делалась она не на общепролетарской технологической линии. Но главное - сумели наши ставропольские технологи изготовить продукт, удививший мир!
Так что же сегодня: профессиональные технологи перевелись или мяса хорошего нет? Почему прилавки ставропольских магазинов завалены колбасой «сочинской», «царицынской», «микояновской», на родине которых ни один бычок на лужку не пасся? Этим вопросом давно задаются обыватели, те, кто еще помнит вкус хороших ставропольских колбас советского периода.
Проблемой озаботился и губернатор. Не конкретно колбасой, а в целом отраслью переработки в крае. Глава Ставрополья решил, что для продвижения на прилавки наших магазинов местной продукции необходимо создание новой административной структуры. И буквально на днях подписал постановление о преобразовании комитета по торговле и лицензированию отдельных видов деятельности в комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. На новую структуру возложена работа по развитию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производства пищевых продуктов, включая напитки. Руководителем нового комитета назначен экс-глава администрации Буденновского района Сергей Бондарев.
А буквально накануне его назначения на краевой брифинговой площадке разговор с журналистами о проблемах перерабатывающей отрасли вел министр сельского хозяйства Ставрополья Александр Манаков. Передавая пищевку в другие руки, глава минсельхоза дал объективную оценку состоянию отрасли. Сегодня в ней на Ставрополье работают более полутора тысяч организаций. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом достигнут рост по выпуску цельномолочных продуктов, кондитерских изделий, растительного масла, муки, безалкогольных напитков, водки, коньяков, пива. Но при этом на краевом продовольственном рынке ставропольские товары занимают не более 40 процентов, а мощности перерабатывающих предприятий загружены примерно наполовину. Производители при этом ссылаются на отсутствие рынков сбыта.
- Всю продукцию кроме колбас мы больше вывозим, чем реализуем на месте, - сообщил министр. Идет обмен. Это нормальный процесс, но преобладание ввоза над вывозом не приветствуется, и эта линия оправдана, так как направлена на повышение рентабельности собственных производств.
В постсоветские годы Ставрополье не сумело сохранить ряд производств. Так, потеряна (обанкрочена) пятигорская кондитерская фабрика, выпускавшая вкуснейшие конфеты, в том числе с использованием местного целебного растительного сырья. Потеряно уникальное мясоперерабатывающее производство в Изобильном - «Прасол Ставрополья».
Правда, в последнее время создаются новые предприятия. В Изобильном будет строить комбинат небезызвестный Холодцов. Набирает авторитет на российском рынке мельнично-крупяное производство «Петровские нивы».
Ну, а что же с колбасой? Почему завозную едим? Сегодня почти половина мяса, которое используется на перерабатывающих предприятиях края, - импортное глубокой заморозки. Понятно, что из такого колбасу «пальчики оближешь» не сделать. Но ведь и в других регионах мясокомбинаты работают, в основном, на импортном сырье. Почему ставропольские покупатели отдают приоритет их продукции перед местной? - Потому что она дешевле. Как у них это получается и почему не получается у наших, видимо, ответ на этот вопрос предстоит поискать новому руководителю нового комитета.
- Раньше комитет отслеживал: заполнены полки магазинов продуктами или нет. Теперь будет спрос - чья продукция, наша или не наша? - говорил на брифинге министр А. Манаков.
Сегодня в крае серьезно занялись производством мяса птицы, в Благодарном строится большой комбинат, который обеспечит переработку «Ставропольскому бройлеру». Т.е. нишу, освободившуюся после изгнания с прилавков «ножек Буша», местные производители закрывают своей продукцией. А вот что касается сырья для некуриных колбас, здесь проблема посложнее. По словам министра сельского хозяйства края Александра Манакова, особую роль в планах его ведомства играет развитие животноводства.
- Сельское хозяйство - птица с двумя крыльями, - привел известную метафору А. Манаков, - одно из них - растениеводство, другое - животноводческая отрасль. На одном крыле далеко не улетишь. Поэтому работаем в двух направлениях.
Что касается растениеводства, то здесь успехи края налицо. В последнем, 12-ом общеэкономическом рейтинге лучших сельхозпроизводителей России за 2006-2008 годы число ставропольских предприятий в престижном «Клубе-300» выросло с 20 до 23. А вот по животноводству рывок еще предстоит сделать.
Еще одна проблема: как понудить ставропольского покупателя приобретать местные продукты? В последние годы и, видимо, не без патронажа краевых властей, города и села Ставрополья накрыла краснодарская торговая сеть магазинов «Магнит». В них продаются преимущественно кубанские продукты: вкусные и по умеренным ценам. Отмеченных ставропольской маркой на прилавках мало. Оно и понятно: торговая сеть и создавалась, чтобы реализовать изделия краснодарской переработки. Возможность развития своей сети в нашем крае попросту проспали. Сейчас спохватились, возникли сети «Тройка», «Семья», но кубанцы-то продолжают открывать свои «магниты» по всему краю.
Нелегкая задача стоит перед новым руководителем комитета по переработке и торговле: продвигать ставропольскую марку на прилавки ставропольских магазинов. По словам А. Манакова, на эту должность и подбирали не специалиста по переработке или торговле, а менеджера. Показалось, правда, странным, что менеджер, о чьем назначении наутро после брифинга сообщили официальные издания правительства края, не принял участия в разговоре с журналистами. Впрочем, говорят, что это новое назначение связано не столько с менеджерскими талантами
С. Бондарева, сколько с необходимостью дать достойную должность человеку в обмен на его согласие не претендовать на руководящую роль после объединения города Буденновска и района.
Однако при любой версии назначения оно состоялось и теперь остается ждать, что изменится на прилавках наших магазинов. Это и будет внешним показателем работы нового комитета. Что касается главы края, то он внес свою лепту в будущий подъем перерабатывающей отрасли Ставрополья, предложив для тиражирования в СМИ слоган: «Покупайте ставропольское - это вкусно, полезно и патриотично!»

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет