Вы здесь

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
РИТТА ШАХРАМАНОВА

Масштаб недобросовестной конкуренции с годами только увеличивается. В 2009 году в ФАС поступило около тысячи заявлений. Несмотря на то, что часть заявлений оказываются беспочвенны, количество возбужденных дел не уменьшается. Много отказов связано с тем, что доказательная база оказывается недостаточной. Ситуация осложняется, если одна фирма в газете или в Интернете начинает распространять негативную, ложную информацию про своего конкурента. В этом случае достаточно трудно бывает доказать, что эти действия организовал именно конкурент заявителя.
Вспомнить апрель 2009 года, когда поводом возбуждения дела в отношении одной ставропольской компании, предоставляющей услуги по вещанию кабельного телевидения, послужило распространение листовок. В них жителей краевого центра предупреждали о действиях группы мошенников, якобы пытающихся получить доступ к общедомовому имуществу и обещающих бесплатно подключить к кабельному телевидению.
Правда, в этом случае антимонопольщики смогли установить, что под мошенниками подразумевалась компания-конкурент, которая пыталась войти на рынок кабельного телевидения. Действия правонарушителей были квалифицированы как недобросовестная конкуренция. Соответствующее предписание об устранении нарушения компания пыталась оспорить в арбитраже края и апелляционной инстанции, но Фемида в удовлетворении всех исковых требований отказала.
Как показывает практика, такие случаи не редкость, поэтому Федеральная монопольная служба подготовила третий пакет поправок в антимонопольное законодательство. Одна из его составляющих - расширение перечня видов недобросовестной конкуренции. В скором времени намереваются расширить состав 14-й статьи Закона «О защите конкуренции». В частности, также рассматривается возможность внесения нормы, которая бы запрещала хозяйствующим субъектам использовать на упаковке товара любые словесные обозначения в превосходной степени - «лучший», «самый крутой», «номер один», «первый» и так далее.
В последнее время появилось большое количество товара, на этикетках которого красовались эти слова. Иногда даже производители указывают ссылки на те или иные исследования. Но что это за исследования, где и как они проводились, никто не знает. Формально закон позволяет провести опрос соседнего дома и выявить там предпочтение потребителей. Узнать, что именно в соседнем доме ваш товар считают самым лучшим, и на этикетке прямо написать: лучший товар по итогам года или месяца - крупным шрифтом. А чтобы не придирались, сзади маленькими буквами дать расшифровку - по итогам опроса соседнего дома, которую врят ли кто прочтет.
В наше время даже крупные и серьезные компании этим страдают. Покупают социологическое исследование и выдают за чистую монету. По мнению ФАС, да и многих потребителей, - это неприемлемая тактика ведения бизнеса.
Очень часто конкуренты делают похожий дизайн. То есть производитель начинает подстраиваться под известную марку: делает упаковку практически один в один или называет свой товар очень похоже на то, что уже есть на рынке. В законодательстве есть специальный термин - «сходство до степени смешения». В этом случае преступившей закон компании выдается предписание о том, что данную упаковку нельзя использовать при реализации товара, иначе его снимут с производства. При этом накладывается штраф, а по закону это от 1 до 15 процентов от выручки и от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение. Но часто это бывают очень большие деньги - десятки, а то и сотни миллионов, поэтому сумма штрафа всегда обсуждается на специальной комиссии. Производится расчет, учитываются все смягчающие и отягчающие обстоятельства в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и только тогда определяется сумма штрафа, которую следует наложить.
Похожий случай произошел в июне 2009 года, когда в арбитражном суде Ставропольского края завершилось слушание дела в отношении ООО «Пятигорское торгово-промышленное партнерство» по факту недобросовестной конкуренции. Поводом к возбуждению дела послужил факт использования обществом наименования, сходного с фирменным наименованием Пятигорской торгово-промышленной палаты, что вводило в заблуждение потенциальных клиентов. Ставропольским УФАС России в действиях ООО «Пятигорское торгово-промышленное партнерство» был установлен факт недобросовестной конкуренции. По результатам рассмотрения были выданы решение и предписание о прекращении недобросовестной конкуренции. Кроме того, по данному факту общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Понятие недобросовестная конкуренция используется с 1883 года, когда была принята Парижская Конвенция по охране промышленной собственности. У нас это понятие появилось в 1991 году, когда был принят Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». За это время были внесены юридико-технические правки в определение недобросовестной конкуренции, были добавлены новые формы недобросовестной конкуренции. Вообще, нужно отметить, это достаточно живая конструкция. Многие, правда, находят пути обхода действующего законодательства. Поэтому оно содержит небольшой открытый перечень форм, а в управлении контроля рекламы и недобросовестной конкуренции всегда готовы изменить законодательство, если то, что происходит на рынке, наносит вред конкуренции.
Радует только одно, что в последнее время бизнес всерьез начинает задумываться о таком понятии, как деловая репутация. Раньше об этом никто особо не заботился. Теперь бизнесу не все равно, что про него скажут или что напишут. Репутация для бизнеса становится его активом. Ведь она зарабатывается годами, а потерять можно за один день.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет