Вы здесь

ДЕНЬ ШАКАЛА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ДЕНЬ ШАКАЛА
Александр ЕМЦОВ

В ходе нехитрой комбинации фирма-однодневка увела из краевого бюджета огромные деньги - 31,5 миллиона рублей, предназначенные на закупку медицинского оборудования. С хитростью и безжалостностью шакала мошенники лишили наши больницы аппаратов искусственной вентиляции легких, ингаляционного наркоза, оборудования для сосудистого центра, реабилитационных кабинетов и многого, многого другого.
ЭТИ КОНТРАКТЫ ПАХНУТ ВОРОВСТВОМ
Мир тесен. Еще теснее мир поставщиков медицинской техники. Все они в крае наперечет. И вдруг в их рядах в 2008-м году появляется совершенно новый игрок - некое ООО «Луч». Игрок поразительно успешный: в короткий срок он выиграл 27(!) аукционов на поставку заказчику - министерству здравоохранения края медицинского оборудования на общую сумму 260 миллионов рублей.
Сумма огромная. Достаточно сказать, что в масштабах страны такие победы на аукционах - редкость. А тут в масштабах края. Понятное дело, что чиновники минздрава были очень удивлены появлением счастливчика. И когда ближе изучили победителя, то сразу насторожились. Было от чего. Во-первых, «Луч» очень походил на так называемую фирму-однодневку: создан сразу же после объявления торгов, ничего, кроме уставного капитала 10 тысяч рублей, за душой не имел. У руководителя не было даже стационарного телефона. Во-вторых, было непонятно, где сможет только что созданная, ничегошеньки не имеющая фирма взять такие огромные деньги на весь объем поставок? Ведь по условиям аукционов авансовые платежи заказчика составляют только тридцать процентов, окончательный расчет производится после поставки, значит, победителю на закупку оборудования потребуются значительные, без малого двести миллионов рублей, собственные средства. В-третьих, насторожили несопоставимо низкие, а точнее бросовые цены на предлагаемое оборудование: по некоторым позициям снижение составляло 40(!) процентов от сложившихся на рынке цен. В-четвертых, ни одно из аукционных предложений «Луча» не содержало конкретных наименований медтехники. Удачливый участник, по всей видимости, даже не потрудился поработать с производителями, просто переписал, а то и ксерокопировал технические задания самого заказчика, не указал наименование аппаратов и название фирм-изготовителей. Так что заказчик даже не мог проверить, действительно ли такой-то аппарат такой-то фирмы столько стоит.
Одним словом, чиновники минздрава прямо заподозрили, что «Луч» не предполагает поставку оборудования и выполнение контракта. Что ему главное - аванс получить, а там трава не расти.
Все вышеприведенные доводы министерство здравоохранения края излагает в официальных письмах сначала в комитет по госзаказу края и управление Федеральной антимонопольной службы по краю. Те проверили, но нарушений закона о госзаказе не выявили. Министерство не успокоилось, письма за подписью заместителя министра И.Анисимова последовали сначала в сентябре 2008 года прокурору края И.Полуэктову, а затем, в октябре, аж начальнику управления ФСБ по краю Е.Назарову. И это правильно: в конце концов, возможная пропажа таких денег - удар по государственной безопасности. Анисимов просил «оказать содействие в проверке «Луча» и подтверждении его реального существования, его финансовых возможностей, а также его возможностей по обеспечению выполнения контракта». Только что прямо не написал людям, стоящим на страже государственных интересов: «Помогите, тут у нас пахнет воровством огромных бюджетных средств»! Тщетно, грозные силовые ведомства не увидели в происходящем никакой опасности.
Делать нечего, в конце концов министерство контракты подписало. А дальше все происходило в полном соответствии с самыми худшими предположениями.
ГЛАВНЫЕ МОШЕННИКИ В ТЕНИ
Согласно условиям контракта минздрав заплатил «Лучу» авансовые платежи почти на 80 миллионов рублей. «Луч» поставил оборудования на 48,5 миллиона. И все. На этом его деятельность просто прекратилась. Директор Ю. Булахова откровенно скрывалась от заказчика. Кроме нее никого в «конторе по заготовке рогов и копыт» не было, даже разговаривать о поставках было не с кем. 31,5 миллиона бюджетных средств фактически пропали.
Ошарашенное министерство - в Арбитражный суд СК. Разумеется, он взыскал и авансовые платежи, и штрафные санкции, которые были прописаны в контрактах, на общую сумму около 55 миллионов рублей. «Луч», понятное дело, затягивает процессы - подает жалобы в апелляционную инстанцию. Та, разумеется, оставляет решения первой инстанции в силе. Да и как иначе, обязательства не выполнены. Но решения суда (а их было несколько, по каждому из контрактов) хотя и вступили в законную силу, но выполнены не были. Судебные приставы, как и следовало ожидать, никаких средств, никакого имущества у ответчика не обнаружили. «Луч» просто погас, то есть обанкротился.
Министерство, справедливо усматривая в этом состав уголовного преступления, обращается в ГУВД СК. Милиция запрашивает документацию об аукционе у комитета по госзаказу. На том успокаивается. Министерство снова пишет письмо. Уголовное дело по статье УК «Мошенничество» возбуждается против директора Булаховой только спустя девять месяцев! В ходе следствия она возвращает всего 200 тысяч рублей из фактически украденных у государства 31,5 миллиона. Больше, мол, нет. Хоть режьте меня, хоть ешьте... 1 сентября этого года Булаховой выносится приговор суда: пять лет лишения свободы в колонии общего режима и сто тысяч рублей штрафа в доход государства. И еще на три года лишение права занимать руководящие должности. Ввиду того, что на руках у Булаховой малолетний сын, исполнение приговора отсрочили на девять лет, до января 2019 года.
А что же насчет изъятых из бюджета 31,5 миллиона? Хотя, если быть точным, 31,3 миллиона: мы отминусовали 200 тысяч рублей, возвращенных Булаховой в ходе следствия. Да ничего, об этих поистине сумасшедших бюджетных деньгах в приговоре суда ни слова.
Прочитав эти строки, иной читатель наверняка скажет: круто! И я бы согласился отсидеть пять лет за 31 миллион 300 тысяч. Тем более с отсрочкой приговора на девять лет. Ведь это как раз тот случай, когда гуляй - не хочу. А там или ишак сдохнет, или шах умрет.
Наверное, правосудие поступило с Булаховой гуманно. Наверное, это хорошо в первую очередь для ее ребенка. Пусть растет с матерью. Тем более, что ежу понятно, а суду тем более, что Булахова во всей этой мутной истории только сошка. Которая на поверхности как чисто подставная фигура. Понятно, что за ней стоят более значимые лица. Иначе, где Булахова взяла для «Луча» задаток в размере пяти процентов от выставленной на аукцион суммы? Это обязательное условие любого аукциона, без задатка она не вышла бы победителем. Ведь это 13 миллионов рублей! Деньги огромные. Их у соседки на пару недель на период участия в аукционе не займешь. «Луч», тут мы напоминаем, что он имел уставный капитал всего десять тысяч рублей и не располагал никаким имуществом, - исправно заплатил залог и был допущен к аукциону. Потом, после подписания контрактов, комитет по госзаказу 13 миллионов исправно «Лучу» вернул. Он поступил по закону. И они так же исправно со счета «Луча» исчезли.
Но ни следствие, ни суд никаких других фамилий, кроме Булаховой, не назвали. И это красноречивее всего говорит о качестве расследования.
ПОЧЕРК СХОЖИЙ
Тут самое время рассказать о другой смутной истории. В октябре 2007 года крупнейший подряд на реконструкцию автодороги «Ставрополь - Аэропорт» на сумму 464 миллиона рублей выиграло в ходе аукциона некое ООО ПКФ «Стройтехнология». Фирма очень похожая на «Луч»: за душой всего лишь десять тысяч рублей уставного капитала. Но собиралась за два года освоить объемы, посильные крупной стройорганизации. Когда через год новое руководство министерства дорожного хозяйства края стало разбираться с контрактом, выяснилось, что работы попросту не начаты. Было принято решение перебросить финансовые ресурсы на другие объекты, а контракт с фирмой-пустышкой расторгнуть. Слава Богу, что контракт предусматривал оплату по факту выполнения работ, поэтому бюджетные деньги никуда не ушли. Пока, потому что «Стройтехнология» обратилась в Арбитражный суд с иском о взыскании почти восьмимиллионной неустойки. Две судебных инстанции ей отказали, но сейчас дело в кассации. Нам это дело интересно еще и тем, что по ходу судебного разбирательства выявился истинный коновод, подлинный вдохновитель и дирижер всей операции. Это некто В. Криулин. Контракт подписывал никому не известный и никем не замеченный В. Бухтояров. Затем в 2009 году доверенности на представительство в судах заверял якобы новый директор Н. Гюлев. Случайно выяснилось, что он давно из «Стройтехнологии» ушел, и его подписи на доверенностях банально подделываются. Когда этот факт вылез прямо в судебном заседании и Гюлев отозвал свою «подпись» под иском, Криулину ничего не оставалось, как самому стать руководителем «Стройтехнологии». Адвокаты предъявили в суд выписку из налоговой инспекции уже с его фамилией как руководителя. Все стало на свои места: именно Криулин пороги отбил в министерстве, проталкивая интересы «Стройтехнологии».
Так вот, у меня такое ощущение, что в обеих этих историях один и тот же почерк, один и тот же вдохновитель и организатор. И там и там фирмы-пустышки, и там и там подставные руководители, и там и там победитель аукциона, чтобы достичь цели, сбрасывает десятки миллионов... И идет до конца, чтобы урвать из бюджета жирный кусок.
ЗАЛЕЗТЬ В БЮДЖЕТ ПОЗВОЛЯЕТ ЗАКОН
Я сижу в краевом комитете по госзаказу. На столе - огромный ворох конкурсной документации. Тех самых аукционов, на которых победил «Луч». Ее проверили уже много раз специалисты и самого комитета, и антимонопольного управления, и следственного комитета при прокуратуре СК. Нарушений в проведении аукционов выявлено не было. И заявки оформлены верно, и аукционная комиссия назвала победителя правильно.
Типичная ситуация, когда по форме все правильно, а по существу - издевательство. Теперь мы знаем, что даже больше - мошенничество. Все специалисты дружно сходятся на том, что Булахова и те, кто за ней стоит, смогли провернуть свою аферу благодаря несовершенству законодательства о государственном заказе. Действительно, оно позволяет участвовать в торгах фирмам-однодневкам, фирмам-призракам, не имеющим в своем распоряжении абсолютно ничего. Оно ставит в выгодные условия участника торгов, и в абсолютно невыгодные, если не сказать дурацкие - заказчика. Участник законом защищен, а заказчик - со всех сторон уязвим. Он вынужден отдавать огромные деньги абсолютно незнакомому, порой даже смутному субъекту. Вынужден, даже если убежден, что имеет дело с мошенником. Именно ущербное законодательство позволяет и правоохранительным органам отмахиваться от сигналов СОС, посылаемых заказчиками. «Нарушений действующего законодательства не выявлено» - это из ответов силовых структур минздраву.
- Избежать подобного мошенничества можно, лишь существенно повысив требования к участнику размещения заказа, - считает председатель комитета В. Осипов. - В частности, прописать в законе о госзаказе качественные критерии его оценки. Это может быть, к примеру, работа на профильном рынке не менее одного года, наличие у предприятия активов в размере четко очерченной доли контракта и т.п. И это ведь не единственный случай, когда несовершенство закона приводит к таким тяжелым последствиям. Закон, например, не позволяет противостоять сговору участников торгов.
Валерий Иванович рассказывает о сложившейся в последнее время фактически криминальной практике «участия» строительных подрядных организаций в аукционах. Пять, шесть, а то и десять таких организаций исправно подают документы, вносят задаток. Но на саму процедуру торгов приходит лишь представитель одной. Они по закону признаются несостоявшимися, и подряд отдается единственному явившемуся на торги, причем по максимальной цене контракта. На другом аукционе картина повторяется, опять является один представитель. Но - уже другой фирмы. Так и «торгуются». А если точнее - то откровенно мошенничают, сговариваются «кинуть» всех нас, ведь в итоге именно бюджет края теряет крупные суммы. Размеры такого «кидка» нетрудно представить, ведь за один только год на аукционах разыгрываются строительные подряды на сумму свыше двух миллиардов рублей. Даже пять процентов от этой суммы, - а это минимальная экономия, складывающаяся в ходе честных торгов, - сто миллионов. Очень большие деньги. Они тоже фактически воруются ежегодно из бюджета. С той лишь разницей, что фамилии воров никто и никогда не назовет.
День аукциона таким нехитрым способом откровенно превращается в день шакала. Где бюджетный пирог распиливается до крошки. Руководство комитета уже больше года трубит о сговоре строительных организаций, пишет письма в правоохранительные органы (сговор - уголовное преступление), в антимонопольное ведомство, представителю президента в крае. В ответ слышит: докажите сговор. Пока не докажете - все в рамках закона. Будто в комитете - все сплошь следователи и дознаватели в погонах!
В последнее время, правда, лед тронулся. Губернатор В.Гаевский предложил краевой думе выйти с законодательной инициативой в Государственную думу РФ об изменении Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В частности, дополнить его 37-ю статью словами: «В случае, если участник аукциона не явился на аукцион по месту и ко времени, указанным в извещении о проведении аукциона, денежные средства, внесенные таким участником в качестве обеспечения заявки, заказчиком, уполномоченным органом не возвращаются». То есть предложено наказывать сговаривающихся рублем. Отнимать у них то, за что они и бьются.
Предложение разумное. И вроде, по заключениям юристов, безупречно в правовом плане. Наша дума наверняка проголосует за эту законодательную инициативу. Но кто сказал, что сговором балуются только в нашем крае и что в нем нет интереса самых влиятельных в стране лиц? Так что будем радоваться только тогда, когда Федеральное собрание примет поправку, и новую редакцию закона подпишет президент страны.
Да здравствует президент!
Но вернемся к нашим потерянным миллионам минздрава. Проще всего списать украденное на несовершенное законодательство. Однако только ли в этом причина?
Читая многочисленные документы, приходишь к выводу, что многие наши серьезные ведомства действовали в этой истории как-то несерьезно. Если не сказать - понарошку. Практически формальные отписки присылали управление Федеральной антимонопольной службы, ГУВД по краю, прокуратура края. Их просили фактически предотвратить преступление, хищение бюджетных средств в крупном размере, а они - отмахнулись. Даже уголовное дело, напомню, возбудили против Булаховой чуть ли не спустя год после выявления мошенничества. Даже по факту абсолютно откровенного мошенничества с подписями Гюлева, а также обмана суда, что тоже карается у нас уголовным законом, ничего правоохранительными органами предпринято не было. Хотя миндорхоз куда следует по этому поводу обращался.
Все зашевелились после окрика президента Д. Медведева, возмутившегося непомерной коррупцией в закупках медицинского оборудования в рамках программы развития здравоохранения в России. И дело на Булахову в суд передали, и приговор вынесли. Хорошо хоть так. А то мы бы и не узнали о похищенных миллионах. Их бы молча списали на несовершенство законодательства.
Как хорошо, что у нас есть президент.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет