Вы здесь

СУДЬЯ ПОД СУДОМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

СУДЬЯ ПОД СУДОМ
Александр Емцов

«Прошу привлечь к уголовной ответственности федерального судью И. Мелихова...». Именно так начинается заявление председателя СПК племзавод «Путь Ленина» Туркменского района в Следственный комитет Ставропольского края. Основание, заставившее руководителя хозяйства написать такое серьезное заявление, по его мнению, вынесенное судьей заведомо неправосудное судебное определение. Что карается ч.1 ст. 305 Уголовного кодекса РФ.
Прямо скажем, заявления с требованием отдать под суд судью поступают в следственные органы не часто. Тем интереснее узнать причины.
ИСТОРИЯ С ПРЕДЫСТОРИЕЙ
Два года назад рейдерский наезд на «Путь Ленина», в котором «пятая колонна» - группка бывших специалистов хозяйства пыталась с помощью силовых структур захватить власть над предприятием, закончился для его организаторов провалом. История получила широкую огласку, вмешался губернатор края В.Гаевский и коллектив победил. Мы тогда много писали об этом, и когда все вроде кончилось, искренне думали, что черная страница в истории хозяйства позади. Но оказывается, то была только первая попытка черных сил.
7 сентября этого года судья районного суда И.Мелихов неожиданно вынес крайне сомнительное с правовой точки зрения решение. По иску одного из членов «пятой колонны» Н.Глушенок суд признал решение общего собрания от 3 февраля 2009 года, избравшего действующие руководящие органы, недействительным, отстранил руководство хозяйства от дел, передал их наблюдательному совету кооператива, избранному еще в феврале 2004 года и давно прекратившему свои полномочия. Решение было вынесено мало того, что заочно - без участия представителей хозяйства, но и обращено к немедленному исполнению. На его основании межрайонная налоговая инспекция №2 внесла в госреестр запись, что руководителем хозяйства является бывший председатель наблюдательного совета А.Шершнев, назначенный судом провести перевыборы. Опять же из той самой «пятой колонны». Что фактически противоречит Федеральному закону «О сельхозкооперации», прямо запрещающему совмещение обязанностей руководителя хозяйства и члена наблюдательного совета.
По всему выходило, что теперь уже судья фактически продолжил рейдерский сценарий, по которому два года назад с помощью милиции пытались отстранить законного председателя Л.Геращенко от дел и даже на две недели упекали за решетку.
Но сразу после суда члены кооператива, как и два года назад, дружно выступили против рейдеров: взяли и здание правления, и склады колхоза под свою защиту, и даже преградили дорогу судебным приставам, с завидной оперативностью бросившимся выполнять судебное решение. Обо всем этом мы писали в статье «Волк нырнул под пах», опубликованной в «Ставропольских губернских ведомостях» 29 сентября этого года.
Но история на том не закончилась. Если суду кажется, сказали селяне, что в феврале прошлого года что-то на выборах руководства было сделано не так, то мы готовы снова подтвердить свои решения. И 5 октября новое общее собрание уполномоченных членов кооператива их подтвердило: за действующего председателя Геращенко проголосовали 144 уполномоченных, один против и один воздержался.
Как и полагается в таких случаях, обратились с протоколом собрания в налоговую инспекцию - внести по его результатам запись в госреестр. Та в суд к Мелихову. Мол, как это соотносится с его решением от 7 сентября? Туда же с заявлением о принятии обеспечительных мер обратился после собрания и встревоженный истец Глушенок. И вот 12 октября рождается определение Мелихова, послужившее для Геращенко основанием для обращения в следственные органы с заявлением о привлечении судьи к уголовной ответственности. В силу статьи 213 ГПК РФ, пишет Геращенко, суд может обеспечить решение суда. Но только не по решениям, обращенным к немедленному исполнению. На них это право не распространяется. Получается, что Мелихов вынес заведомо неправосудное судебное определение. Что карается уголовным законом.
Не знаем, как поступит с заявлением Следственный комитет. Квалификационная коллегия судей краевого суда уже встревожена лихими действиями своего коллеги. В минувший понедельник Геращенко приглашали в краевой суд - изложить свою точку зрения на происходящее.
СУДЬЯ - ХОЗЯИН КООПЕРАТИВНОГО ИМУЩЕСТВА?
По духу и букве закона любая обеспечительная мера, если даже предположить, что она вынесена законно, потому и называется обеспечительной, что направлена на исполнение судебного решения. Суть и смысл решения Мелихова от 7 сентября - признание решений собрания СПК от 3 февраля 2009 года недействительными, передача полномочий действующему до него наблюдательному совету и предъявление к нему требования созвать общее собрание кооператива не позднее, чем через тридцать дней после принятия на себя полномочий.
То есть, если исходить из того, что решение от 7 сентября обращено к немедленному исполнению, то и дата нового собрания должна быть назначена где-то на 8 - 10 октября. Но вот фокус: Шершнев назначил собрание ...аж на 30 ноября! То есть с опозданием на пятьдесят дней, чем самым грубейшим образом нарушил решение суда. «Пятая колонна» создала себе запас времени для захвата хозяйства? Да и до сих пор команда Шершнева не занимается организацией проведения собрания - даже не истребовала списки членов кооператива для их оповещения. Но об этом нарушении в определении суда ни слова. Мелихов его будто бы и не замечает. Его озаботило, как мы уже знаем, совсем другое: то, что члены кооператива на своем собрании сказали, что председателем хотят видеть не Шершнева, а своего старого председателя Геращенко. И не на шутку, видимо, встревожило. Поэтому в резолютивной части своего определения от 12 октября Мелихов, уже в который раз выходя за рамки самого судебного решения от 7 сентября, пишет «Запретить Геращенко Леониду Васильевичу, а также иным уполномоченным должностным лицам СПК совершать действия по государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица...». Вторым пунктом решения значится такой же запрет для налоговой инспекции.
То есть судья сбросил маску и уже без всяких церемоний показал, на чьей он стороне. А заодно и указал членам кооператива, кто в доме хозяин: мол, какие решения там не принимайте, а будет по-моему. То есть не вы, в соответствии с Законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации» являетесь полновластными хозяевами своего имущества и вольны распоряжаться им, назначать управленцев над ним, а я, федеральный судья Мелихов.
Большего цинизма, большего глумления над законностью трудно себе представить.
И прокурор не остался в стороне
После вынесения Мелиховым спорного определения активность в пользу «пятой колонны» стали проявлять и другие силовые структуры района. Собственно, этой активностью отмечена вся прошлая неделя.
По заявлению 24 членов СПК, сторонников Геращенко, о нарушении их прав и законных интересов в село заявился прокурор района Барабаш. Но не один - был в сопровождении братьев С. и Ю.Краснокутских, стоящих за спиной Глушенок и Шершнева, то есть врагов сельчан в этом конфликте. В разговоре особенно не скрывал своей антипатии к Геращенко. Требовал исполнения решения суда, хотя исполнительские действия явно не входят в полномочия прокуратуры. Всем этим прокурор явно не прибавил себе симпатий в селе. Более того, породил еще одну жалобу. Ее направила на имя прокурора края супруга председателя Геращенко. В бурной перепалке прокурор, если верить жалобе, сказал примерно следующее: «Сколько вы заплатили краевой прокуратуре, чтобы освободить своего мужа»? Выходит, прокурор публично обвинил жену председателя в уголовном преступлении - даче взятки, а заодно испачкал и свое родное краевое ведомство - уличил в получении взятки.
О реакции краевого прокурора на грязную выходку своего подчиненного пока неизвестно.
От прокуратуры не захотела отставать и милиция. 14 октября приехала опергруппа ОБЭП с судебными приставами. И попытались провести в контору хозяйства Шершнева. Члены кооператива людей в погонах пропустили, а вот Шершневу без всяких церемоний указали от ворот поворот. Приехавшие ходили по конторе два часа, требовали с конторских писать объяснительные. Якобы проверяли заявление противной стороны, что сторонники Геращенко жгут документы. Проверили архив, документацию бухгалтерии - все в порядке. В конторе даже дымом не пахнет. Очередной навет не подтвердился. С тем и убрались восвояси.
Убрались то убрались, но впечатление оставили. Впечатление, что людей нагло и бесцеремонно запугивают. Именем закона.
ЗЕРНО ПРОДАЕТ... СОБРАНИЕ
В минувшую пятницу в сельском клубе состоялось очередное (которое уже по счету?) собрание коллектива СПК. Люди обсуждали сложившуюся ситуацию, последнее скандальное определение Мелихова. Не знаю, предъявят ли судье обвинение в нарушении закона, а на собрании суд над судьей уже шел. Обыкновенный суд простых людей - осмысленный и беспощадный. Людей, умеющих отличить правду от лжи, черное от белого, интерес от бескорыстия. Жаль, что самого судьи Мелихова не было в зале. Как не было и Шершнева, других членов его компании. Был только Глушенок, и вышел было к трибуне, но как только люди дружно стали требовать от него конкретных ответов на острые вопросы, и в том числе - отозвать свое заявление в суд, чтобы разблокировать хозяйственную деятельность колхоза, ретировался с трибуны.
Собрание имело еще и довольно странную для подобного мероприятия повестку дня: люди решали, кому и в какой форме продать зерно. Оказывается, банк, встревоженный происходящими вокруг хозяйства событиями, отказался от пролонгации кредита и потребовал уже до 20 октября вернуть 26 миллионов рублей. Но как вернуть, когда на счете денег нет, печать - у не признаваемого подавляющим большинством членов кооператива «руководителя» Шершнева, да и к конторе, не говоря уже о складах с зерном, его и близко не подпускают? Тем более, что законному председателю - люди вкладывали в определение «законный» значение «избранный коллективом», суд запретил предпринимать какие-то действия по регистрации своего председательства, а значит, и запретил быть руководителем со всеми вытекающими последствиями. Шершневу же веры нет, люди не надеются, что полученные за зерно деньги он направит именно на погашение банковского кредита. По крайней мере, судьбой кредита, как и тем, заплатили ли людям зарплату, он до сих пор не интересовался. Его и его компании интерес, по словам выступающих, - чем хуже, тем лучше.
Выход был найден в том, чтобы покупатель зерна, а такой имеется, заплатил банку напрямую со своего расчетного счета в счет погашения кредита, хозяйству останется лишь обеспечить отгрузку зерна. За такую схему распоряжения своим имуществом члены кооператива и голосовали единогласно. Здесь же отобрали и утвердили решением собрания список членов бригады, которая будет обеспечивать отгрузку и охрану склада в момент отгрузки. Набралось человек двадцать крепких мужчин, все вышли вперед...
- Будут мешать отгружать зерно? Пусть попробуют, получат в дыню! - Такими резкими словами одного из членов кооператива закончилась эта сцена.
Лучшая иллюстрация того, что, когда не работают законные механизмы законности, когда сами законники нарушают законы, возникают и стихийные механизмы поддержания справедливости, и неформальные лидеры коллективов.
Только вот вопрос: зачем тогда нам законники и законные структуры?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет