Вы здесь

ПЛЕНЭР В УЩЕЛЬЕ МАХАР

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ПЛЕНЭР В УЩЕЛЬЕ МАХАР
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Живописная долина реки Махар, что в Карачаево-Черкесии, принимала с 1 по 15 октября 35 художников, которые участвуют в ежегодном творческом проекте - пленэре Объединения художников Юга России «Колесо». В этом году десятый юбилейный пленэр стал международным, так как на Северный Кавказ приехали еще и греческие художники.
Вот уже на протяжении десяти лет «Колесо» под руководством известного ставропольского живописца Олега Калайтанова проводит подобные пленэрные поездки, а потом, по их итогам, отчетные передвижные выставки. Движение Объединения художников Юга России «Колесо» основано на феномене преемственности пленэрной традиции (с французского «пленэр» - живопись на открытом воздухе), неутомимого стремления к изучению окружающего мира и, конкретно, своей малой родины. Это те явления художественной жизни, за которые члены Объединения безмерно благодарны заслуженному художнику России, Почетному гражданину города Ставрополя Павлу Моисеевичу Гречишкину. В память о нем организованы многие поездки художников в горы Кавказа.
В нынешнем творческом проекте приняли участие живописцы из Ставрополя, Невинномысска, Ессентуков, Краснодара, Новороссийска, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Александрополя (Греция), а также из Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Чечни и Ингушетии. Мастеров кисти не пугают спартанские условия пребывания, так как все они движимы единой идеей творческого самосовершенствования. Ведь работа над этюдом с натуры - это одновременно и школа, и мастерская на свежем воздухе, где ученик - это художник, а учитель - природа. Появившееся в начале XIX века во Франции направление пленэризм стало основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Пленэрную живопись очень любили Поленов, Левитан, Серов, Коровин, Грабарь. Как сказал один из великих, «пленэрная живопись - это любовь между художником и пейзажем».
В наше время такое явление художественной жизни, как пленэр, редкое и не очень популярное. Однако совсем разные художники, успешные (и не очень) в своем творчестве - собираются в группу, чтобы творить, учиться друг у друга, делиться своими впечатлениями, мыслями, опытом. Не случайно для проведения пленэра выбрано и такое уникальное место, как Махар. Уникально же оно не только сказочной природой, но и не менее интересной историей. За аулом Учкулан (Карачаево-Черкесия), который стоит на одноименной реке, образовавшейся благодаря слиянию двух горных рек - Гондарая и Махара, по пути к долине Махара можно увидеть луга и березовые рощи, минеральные источники и скалы, ивняк и ольшаник, небольшие озера и перевалы, кусты орешника и барбариса, водопады и «пятна» снега и льда. Чем выше, тем больше встречается суровых сосен и ледников. А в самой реке Махар вода отличается чистотой и удивительной голубизной. Когда-то, в начале нашей эры в этих местах жили аланы, хазары, гунны, болгары, кипчаки. А с IX века, когда на аланов усилилось византийское влияние, недалеко отсюда, в долине реки Теберды развернулось строительство христианских храмов. Ныне Сентинский, Шоанинский и Архызский храмы охраняются как уникальные историко-архитектурные памятники. Вся эта природная красота, «видевшая» появление и исчезновение с лица земли многих горских племен и народностей, и привлекает художников со всей страны и из-за рубежа. Ну а мы, поклонники творчества ставропольских живописцев, будем теперь ждать результата пленэра «Колеса» - отчетной выставки.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет