Вы здесь

ОТ СУМЫ ДА ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ОТ СУМЫ ДА ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ
Елена ЧУРЮДА

В последнее время в обществе немало рассуждается об обвинительном уклоне нашего правосудия. Даже президент Д. Медведев говорит об этом. Да и мы сами по жизни знаем, что зачастую за кражу курицы получают срок как за убийство, а за особо тяжкие преступления - как за кражу курицы. Случившаяся не так давно история с осуждением А. Карапаева как раз из таких: вроде и виновен, но язык не повернется сказать, что он должен быть изолирован от общества.
Приговором Буденновского городского суда от 7 сентября 2009 года Александр Карапаев осужден по пяти эпизодам ч.1 ст. 186, а также п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ и приговорен к 3 годам 6 месяцам с отбыванием наказания в колонии-поселении. Молодой человек на протяжении нескольких месяцев воровал валюту у собственной тети.
Александр проживал вместе со своей родственницей В.Г. Волковой в городе Буденновске. Молодой человек из Левокумского района после окончания института нашел там работу, а чтобы родной тете не было одиноко, перебрался к ней. Престижная должность (он был главным инженером одной из крупных фирм), хорошая зарплата, служебный автомобиль, любимая девушка рядом. Что еще нужно для счастья?
Все бы было хорошо. И эта семейная история не стала бы достоянием общественности, не было бы ни уголовного преследования, ни СИЗО, ни суда, ни колонии, если бы не случай.
В январе прошлого года Александр ехал с девушкой по личным делам на служебной машине и столкнулся с иномаркой. Он не захотел проблем, которые ему могли создать сотрудники милиции, зафиксировав факт ДТП. Поэтому он договорился с водителем, что возместит материальный ущерб. Объехав несколько точек по ремонту автомобилей, он выяснил, что на ремонт потребуется 35 тысяч рублей. Выплатить всю сумму сразу Александр был не в состоянии и решил «позаимствовать» деньги у тети. Племянник знал, что Валентина Георгиевна недавно продала принадлежащую ей квартиру за 600 тысяч рублей. Часть денег она потратила, а остальные поменяла на валюту (5000 долларов и 2000 евро). Женщина не скрывала, что деньги она хранит в доме и пока тратить не собирается. Где именно - он не знал, пока случайно не увидел несколько конвертов в книге, стоявшей на полке в шкафу. Воспользовавшись отсутствием тети, молодой человек взял один из конвертов, вытащил оттуда 2 купюры по 500 евро, которые обменял на 41 тысячу рублей, 35 из них отдал водителю пострадавшей машины, а на остальные купил цветной принтер.
- Сказать об этом тете было страшно, боялся скандала, - признается Александр.
Чтобы скрыть следы кражи, он приобрел конверт, аналогичный тому, в котором хранилась валюта. Нашел в Интернете изображение купюры в 500 евро, распечатал две бумажки, вырезал и вложил в конверт вместе с настоящими купюрами.
Но, как говорится, «Лиха беда - начало». Александру понравилось тратить чужие деньги. Теперь он брал только доллары, а не евро, потому что их было больше. Сначала он приобрел спутниковую антенну, «заняв» у Валентины Георгиевны 1000 долларов. В марте прошлого года он остался без служебного автомобиля. Привычка ездить на машине оказалась сильнее совести. Деньги на покупку поддержанного ВАЗ 21099 также вытащил из «счастливых конвертов». И постоянно распечатывал на принтере «валюту», вкладывая ее в конверты. Тете сказал, что на работе выдали другую машину, а друзьям хвастался, что на собственный автомобиль раскошелилась любимая родственница.
- На предприятии наступили кризисные времена, перестали поступать заказы, урезали зарплату, - говорит молодой человек, - а тут еще почувствовал вкус легких денег.
Однако сколько веревочке не виться, все равно конец будет. К Пасхе женщина решила заказать мужу новый памятник. Достала из конверта 500 евро и отправилась в банк. Кассир пояснила даме, что купюра фальшивая.
- Не может быть! - воскликнула Валентина Волкова. - Я же в вашем банке их покупала.
Сотрудники банка вызвали милицию. Дома обнаружили еще несколько липовых купюр. Догадаться, что Александр причастен к преступлению, особого труда не составило. В его компьютере нашли образцы купюр. По факту кражи с причинением значительного ущерба возбудили уголовное дело. Ладно бы только по краже, но Карапаева еще обвинили в фальшивомонетничестве. Статья предусматривает изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов. Но тут следователь ОВД по Буденновскому району Вадим Погосов явно перестарался. Во-первых, чтобы реально изготовить денежные знаки требуется более серьезная аппаратура, а не компьютер и принтер.
Александра Карапаева заключили под стражу. С 1 апреля 2009 года он находится в СИЗО №2. По прошествии времени тетя простила родного племянника. И скажи он раньше об аварии, женщина сама дала бы ему денег. Тем не менее следственный механизм уже не остановить. В процессе следствия женщина писала заявление, что претензий к племяннику не имеет, но его в деле почему-то не оказалось. К тому же родители молодого человека после его ареста полностью возместили ущерб.
С приговором Карапаев не согласился. Подал кассационную жалобу, а также написал письмо Уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае. Собственно говоря, от него-то мы и узнали об этой истории.
«Приговор Буденновского городского суда от 7.09.09. не справедлив, в части необоснованной суровости. Судом не принято во внимание, что свою вину в совершении преступления я признал полностью, в содеянном глубоко раскаиваюсь, с момента задержания активно способствовал раскрытию преступления, сотрудничал с органами предварительного следствия. Обстоятельств, отягчающих мою вину, не установлено. Мною совершено преступление средней тяжести. Потерпевшая В. Волкова меня простила и примирилась со мной в зале суда. Также она просила суд прекратить в отношении меня уголовное дело в связи с примирением сторон, а если это невозможно, то хотя бы не лишать меня свободы. Однако суд позицию потерпевшей во внимание не принял и отказал без каких-либо объяснений. Помимо всего прочего суд не принял во внимание мой молодой возраст, безупречную работу в должности главного инженера в строительно-монтажной организации и что я единственный сын у пожилых родителей, кроме меня о них позаботится больше некому».
Благодаря Алексею Ивановичу Селюкову обвинение Карапаева в фальшивомонетничестве было снято, а вот по статье «кража» - два года колонии-поселения. С этим приговором Александр также не согласен. Месяц назад прошел кассационный суд, где приговор был оставлен без изменения. По словам осужденного, мотивировали отказ тем, что потерпевшая не предоставила доказательств возмещения материального ущерба. Кстати, суды кассационной инстанции проходят прямо в СИЗО, в режиме видеоконференции. Причем длятся они не более минуты.
- Я понял, что совершил аморальный поступок. У меня было желание заработать и возместить ущерб, чтобы тетя даже не знала, но ничего не вышло, - говорит Александр. - В настоящее время не только я несу наказание, но и близкие и родные мне люди, которые не отвернулись от меня, а наоборот, всячески поддерживают. Родители присылают в изолятор письма, приносят книги, газеты, журналы, передают продукты и вещи. Приносит передачи и девушка. Но чаще других навещает тетя.
Я приехала к Александру Карапаеву в пятигорский следственный изолятор с романтическим названием «Белый лебедь» за три дня до его отправки к месту отбытия наказания. Молодой человек дал свое письменное согласие встретиться со мной. Красивое белое четырехэтажное здание у подножия горы Машук. Но вся красота меркнет даже не перед толстыми стенами с колючей проволокой, не перед конвойными с собаками и автоматами наперевес, а после общения с людьми, которые там работают. В канцелярии, с порога, приказным тоном заявили, что сейчас обед и, мол, целый час не беспокоить. Конвойные через каждое слово ругаются матом.
- Ходят тут «правозащитнички» всякие, из Москвы вон приезжают зеков защищать, хоть бы кто о нас подумал, у нас тут работа не сахар, - жаловался один из прапорщиков.
- Когда приговор кассационного суда вступил в законную силу, я обратился к прокурору Ставропольского края, к генеральному прокурору России, но ответов пока не получил. Ведь все основания были осудить условно, - сетует Александр. - Адвокат и потерпевшая еще будут писать надзорную жалобу на приговор. А я подал заявление в Буденновский городской суд об условно-досрочном освобождении, так как уже больше года нахожусь в закрытом режиме. Поэтому, думаю, далеко не повезут, оставят в крае. Уже представляю себе колонию-поселение. Наслушался рассказов от тех, кто там был.
С ним в камере сидит 10 человек. Большинство, как говорит Александр, не то, чтобы невиновные, а неправильно осужденные. Например, кто-то убил по неосторожности, а сидит как за преднамеренное убийство. Хотя все же преобладают кражи, мошенничества и, конечно же, бич современного общества, особенно молодежи, - хранение и распространение наркотиков. Сам директор Федеральной службы исполнения наказаний России считает, что в тюрьме должны находиться не более 20-25% преступников. Остальных держать там не следует, так как очень многие просто жертвы обстоятельств, которые пополняют статистику осужденных, а следователи получают звездочки на погоны.
- Как бы ни лишали человека свободы, если он стремится к преступной жизни, то его ничего не остановит. Тюрьма - это благодатное поле для новых преступлений, - сказал А. Карапаев. - Когда я освобожусь, постараюсь наладить свою жизнь. Стану работать, скорее всего, уже в другом месте. В связи с вступившим в силу приговором, с прежнего места работы меня уволили. Но если примут обратно - буду рад. Планирую жениться на любимой девушке. Думаю, еще не поздно получить юридическое образование и стать адвокатом. Хочу бороться с грубым нарушением закона.
Что лишение свободы - тяжелое испытание, я убедилась на собственном опыте. Мы разговаривали в допросной комнате около часа. Когда я вышла на улицу, то действительно поняла, что такое свобода. Это, в первую очередь, свежий воздух и свет. Там их реально не хватает.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет