Вы здесь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ? ВСЕ ОТКРЫТО, ВСЕ ДОСТУПНО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ? ВСЕ ОТКРЫТО, ВСЕ ДОСТУПНО
Комитет Ставропольского края по государственному заказу - сравнительно новая единица в структуре краевой власти. Ему нет еще и пяти лет. Но благодаря своей роли единственного уполномоченного на размещение заказов, поставку товаров, услуг для нужд бюджетных организаций Ставропольского края, комитет получил широкую известность и стал важным и незаменимым звеном в жизни и бюджетных, и предпринимательских структур. Редакция газеты попросила ответить на ряд вопросов председателя комитета В. Осипова.
- Валерий Иванович, как любое новое и до конца не для всех понятное явление, работа вашего комитета требует предельной открытости и порой даже разжевывания некоторых моментов. Тогда не будет кривотолков. Я, например, сам одно время искренне считал, что государственный и муниципальный заказ - одно и то же. Оказалось, что это разные вещи. А ваш комитет является уполномоченным органом по размещению государственного заказа. Поэтому не лишним будет рассказать читателям о функциях и задачах комитета. Чем он все-таки занимается и за что отвечает?
- Комитет является органом исполнительной власти края, уполномоченным на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставропольского края, для государственных заказчиков края. Все, что оплачивается из краевого бюджета, проходит через нас. Какие это заказчики? Всевозможные дорожные, коммунальные, а также больничные, социальные и культурные учреждения, учебные заведения краевого подчинения. Кроме того, мы ведем официальный сайт в Интернете, где информируем о размещении госзаказа. Ведем и так называемый реестр государственных контрактов, заключенных по итогам размещения госзаказа. Поверьте, это огромный объем работы, поэтому, как говорится, чужого не надо.
- Расскажите о святая святых, о том, как проходят технические процедуры размещения государственного и муниципального заказа?
- Прежде всего, надо сказать о том, что госзаказ размещается в целях исполнения государством публичных обязательств перед населением. Мне кажется, это очень важно понимать: именно публичных обязательств и именно перед населением.
Все процедуры проводятся в соответствии с основным нормативным актом - Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он устанавливает в основном два способа размещения заказов. Первый - путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. И второй - без проведения торгов, через запрос котировок цен, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и на товарных биржах.
Закупки способом торгов и запросом котировок цен проводятся посредством оповещения неограниченного круга лиц о предмете закупки, начальной (максимальной) цене контракта и условиях его выполнения. Информация о торгах публикуется на официальном сайте в Сети Интернет и в официальном печатном издании правительства края.
По истечении установленного законом после подачи заявок времени проводятся заседания конкурсной (аукционной, котировочной) комиссий, на которых принимается решение о допуске к оценке и сопоставлению заявок, поступивших на конкурс, о допуске к аукциону, в том числе аукциону в электронной форме, о победителе в запросе котировок цен. Победитель в конкурсе, аукционе, аукционе в электронной форме определяется по результатам оценки и сопоставления конкурсных заявок и аукциона, а также подведения итогов аукциона в электронной форме. С победителем заключается государственный или муниципальный контракт. Вот такая «техника».
- У вас, Валерий Иванович, есть обобщенные результаты этой работы? Такие, чтобы, как говорится, потрогать и определить масштаб? В цифрах и фактах?
- Разумеется, есть. Приведу лишь некоторые наиболее характерные данные.
В первом полугодии 2010 года, например, объявлено о проведении 1511 процедур по размещению государственных заказов для нужд Ставропольского края. Полторы тысячи - это ведь не шутка, если учесть, что в шести месяцах всего 182 календарных дня. Рабочих дней - а мы по закону должны заниматься этим только в рабочие дни - и того меньше. Всего размещено заказов на сумму 4,75 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств составила 241,2 млн. рублей, или 4,83 процента от общего объема размещенных заказов, в том числе по открытым аукционам в электронной форме - 149,3 млн. рублей, или 13,04 процента, по запросам котировок цен - 20,46 млн. рублей, или 14,25 процента.
В этот период наиболее эффективным для края способом размещения государственных заказов был открытый аукцион в электронной форме. В результате его применения экономия составила 61,9 процента от общего объема экономии.
Основными государственными заказчиками в 2010 году были четыре краевых министерства. Дорожного хозяйства, доля заказов которого составляет 51 процент, здравоохранения - 30,9 процента, труда и социальной защиты населения - 8 процентов, и, наконец, министерство образования - 2,6 процента.
Считаю необходимым отметить активное участие в госзакупках наших, то есть зарегистрированных в нашем крае, предпринимательских структур. Чтобы было видно: бюджетные деньги из края не уходят. По результатам проведения открытых аукционов государственные контракты в первом полугодии текущего года заключены с организациями и индивидуальными предпринимателями - нашими земляками на сумму 3,46 млрд. рублей, что составляет 96,76 процента от общей суммы заказов, размещенных путем проведения этого вида торгов.
По итогам открытых аукционов в электронной форме государственные контракты заключены с организациями и индивидуальными предпринимателями - победителями торгов, зарегистрированными в крае, на сумму 825 млн. рублей, что составляет 82,81 процента от суммы заказов, размещенных данным способом.
В итоге проведения запросов котировок цен победителями стали 94,25 процента участников из края, что составляет 92,61 процента от суммы заказов, размещенных указанным способом.
В целом в первом полугодии заключено государственных контрактов с субъектами предпринимательской деятельности, расположенными в Ставропольском крае, на общую сумму 4,46 млрд. рублей, что составило 89,2 процента от общей суммы размещенных в отчетном периоде госзаказов. Это на четыре процента больше, чем в первом полугодии прошлого года.
Причина не в том, что мы предоставляем местным какие-то особые условия. Просто они лучше знают условия выполнения заказов, имеют для этого больше возможностей.
До 1 июля нынешнего года законом был предусмотрен так называемый упрощенный способ размещения заказов - аукцион в электронной форме, который проводился на электронных площадках субъектов Российской Федерации. В рамках проведенной в 2008 году модернизации официального сайта Ставропольского края в Сети Интернет для размещения информации о размещении государственного заказа была создана такая площадка и в нашем крае. В результате как этого, так и других мероприятий Ставропольский край с 55 места в 2007 году поднялся на 5 место уже в 2008-м году, и с тех пор удерживается на нем в рейтинге информационной доступности официальных сайтов органов государственной власти для опубликования информации о размещении госзаказов. А в конкурсе «Лучший ИТ-проект в государственном секторе 2009», проведенном агентством CNews Analytics в рамках подготовки ежегодного обзора «ИТ в органах государственной власти», в номинации «Лучший ИТ-сервис «Государство - бизнес» наш край занял 2 место в Российской Федерации.
- Ваш комитет - уполномоченное заказчиком лицо на проведение торгов. А какова роль самого заказчика в размещении госзаказов?
- Передать нам заявку на проведение торгов и подписать контракт с победителем. Тут тоже достаточно нюансов, поэтому наш комитет много занимается повышением уровня профессиональных знаний представителей государственных и муниципальных заказчиков, ответственных за подготовку документов для размещения заказов. За прошлый год организовано проведение 12 обучающих семинаров, в текущем году нами проведено 3 семинара по вопросам размещения госзаказа. В июне проведена научно-практическая конференция «Развитие государственного и муниципального заказа в Ставропольском крае». Она была организована на базе Ставропольского государственного аграрного университета в тесном сотрудничестве с учеными этого вуза.
Только за этот год сотрудниками комитета в режиме реального времени были даны ответы на 551 вопрос, поступивший от пользователей официального сайта по размещению заказов.
В силу закона о размещении заказов и 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наш комитет не имеет полномочий проверять деятельность муниципальных заказчиков в сфере размещения их заказа. Нарушение положений законодательства влечет применение немалых штрафных санкций. Но если проверять не можем, а результат нужен, то надо помогать. Поэтому распоряжением губернатора была создана рабочая группа, которая выезжает в районы для оказания содействия органам местного самоуправления в осуществлении ими функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Только тех, софинансирование которых осуществляется из бюджета края.
- Кстати, Валерий Иванович, о проверках. Деятельность самого комитета проверяется? Как часто и каковы результаты?
- Вы не поверите, редко в какой-либо из дней в комитете не появляются представители правоохранительных или контрольно-надзорных органов либо не поступают запросы на предоставление документации по проведенным закупкам. Контроль за размещением госзаказа в крае ведется довольно жестко.
В первом полугодии нынешнего года комитет принял участие в двух судебных заседаниях Арбитражного суда Ставропольского края, по результатам которых заявителям - участникам торгов в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. Состоялось 32 заседания комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб участников на действия конкурсной, аукционной, котировочной комиссий комитета. По результатам рассмотрения жалоб и проведенных внеплановых проверок только одна жалоба признана обоснованной, одна - частично обоснованной. Из 37.
- А какие меры применяются к недобросовестным поставщикам? Ведь не секрет, что они еще как чудят: то в торгах, заявившись, не участвуют, то с качеством поставок подводят…
- Об этом можно говорить долго, но ограничусь следующим. В плане противодействия недобросовестным поставщикам комиссией управления ФАС по Ставропольскому краю с участием комитета были рассмотрены 10 заявлений государственных заказчиков о включении сведений об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственных контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков. По итогам трое участников включены в реестр недобросовестных поставщиков, что исключает для них участие в закупках для государственных и муниципальных нужд сроком на два года на всей территории Российской Федерации.
Механизм контроля за участниками торгов есть, и мы им пользуемся.
- Существует множество мифов, что там, где госзаказ, там все давно уже поделено, договорено и даже коррупция. Что Вы, Валерий Иванович, можете сказать об этих мифах, и так ли они беспочвенны?
- Действительно, в народе особо не церемонятся в оценках и выводах, когда говорят о госзаказе или о муниципальных закупках. Я могу судить о положении вещей лишь с позиций уполномоченного на размещение государственного заказа краевого органа исполнительной власти.
Прежде всего, рассуждая о возможных нарушениях, следует учитывать, что претендентов на получение государственного или муниципального заказа, особенно на фоне проявления кризисных явлений в экономике, стало значительно больше, чем еще пару лет назад. Предприниматели пытаются найти себе работу. Но победитель всегда бывает только один, остальные - проигравшие, а значит - недовольные. Отсюда появляется значительное количество жалоб, попыток изменить решение комиссии в свою пользу, в том числе и нечистоплотными способами, что в конечном итоге в определенной части и порождает «информационные бомбы».
Также необходимо понимать и саму философию действующего законодательства. Она, прежде всего, - в интересах заказчика, то есть потребителя услуг, нас с вами. А потом уже - участника торгов. На мой взгляд, она неплоха тем, что диктует разновекторные интересы за-казчика (он же - распорядитель
бюджетных средств), уполномоченного органа и участника торгов. Но закон следовало бы усилить в части защиты интересов заказчика, с тем, чтобы население могло получать гарантированно не только дешевые, но что очень важно - качественные товары, работы, услуги за счет государственных средств.
С другой стороны, надо решительнее использовать и уже действующее законодательство. У нас, например, законом «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность за сговор участников торгов. Но я не знаю ни одного случая наказания за это, например, на строительном рынке. А между тем комитет систематически сталкивается с проявлениями сговора. Это когда на процедуру подведения открытых аукционов участники, кроме одного, просто не приходят. Или приходят, но ведут себя, кроме одного, крайне пассивно. В итоге госконтракт заключается с единственным участником по максимальной цене или с единственным активным участником при самом незначительном снижении цены. Так сказать, невооруженным взглядом видно, что участники договариваются. На другой аукцион придет следующий, на третий - еще один. И в результате каждый получит подряд по максимально выгодной для него цене. А проиграет бюджет края, то есть мы с вами.
- И кто здесь должен сказать свое слово?
- А кто у нас борется с преступностью, с нарушением антимонопольного законодательства? Губернатором края направлялись соответствующие письма в ГУВД Ставропольского края, эта проблема рассматривалась на совете руководителей правоохранительных органов края.
Что касается ответственности за нарушения в сфере проведения государственных и муниципальных закупок, под которые могут попасть работники нашего комитета, то законодательство предусматривает здесь достаточную административную и уголовную ответственность. Причем административные штрафы исчисляются десятками и сотнями тысяч рублей даже за неумышленные технические ошибки рядовых работников, или, как их ныне все любят называть, «чиновников». Поверьте, когда над головой висит опасность потерять зарплату за несколько месяцев, мало у кого может возникнуть желание испытывать судьбу.
Основы коррупции зачастую кроются в законодательстве либо в его отсутствии. В этой связи удручает один непреложный факт. Насколько мне известно, в нашем крае только прокуратура во взаимодействии с комитетом по госзаказу выработали предложения по совершенствованию законодательства в сфере размещения заказа. О предложениях и инициативах подобного рода, рожденных предпринимателями или общественными организациями, неизвестно. А ведь без учета предложений снизу никакой нормативный документ не будет совершенным. Под лежачий камень вода не течет, предлагайте, уважаемые предприниматели.
Мы открыты для информации о возможных нарушениях. Более того, люди могут прямо сигнализировать о коррупционных фактах. На официальном Интернет-портале органов государственной власти края опубликована информация о порядке проведения ежемесячного единого дня личного приема граждан руководителями комитета. В том числе там есть график личного приема граждан, информация о работе с обращениями граждан, телефоны доверия и справочной службы. Аналогичная информация размещена на официальном сайте Ставропольского края по государственным закупкам (www.torgi.stavkray.ry) и официальном сайте комитета (www.stavgoszakaz.ru). Кроме того, на указанных сайтах имеются информационные ссылки на официальные сайты правоохранительных органов Ставропольского края. Так что, милости просим.
- Валерий Иванович, не нами сказано, что коррупцию, как и болезнь, лучше предупредить, чем с ней бороться. Что делается комитетом в этом плане?
- Одно из главных профилактических направлений - работа по отбору кадров. Здесь основное внимание уделяется постоянной проверке кадров на соответствие требованиям Федеральных законов «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции».
В первом полугодии 2010 года проведено три конкурса на включение в кадровый резерв по 18 должностям государственных гражданских служащих комитета, по итогам которых отобраны только 10 кандидатов.
В целях профилактики коррупционных проявлений, учитывая, что закон запрещает сотрудникам уполномоченного органа общение с потенциальными поставщиками, в помещениях комитета установлены видеокамеры, на посту охраны ведется журнал учета посетителей с указанием фамилии сотрудника, принимающего посетителя.
Приказом комитета утвержден административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд края. Он в установленном порядке опубликован в информационном бюллетене «Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края» от 30 ноября 2009 г. № 25 (307).
В аукционном зале комитета установлена веб-камера, через которую в режиме реального времени транслируется на официальном сайте ход открытых аукционов и сама процедура вскрытия конвертов с конкурсными заявками. Кроме того, все заседания конкурсных (аукционных) комиссий фиксируются с помощью аудио- и видеозаписей. В случае жалобы они проверяются контрольно-надзорными и правоохранительными органами.
В заседаниях конкурсных (аукционных) комиссий комитета участвуют представители государственных заказчиков.
Так что все открыто, все доступно. Хотите - проверьте сами.
- И, наконец, что нового ждет всех нас на рынке госзаказа и каковы перспективы деятельности вашего комитета? Что вы сами поменяли бы в его работе?
- С 1 января 2011 года система размещения государственного и муниципального заказа на региональном уровне значительно изменится. Соответствующие поправки в законодательство уже внесены. Все аукционы будут проводиться в электронной форме на пяти отобранных общероссийских электронных площадках. Вследствие чего будут упразднены такие функции комитета, как ведение официального сайта в Сети Интернет для размещения информации о размещении государственного заказа и ведение реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения государственного заказа.
По моему мнению, в целях совершенствования системы размещения государственного и муниципального заказа, внимание исполнительной власти в дальнейшем должно быть сосредоточено на следующих двух составляющих. Во-первых, это контроль процесса государственных и муниципальных закупок на всех стадиях, включающий обоснование необходимости их проведения, планирование размещения заказа, порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта, разработку технического задания, проведения процедур, заключения контрактов, порядка и результата их исполнения. И, во-вторых, методическое и информационно-аналитическое обеспечение размещения государственного и муниципального заказа с целью эффективного расходования средств бюджета всех уровней.
Обеспечение единства этих двух составляющих позволит оказывать профилактическое воздействие на систему размещения государственного и муниципального заказа и в значительной мере исключит злоупотребления как со стороны заказчиков, так и со стороны участников, повысит уровень прозрачности и эффективности закупок.
- Спасибо за интервью.
Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет