Вы здесь

ДЕПУТАТЫ РАЗМЕЖЕВАЛИСЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ДЕПУТАТЫ РАЗМЕЖЕВАЛИСЬ
Галина СЕРГУШИНА

Перед началом заседания краевой Думы в фойе ставропольского Белого дома произошел небольшой инцидент: человек «с улицы» гневно требовал, чтобы его пропустили в депутатский зал, настаивая на своем праве не только присутствовать при обсуждении интересующего его законопроекта, но и на собственном выступлении. Мужчина хотел воспользоваться правом участия в работе парламента, которое с 1 января этого года предоставлено гражданам России федеральным законом.
Двое чиновников не отказывали гражданину в реализации его права, но объясняли, что он записался только на второй вопрос и что допустить его могут не в депутатский зал, где нет посадочных мест, а в зал для прессы.
Я вспомнила об этом человеке, когда при обсуждении второго вопроса после выступления одного из депутатов в зале для прессы раздались одиночные, но бурные аплодисменты. Аплодировал «наш герой».
КОМУ АПЛОДИРОВАЛ «ЧЕЛОВЕК С УЛИЦЫ»?
Что же заставило гражданина так активно прорываться на заседание парламента? Оказалось - законопроект «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». Он был принят в первом чтении еще в декабре прошлого года и опубликован для обсуждения и внесения предложений. Вроде обсудили и внесли. На состоявшемся перед парламентским обсуждении заседании депутатской фракции «Единой России» подготовленный законопроект был поддержан. Учитывая, что единороссы имеют в Думе большинство, предполагалось, что он будет принят сразу в двух чтениях. Вносила законопроект на рассмотрение Думы группа из 8 уважаемых парламентариев-аграрников.
Но при обсуждении депутаты неожиданно разделились на два фронта. Камнем преткновения стала пятая статья земельного закона. А точнее - устанавливаемые максимальные цены на проведение кадастровых работ. По действующему закону, принятому в 2006 году, цена межевания за 1 квадратный метр земли составляла 3,50, но поскольку в законе оговаривалась инфляционная поправка, то реально по истечении трех лет набежало плюсом полтора рубля. Эту реальную цену и стали брать землеустроительные фирмы: 5 рублей за квадратный метр межевания.
В результате, теперь за 6 дачных соток гражданин должен заплатить на 900 рублей больше... Это официально. Но ведь чиновники пытаются чинить всякие препоны, фактически вынуждая людей платить больше за непонятные, неоговоренные законом услуги. В результате, узакониваемая в собственности землица становится для владельца поистине золотой. А кто у нас на 6 сотках работает? - Малоимущие пенсионеры, в основном. Те, кто побогаче, давно свои сотки размежевали и фазенды на них построили.
Депутат из фракции КПРФ Алексей Гоноченко заявил, что нужно оставить на «дачные» кадастровые работы прежнюю цену - 3,50 за квадратный метр, «а что касается организаций, которые настаивают на большем, их только в городе 40. Ну, что ж, не хотят работать, пусть останутся без работы». Вот этому выступлению и аплодировал «человек с улицы».
КАК ОБУЗДАТЬ АППЕТИТЫ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЕЙ?
По словам представлявшего законопроект председателя комитета по земельным отношениям и землеустройству Александра Боброва, «максимальные цены в соответствии с действующим законом увеличивались ежегодно с учетом официального уровня инфляции, и за несколько лет выросли на 42,5 процента. Этот показатель уже не отменить. И вернуться к уровню цен 2006-2007 года, как предлагают некоторые депутаты, нереально. Однако коммунисты продолжали настаивать на том, что принятие статьи №5 «взорвет ситуацию».
«У нас 290 тысяч пенсионеров», - напомнил коллегам о слабозащищенной категории населения лидер краевой организации КПРФ Виктор Гончаров. Было сказано о том, что, принимая бюджет-2010, Дума приостановила действие 20 финансово затратных краевых законов, в том числе, - 8 социальных. Не проиндексировано в связи с инфляцией пособие ветеранам труда, которых в крае десятки тысяч. Звучали мнения, что в подобной ситуации удовлетворять аппетиты земельных фирмачей за счет инфляционной прибавки к прежней цене межевания и нерезонно и несправедливо.
Сторонники другой точки зрения, которую отстаивал, к примеру, депутат Александр Алферов, убеждали коллег, что непринятие закона затормозит решение земельных вопросов, не позволит дать прибавку в бюджет за счет налогов.
«Давайте примем, а профильный комитет пусть продолжит работу над поправками», - предложил председатель Думы Виталий Коваленко. Единоросс Александр Сысоев высказался в том плане, что нужно принять и обеспечить мониторинг принятого закона. При этом не отдавать контроль за его исполнением на откуп местным властям. От других депутатов звучало предложение принять без «пятой статьи».
Сторонники и противники закона вроде начали сближать позиции, но тут ситуацию буквально взорвал депутат Андрей Разин. Оппонируя сторонникам сырого, на его взгляд, нормативного акта, он заявил, что законопроект с обсуждения надо снять, «не смешить людей», подготовить обстоятельно и принять в марте. При этом Разин предложил пропустить проект через экспертизу на предмет его коррупционной составляющей, обвинив авторов в лоббировании интересов землеустроительных фирм.
Веское слово сказал старейший и авторитетнейший депутат Иван Богачев: «Этой статьей (пятой -ред.) мы открываем дорогу брать, сколько хочешь. А голосовать без этой статьи я считаю нецелесообразно».
В результате горячих споров, порой переходящих во взаимные обвинения, законопроект не набрал нужного количества голосов «за». В конце думского заседания А. Бобров предложил депутатам вернуться к рассмотрению спорного законопроекта, но при голосовании его опять «прокатили».
Между политикой и здравым смыслом
Противники принятия закона упирали на то, что он ущемит интересы ветеранов, в том числе войны. Хотя и для ветеранов войны, и для других льготных категорий предусмотрено бесплатное предоставление участков для индивидуального жилищного строительства, дачи, огорода и т.д. По словам Александра Боброва, «депутаты просто не разобрались. В их позиции больше политики, чем здравого смысла». Но теперь уже, как говорится, поезд ушел и снова к рассмотрению этого законопроекта парламентарии вернутся в марте. До того будет продолжать действовать старый земельный закон.
В чем минусы отсрочки? - В том, что до принятия закона в марте не будет действовать льгота по бесплатному предоставлению земли под индивидуальное жилищное строительство обманутым дольщикам.
В чем лукавство инициаторов продвижения спорного законопроекта? - В том, что, с учетом инфляции, цены будут ползти вверх до какого предела и на какой срок - закон не фиксирует. А это и есть момент, стимулирующий аппетиты землеустроителей. Еще одно лукавство в том, что «белая цена, установленная законом, отнюдь не бывает окончательной, как показывает практика, а оградить людей от хапуг, берущих черным налом, закон не может». Уже после заседания Думы я попросила растолковать ситуацию с этим законопроектом одного из опытнейших юристов среди депутатов Александра Сысоева.
ЗАКОН ДОЛЖЕН ЗАЩИЩАТЬ
Александр Сысоев: Федеральное законодательство на период проведения так называемой дачной амнистии ввело юридически упрощенный порядок регистрации отдельных прав на объекты имущественного характера, т.е. на жилые дома, садовые участки, дачи, гаражи. Этот период упрощенки продлен до 2015 года. Федеральный законодатель дал право субъектам в этот период установить ограничения на оплату услуг кадастровых инженеров при проведении землеустроительных межевых работ. Т.е. субъект может устанавливать, может не устанавливать. Ставропольский край пошел на то, что установил такие ограничения и определил предельные ставки. Они на сегодня действуют. Кроме того, в краевом законе прописано, что должны учитываться инфляционные процессы. Поэтому сегодня правоприменительная практика основана на нормах закона Ставропольского края.
Новый закон расширяет перечень субъектов, имеющих право получить землю бесплатно. Это не только ветераны, но и участники боевых действий, и люди, прожившие более 10 лет на селе, и обманутые дольщики. Закон скорректирован. С его принятием все ранее принятые законодательные акты и поправки к ним, связанные с этим вопросом, утратят силу. Новый закон удобен тем, что он вобрал в себя все, что нужно человеку, вступающему в сферу регулирования земельных отношений.
Что касается дискуссии по ценам, моя личная позиция: не исполнитель должен устанавливать их, применяя инфляционный коэффициент, который дает минэкономики, а устанавливать их каждый год законом края. Идут инфляционные процессы, рост тарифов, а доходы населения не растут, и это нельзя не учитывать.
Кстати, я в этот законопроект тоже внес поправки. Они касаются установления барьеров, не допускающих дополнительного взимания платы за услуги, связанные с выделением земли. Ко мне обращались избиратели с моего округа - ветераны боевых действий. Им краевым законом дано право получить участок под жилищное строительство бесплатно. Что получается на деле? Приходя в органы исполнительной власти муниципалитета, ветеран боевых действий получает предложение найти этот участок на территории муниципального образования, провести межевые работы, сформировать его, а после этого найденный и сформированный участок представить с заявлением, чтобы его предоставили бесплатно. Но федеральный закон предусматривает проведение торгов. И только если после публикации в средствах массовой информации нет других заявителей, участник боевых действий может получить свою землю бесплатно.
Сегодня доходит до абсурда: я, депутат краевой Думы, в интересах своих избирателей пишу запрос на информацию о свободных землях в городе, в котором живу, а комитет муниципальной собственности дает мне ответ, что они такой учет не ведут. А если не ведут учет, зачем нужен такой комитет?
Вот у меня письмо. Человек с моего избирательного округа обратился к губернатору. Мне поручили разобраться с этим обращением. У заявителя в маленькой квартирке живут 8 человек. Две семьи - старая и молодая. Он - ветеран боевых действий. Хочет строиться и не может получить право на землю. В то же время мы видим, что на территории не только моего округа, но и других, есть фирмы, которые торгуют земельными участками. Частные фирмы, обладающие ресурсом на сотни земельных участков. Они же их не из воздуха получили, а из рук тех же муниципальных властей. В новом законе нужно учитывать все проблемные вопросы.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет