Вы здесь

БЛОКАДА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

БЛОКАДА
Александр Емцов

Дорога перегорожена крепко сбитым коваными скобами самодельным шлагбаумом из приличной толщины бревна. Установлен над землей так, что легковушка пройдет, а грузовик нет. Таким нехитрым способом, фактически объявлением блокады на вывоз гравия из поймы реки, жители хуторов Воровский и Первомайский борются за свое право жить спокойно на крутой излучине Кубани.
Об этой истории я уже писал 14 октября 2009 года в статье «Зигзаг удачи». Зарегистрированное в Ставрополе ООО «Комета» стало разрабатывать в пойме Кубани карьер и вывозить тяжелыми машинами песчано-гравийную смесь по внутрихозяйственным дорогам СХПК «Россия» и через хутора Григорополисского муниципального образования. Хуторяне связали с этими разработками разбитые дороги, активизацию оползней на крутом берегу реки. Ведь это факт, что изрядный клин поля с эталонным полутораметровым черноземом ушел с обрыва, и даже местный кирпичный завод и кладбище реально оказались на самом краешке кручи. На ее срезе здесь и там белеют человеческие кости. Жители хуторов сначала писали жалобы во все инстанции. В конце концов, отчаявшись, начали перекрывать дорогу тяжелой техникой. А поскольку техника - племколхоза, и пятнадцатикилометровый участок дороги, по которой возит «Комета» гравий, колхоз считает своей внутрихозяйственной, то объективно и СХПК оказалось вовлечено в конфликт.
ХУТОР «БОМБИЛИ», НАМ ОБЪЯВИЛИ...
Хроника блокадных дней зарегистрирована в судебных документах. В «России» показали целую кипу судебных решений и постановлений. Хуторян и колхоз просто «забомбили» судами. Начало этому марафону положило руководство «Кометы» еще в конце 2009 года. Тогда оно обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о предоставлении права прохода, проезда (сервитута) через земельные участки «России». Судья М.Кузьмина в иске в декабре 2009 года отказала. Но на период рассмотрения приняла обеспечительные меры в виде запрета хозяйству и иным лицам чинить препятствия проезду транспорта истца. Блокада на два месяца была таким образом снята, за это время «Комета» вывезла огромный ворох гравия. При этом основательно разбив дорогу по хуторам, заставив людей с ненавистью провожать каждый проезжающий под звон посуды в серванте тяжелый грузовик. И лишний раз убедиться в своей правоте.
После вступления решения суда в законную силу шлагбаум снова опустился. Тогда руководство «Кометы» зашло с другой стороны: в начале прошлого года пожаловалось в краевое управление ГИБДД на то, что умышленно создаются помехи в дорожном движении на дороге общего пользования. Из края чуть ли не за двести километров приехал старший инспектор Д.Горелесов, составил протокол об административном правонарушении. И своим постановлением, особенно не церемонясь, УГИБДД влепило колхозу штраф аж 200 тысяч рублей. Судья арбитражного суда А.Алиева оставила это постановление в силе. А Новоалександровский районный суд оставил в силе штрафы от 1,5 до 5 тысяч рублей трем работникам. Самый большой штраф, разумеется, был выписан лично председателю С.Пьянову.
Понятное дело, и колхоз, и работники всю весну и лето пытались обжаловать постановления. Колхоз считает, что указанная дорога к карьеру длиной 15 километров не общего пользования, она внутриколхозная, используется для перевозки сельхозпродукции, передвижения техники. И это логично, ведь после хутора Воровского она дальше никуда не ведет. И засыпана гравием, и поддерживается в более-менее приличном состоянии кстати, за счет средств колхоза. «Комета» ничего не делает для ее содержания, только разрушает. Но и шестнадцатый апелляционный суд, и коллегия краевого суда по административным делам оставили штрафы в силе. Сейчас это драконовское наказание обжалуется хозяйством и хуторянами дальше.
А что же дорога? Она все так же перекрывается упрямыми хуторянами. Не пускают машины - и все. Стоят казачьими пикетами. Если раньше ставили поперек колхозные «КамАЗы» и комбайны, то сейчас - собственные легковушки. Да настолько решительно, что я удивляюсь, почему до сих пор тут ничего не случилось. Вроде разборки с вилами или сожженных машин.
Закусили поводья и руководители «Кометы». По их обращению в хозяйство снова заявляется уже знакомый нам Горелесов. 1 декабря 2010 года составляет новый протокол об административном правонарушении на руководство племколхоза по факту невыполнения законного предписания УГИБДД СК на устранение помех в организации дорожного движения. Направляет протокол в мировой суд. Дело еще не рассматривалось. 10 декабря Горелесов опять в племколхозе, и, как и в начале года, «рисует» новый протокол - за умышленное создание помех в дорожном движении. Тут стоит отметить, что за повторные административные правонарушения у нас строже ответственность. Вынесло ли УГИБДД новое постановление и на какую сумму - пока не известно.
Невооруженным глазом видно, что репрессивная машина государства выступает не на стороне хозяйства и хуторян. «Комета» вовсю использует ее для продавливания своих интересов. Почему? Вопрос, конечно, интересный, если еще и учесть, что многие «доказательства» в судебных документах похожи на элементарный подлог и вызывают при внимательном прочтении недоумение.
В РОЛИ МИНЕРА - СУДЬЯ
Вот уже упоминавшееся решение судьи Арбитражного суда Кузьминой. Вынесено оно вроде в пользу объявивших блокаду хуторян. Но так сформулировано, что открыло дорогу административным репрессиям на них.
Судья отказывает «Комете» в установлении права прохода и проезда (сервитута) на том основании, что это предприятие не является лицом, имеющим право такого требования. Оно не обладает участком леса, где располагается карьер, на праве собственности, наследуемого владения или праве постоянного пользования, как того требует статья закона о сервитуте. «Комета» всего лишь арендатор, поэтому - ненадлежащий истец.
Казалось бы, тут можно ставить жирную точку. Но судья почему-то идет дальше, причем выходит далеко за рамки иска, что противоречит закону. Вдруг начинает исследовать то, что и не требовал истец: имеет или не имеет право племколхоз чинить ему препятствие в пользовании дорогами. И приходит к выводу, что не имеет. Причем основываясь на абсолютно незаконном, более того - ложном посыле. Цитирую: «Судом установлено, что дороги, по которым истец просил установить сервитут в виде проезда, не являются собственностью ответчика. Следовательно, ответчик не вправе чинить препятствия в проезде как истцу, так и иным лицам, по земельным участкам (дорогам) имеющим следующие кадастровые номера: 102:66, 101:77, 101:86, 101:98». (Мы указываем только пять последних цифр от кадастрового номера, всего он насчитывает двенадцать, и первые семь - 26:04:120:). Но как же «не являются собственностью», когда три последних кадастровых номера черным по белому записаны в свидетельстве №26АБН097470 от 05.09.206 года о государственной регистрации права на собственность, выданному племколхозу на 18993 гектара земли? Этот документ есть в деле. Как есть и документ, подтверждающий право на бессрочное (постоянное) пользование на первый участок под номером 102:66. Просто его не успели переоформить в собственность, по закону, кстати, эта процедура разрешена до начала 2012 года. Права же пользования участком на период переоформления у хозяйства никто не отбирал.
Руководство племколхоза при получении решения и прочтении этих «аргументов» лишь руками развело. Как лихо судья отобрала землю, которую деды в далекие тридцатые годы прошлого века объединяли из единоличных лоскутов в один из первых на Ставрополье колхозов, которую защищали, обрабатывали целых 90 лет! И как обрабатывали! На протяжении последних пол века «Россия» - одно из лучших сельхозпредприятий страны. Но обжаловать решение не стали, ведь оно вроде в пользу предприятия. И напрасно. Дальнейшее развитие событий показало: то была не просто судейская ошибка. Это искусно установленная судьей мина замедленного действия, которая взорвалась уже скоро.
ДОРОГА НЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ, НЕ КРАЕВАЯ, НЕ РАЙОННАЯ. НО И НЕ КОЛХОЗНАЯ
Случилось это при рассмотрении апелляционной жалобы на уже упоминавшийся штраф племколхозу на 200 тысяч рублей.
Поначалу Шестнадцатый апелляционный суд прямо написал в решении, что дорогу к карьеру не признали своей: а) Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ, б) Митранс Ставропольского края, в) Новоалександровский район. Они прислали заключения, и они имеются в материалах дела, что дороги нет ни в собственности федерации, ни в собственности края, ни в собственности района. Казалось бы, ничего не препятствует выводу суда, что дорога не общего пользования, а внутриколхозная. Со всеми вытекающими последствиями. Но тут то, как чертик из табакерки, и появляется та самая мина. «Довод о том, что автомобильная дорога является внутрихозяйственной СХПК «Россия», отклоняется, - делает вывод апелляционная инстанция. - Суд по делу (указан номер дела, рассматривавшегося Кузьминой) сделал вывод о том, что указанная автодорога не является собственностью СХПК «Россия», а также указал на то обстоятельство, что СХПК не вправе чинить препятствия в проезде ООО «Комета» и иным лицам по названному земельному участку». И далее: «В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица».
Вообще-то здесь не «те же лица». Там боролись «Комета и «Россия», здесь - «Россия» и ГУВД края. Но это как раз та ошибка, которая, как и в случае непризнания земли колхозной, делается походя, вроде случайно, и вроде ничего не значит, а на самом деле оказывает определяющее значение на принятие решения.
Хозяин дороги не найден. Но и колхоз, вопреки очевидному, не является, по мнению суда, ее хозяином. Дорога - ничья. Так что вози, «Комета», по ней свой гравий хоть круглые сутки. Бей ее, разрушай, тряси хилые домики хуторян. И ничего тебе за это не будет, только прибыль.
ПРИШЕЛЬЦЫ ПРОТИВ ХОЗЯЕВ
Жили себе местные спокойно и счастливо, но появился пришелец. И началось... Это вечный, отраженный даже в фольклоре, сюжет. Та же русская народная сказка, когда попросилась лиса к зайцу переночевать, да и выгнала его.
В сказке приходит некая третья сила вроде петуха с косой и вершит справедливость. В нашем обществе сила, вершащая справедливость, это суд. Так по Конституции. На деле совсем все по-другому. На деле мы видим лукавые, вроде на первый взгляд безобидные, подлоги, подтасовки, подмены понятий. Которые все вместе составляют скорее кривосудие, чем правосудие. И которые заставляют поверить во всесилие бывшего депутата Государственной думы РФ, а ныне крупного бизнесмена П.Воронина. Местная молва говорит, что именно он настоящий хозяин «Кометы», отсюда и такие выгодные для нее судебные решения, такой «наказательный» энтузиазм от ГИБДД края.
Если хозяин - Воронин, то тогда многое объяснимо. В том числе и с выдачей «Комете» лицензии Минприроды края. Лицензия выдана на двадцать лет якобы по необходимости, ввиду важности очистки реки от карчей, и попутную добычу песчано-гравийной смеси. Лукавое прикрытие. Надо ли говорить, что первое при молчаливом одобрении Минприроды совершенно не делается. Я сам видел: карчи торчат из Кубани так часто, как крокодильи головы из какого-нибудь африканского болота. Зато второе налицо. Гравий выгребают горами. Практически на халяву. Добыча на кубанской косе не требует никаких затрат. Река делает здесь поворот и постоянно намывает эту самую смесь. Знай, черпай экскаватором и увози. Вот и возят. А на все остальное вроде разбитых дорог и законной обеспокоенности хуторян - наплевать.
31 марта прошлого года группа из 15 специалистов надзорных органов Новоалександровского района во главе с заместителем главы района А.Целовальниковым провела обследование разработок «Кометы» и составила тревожный акт о том, что река не расчищается, а ведется лишь хищническая добыча гравия. Для этого одну из проток реки перегородили плотиной, в результате чего размываются берег и уничтожается лес. Акт отправили в Минприроды, просили прислать комиссию для решения вопроса о целесообразности дальнейшего ведения добычи и о досрочном прекращении действия лицензии.
В ответ Министерство присылало специалистов. И те... ничего не обнаружили. Сделали вывод, что природоохранное законодательство «Кометой» соблюдается. В упор не увидели карчи, подмытые берега. Как тут не вспомнить, что есть ложь, есть наглая ложь, и есть официальный ответ ангажированных чиновников.
К чему стремятся «Россия» и хуторяне? Настоящие хозяева этих мест, которым не все равно, что происходит на их земле, которые душой болеют за место своего обитания. Они стремятся к спокойной жизни и работе. И все. В их памяти осталось, что кубанские обрывы перестали сползать в пойму где-то в начале девяностых годов прошлого века. Именно тогда позакрывали карьеры. Пятнадцать лет разработки не велись, не ходил над кручами тяжелый транспорт, и оползней не стало. Они возобновились, как только снова стали черпать и возить гравий. Поэтому что бы там ни говорили всякие комиссии из Минприроды, что между этими процессами нет причинно-следственной связи, люди не верят. Люди верят своему опыту, и хотят, чтобы пришельцы, халявщики убрались и оставили их в покое.
Абсолютно справедливое требование.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет