Вы здесь

РОКОВЫЕ РОЛИ И ПРОКЛЯТЫЕ СПЕКТАКЛИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

РОКОВЫЕ РОЛИ И ПРОКЛЯТЫЕ СПЕКТАКЛИ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Мало кто из драматических и киноактеров не верит в мистику и плохие приметы. Те же, кто это игнорирует, обычно долго не живут.
Сколько уже говорилось, что чем глубже актер вживается в образ своего героя, чем больше он отождествляет себя с ним, тем более он уязвим. Как сказал в одном из интервью Владимир Высоцкий: «Смерть тех из нас всех прежде ловит, кто понарошку умирал». В июне 1980 года на телевидении состоялась премьера «Маленьких трагедий» Пушкина, где Дон Гуан, которого играл Высоцкий, гибнет от каменного рукопожатия Командора. А 25 июля не стало самого артиста, поэта, барда Владимира Высоцкого. Эта роль, как и роль Ивана Грозного в пьесе Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», считается одной из самых опасных для артистов. Так, чудом избежал гибели известный артист Малого театра Александр Михайлов. Он, узнав, что должен играть главную роль в этом спектакле, пришел к художественному руководителю театра Юрию Соломину и заявил: «Уберите слово «смерть» из названия пьесы». Тот стал успокаивать артиста, но выполнить его просьбу отказался. А у Михайлова после шестого спектакля пошла горлом кровь. Его еле-еле успели довезти до Института имени Склифосовского. Потом было две операции, потеря 18 килограммов веса, полгода в больничных стенах. Вернувшись в театр, Михайлов пришел к худруку: «Я же вам говорил: «Уберите слово «смерть». На этот раз Соломин согласился, и пьеса А.Толстого идет в Малом театре под названием «Иоанн Грозный». Но и под новым названием пьеса влияет на состояние артиста, и Михайлов перед каждым спектаклем трижды читает «Отче наш» и просит у Господа благословения. А если в суете он этого не делает, то у него отнимается левая рука и пропадает голос.
Говорят, что для актера плохая примета, если он уронит листок с текстом. Или ложится по ходу спектакля или кинофильма в гроб. Или начинает курить на съемочной площадке. Известный киноактер и артист МХАТа Андрей Панин говорит, что не верит в приметы, кроме черной кошки и так называемых проклятых спектаклей. Черная кошка перебежала ему дорогу в юности, когда он приехал на каникулы в Прибалтику. Через несколько часов Панин с друзьями попал в автокатастрофу. «А в проклятом спектакле я играть не буду никогда. Был у нас, во МХАТе один такой... После участия в нем трагически сгорела Елена Майорова, а потом Вячеслав Невинный сломал ногу. После всего этого в театр позвонила неизвестная женщина и сказала, что следующим будет Владимир Щербаков. Он тогда отказался играть...»
Примету насчет листка с ролью, который нельзя ронять, подтвердил и председатель Ставропольской краевой организации Союза театральных деятелей РФ, заслуженный артист России Владимир Аллахвердов. Он считает, что это главная примета для всех артистов нашей страны. «Если уронил листок с текстом, - говорит Владимир Мнацаканович, - надо обязательно на него присесть и подняться, придерживая листок у «одного» места. Тогда все будет нормально. Еще одна общепринятая примета - никогда не мыть пол сцены перед премьерой. Некоторые артисты обязательно должны перед выходом на сцену перекреститься. Я сам не подвержен таким вещам, наверное, потому, что очень быстро запоминаю роль и не боюсь ее забыть. Не мешает мне и курение на сцене, так как три года назад я вообще бросил курить. А насчет смерти на сцене, так куда же от этого денешься? Мне не пришлось погибать на сцене, не было таких ролей. Другие же наши артисты и умирали, и лежали в гробу, к примеру, были такие роли у народной артистки РФ Натальи Зубковой, у заслуженной артистки России Светланы Колгановой, и ничего. Конечно, есть такие мистические авторы, как Гоголь, Булгаков. В нашем театре драмы с большим успехом шли «Белая гвардия» Булгакова и «Женитьба» Гоголя. Но никаких потусторонних эксцессов, к счастью, не было».
А у ведущего актера Ставропольского краевого академического театра драмы имени Лермонтова, заслуженного артиста РФ Александра Ростова несколько иное мнение по поводу актерских примет. Он считает, что существуют два основных момента, которые артисты боятся спугнуть: вдохновение, которое как наитие приходит от Бога, и сама сцена, как намоленное место. Ее нельзя обидеть, ею нельзя пренебречь, иначе сцена может жестоко отомстить. «Профессиональный артист, - раскрывает секреты актерской жизни Александр Владимирович, - никогда не пройдет по сцене из конца в конец, даже если там никого нет (даже ночью). Лучше обойти и попросить у сцены прощения. Профессионал также никогда не войдет на сцену или околосценическое пространство в верхней одежде, не будет повышать там голос, а уж тем более скандалить. Перед выходом на сцену настоящий профессионал (подчеркиваю это) не будет выдыхать воздух, так как при выдохе мы в какой-то степени теряем свою энергетику. От артистов Малого театра к нам - ставропольским актерам перешло правило: перед спектаклем трижды сотворить молитву (у каждого она своя). Артист ведь не может выйти на сцену только в двух случаях: когда он либо в тюрьме, либо на том свете. Нередко выходим играть спектакль и больные, и с высокой температурой, а увлечешься, и куда что девается.
Насчет же роковых ролей и проклятых спектаклей я считаю, что это либо совпадения, либо выдумки самих артистов, да и журналистов. Я, к примеру, если должен сыграть роль монаха, священнослужителя, то прошу благословения у своего духовного пастыря. Так же произошло, когда играл в «Королеве Марго» Дюма роль Карла IX - непосредственного участника кровавой Варфоломеевской ночи. Это ведь модель жизни, когда мы болеем, любим, ненавидим, да и умираем. Сцена требует уважения. Это самое главное для артиста, и в этом самый главный секрет. И она помогает, любит тебя и выручает. Как говорил великий Станиславский: «Порог сцены чувствуй!» И если в прежние времена актерское ремесло считалось бесовщиной, грехом, то теперь, наоборот, отношение к театру изменилось. Большинство зрителей приходит в наш театр как в храм искусства, ведь здесь происходит духовное воспитание и возрождение».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет