Вы здесь

В ШКОЛУ С МОЛИТВОЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В ШКОЛУ С МОЛИТВОЙ
Ольга ТЫШЛЯР

Конец первой четверти в ставропольских школах в этом году ознаменовал завершение эксперимента Минобрнауки по внедрению в учебный план нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Этот курс начался в последней четверти прошлого учебного года у четвероклашек - учащихся девятнадцати регионов России, в числе которых и Ставрополье. Осенью этого года уже пятиклассники доучивали его в течение всей первой четверти. Если итоги эксперимента признают удачными, то с 2012 года вся Россия начнет приобщаться к религиозной культуре.
Предмет предполагает, что каждый ребенок, точнее, его родители, выберет один из шести возможных в курсе модулей, и в группе с «единоверцами» будет изучать его в течение полугода. Отдать предпочтение можно было одной из четырех религий: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Для атеистов предложили «Основы светской этики», был также общий курс «Основы мировых религиозных культур».
Реализовывали эксперимент, как это часто бывает в нашей стране, в кратчайшие сроки. Учебники писали как светские специалисты по религии, так и представители духовенства. Подготовили и пособия для будущих преподавателей. В Ставрополе они до педагогов не дошли. Правда, были организованы специальные курсы. Часть преподавателей люди неверующие, поэтому для них предмет будущего преподавания представлялся весьма смутно. Интересно, что в первую очередь для учителей прочитали курс ислама, оставив на остальные дисциплины минимум времени. Тем не менее была проведена экскурсия в церковь, встреча с автором учебника по православной культуре богословом Андреем Кураевым.
В отношении содержания курсов, предлагаемых детям, - множество вопросов. Профессионалы утверждают, что культура буддизма сводится к ламаизму, а само название «светская этика» нелепо и выдает непрофессионализм авторов. Также эксперты заметили, что под видом идеологически нейтрального предмета вводится религиозное воспитание, учебник явно написан под влиянием православной церкви.
Казалось бы, модуль по православной культуре не должен был вызвать особых нареканий в идеологическом плане. Но и здесь Д.Сахарных, специалист одного из региональных институтов повышения квалификации, говорит о преподавании религиозной доктрины, но никак не культуры. Практически полное отсутствие в учебнике примеров традиций, религиозно-культурного быта вообще отдаляет его от пособия для светской школы. Также речь идет о множестве фактических ошибок и ляпов.
Об учебнике, выпущенном по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», эксперты, работающие в Российской академии наук, сделали вывод об «однозначной недопустимости использования в школах РФ».
Одним словом, случилось то, чего больше всего боялись: курс, вместо того, чтобы знакомить с культурой той или иной религии, приобщает детей к ней. Поэтому неудивительны опасения родителей, не только убежденных атеистов, но умеренно верующих людей, что школьников просто «обратят в веру». Неудивительно и то, что мусульмане или буддисты не хотят, чтобы их дети «знакомились» с чужой религией, хотя изначально предполагалось, что новый предмет даст представление детям о традициях многонациональной России, заложит в них уважение к чужой культуре.
Глубоко верующие люди, пожалуй, увидят во введении нового предмета лишь плюсы, но их дети обычно и без того достаточно глубоко знают свою религию.
Возможно, что «обращение в веру» не так уж плохо для современных мало во что верующих не особо культурных школьников. Вряд ли за полгода они станут адептами какой-либо церкви. В любом случае на первый план выходит то, как конкретно будет донесен предмет до детей. Именно от учителя зависит, что почерпнут из курса дети. Поэтому беспокоиться о чрезмерной «идеологизации» ребенка вряд ли есть повод. Тем более, как оказалось, учебники для детей - просто «нечитаемые». Множество философских понятий и сложных терминов просто недоступно младшим школьникам.
Одна из задач, которая ставилась новым курсом, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено дать ему ориентиры жизненных ценностей, на которые он сможет опереться в трудный подростковый период. Однако работающие непосредственно с детьми педагоги говорят, что ребенок уже приходит в школу с четко сформированной жизненной позицией, которую трудно пошатнуть в рамках учебного часа, а воспитание должно проходить не только в школе, но и дома. Это создатели «Основ религиозной культуры», кстати, учли. Преподавание нового курса, по замыслу чиновников, должно было сблизить детей с родителями в ходе совместного обсуждения предлагаемых в учебниках вопросов.
- Действительно, все темы дополняются домашними заданиями, которые рассчитаны на участие родителей, - рассказывает учитель «Основ светской этики» школы № 6 г. Ставрополя О. Новикова, - но, к сожалению, они не уделяют этому времени, не заглядывают в учебники детей. Что касается содержания курса, для ребенка оно сложновато. Самыми интересными для учеников темами оказались понятные им «дружба», «взаимовыручка».
Если для преподавания «Основ религиозной культуры» в следующем году будут учтены пожелания экспертов и преподавателей, учебники придется переписывать заново, соответственно - готовить новые учебные тетради, пособия для учителей. И все опять - в кратчайшие сроки, ведь до апреля 2011 года осталось всего несколько месяцев.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет