Вы здесь

ВОДА КАМЕНЬ РАЗРЕЖЕТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ВОДА КАМЕНЬ РАЗРЕЖЕТ
Ольга ТЫШЛЯР

Мы привыкли к тому, что живем в век, когда постоянно появляются вещи, представить существование которых всего несколько лет назад было невозможно. Однако, когда прорыв в науке совершается не где-то в далекой Америке или Сколково, а простым школьником в городе Ставрополе, это вызывает удивление.
В конце 2010 года ставропольский одиннадцатиклассник Артур Борлаков принял участие в международном молодежном форуме-олимпиаде, который проводился Московским государственным техническим университетом им. Баумана. Все работы-победители принадлежат студентам бауманки, и одна - Артуру, несмотря на то, что он пока только школьник.
А. Борлаков вывел две новые формулы, которые рассчитывают параметры данных сверхтягучей фазы. До него уже было известно, что нужно для того, чтобы вещество приобрело квантовые свойства. В случае с жидкостью, она становилась сверхтекучей, то есть могла просачиваться, например, сквозь стены стакана. Однако в старой формуле не было учтено взаимодействие между атомами. До Артура 57 лет никто не вспоминал о формуле, а он дополнил ее, и с его выкладками согласились известные ученые мужи. Когда работа А. Борлакова была отправлена на международный форум, он тут же получил приглашение принять в нем участие. По признанию мальчика, сначала его слушали настороженно, но когда он пошагово объяснил, как получил свой результат, расшифровал все формулы, ученые были поражены. Дело в том, что это не просто теоретическое открытие, оно имеет серьезное практическое применение.
- Применение этой формулы, - рассказывает Артур, - позволит без потерь передавать электроэнергию, создать такие масла для двигателей, которые сделают его неизнашеваемым. Военные предложили использовать жидкость с необычными свойствами в качестве лазера. Им можно будет легко разрезать любую твердую поверхность, а обходиться это будет гораздо дешевле, чем настоящий лазер. Такое вещество уже существовало, однако лишь при фантастически низкой температуре. Моя же формула позволит получить его в обычных условиях.
Обывателю из слов Артура, естественно, понятно немногое, оценить его открытие по достоинству могут лишь специалисты. Что они и сделали, вручив подростку золотую медаль и опубликовав его исследование в сборнике лучших студенческих работ. Нас же больше всего удивил возраст Артура - пятнадцать лет. В этом году он заканчивает одиннадцатый класс.
Два года назад подросток экстерном прошел программу 8-9 классов в родном г. Черкесске и приехал учиться в Ставрополь в лицей-интернат СевКавГТУ для одаренных детей СК. Артур успешно сдал вступительные экзамены, предоставил портфолио и был зачислен в физико-математический класс лицея. В течении первого же года обучения здесь он занял призовое место на олимпиаде для школьников «Шаг в будущее», участвовал в конкурсе федерального уровня для студентов «Умники и умницы».
Здесь в ставропольском вузе преподает его земляк -известный профессор Мухамед Бавижев, он стал научным руководителем Артура. Он и заметил одаренного мальчика, который с момента появления в школьной программе урока физики, начал углубленно ее изучать.
- Мухамед Данильевич помог сделать мне это открытие, - признается
А. Борлаков. - Анализировал мои расчеты, советовал, в каком направлении двигаться дальше. А когда мы получили первые результаты, долго еще сомневались, правы ли мы, уж очень фантастическим все выглядело.
Сам профессор замечает, что слишком захваливать ученика не стоит, ведь это лишь первый шаг на пути в его карьере. Нужно идти вперед.
Жизнь Артура, на первый взгляд, типична для любого одиннадцатиклассника. Посещение школы, подготовка к ЕГЭ. Однако после уроков у него - углубленное занятие профильным предметом, общение с научным руководителем. Система образования в лицее построена таким образом, чтобы ребенок со школьной скамьи имел возможность добиваться результатов в выбранной области. По словам директора лицея Оксаны Романенко, самая большая проблема, с которой сталкивается каждый их выпускник, - это выпускное тестирование. Ведь одаренные дети мыслят нестандартно, их трудно загнать в какие-то рамки. Задания они, конечно, выполнят, но набранные баллы не отразят их реального уровня подготовки, их способностей.
Сейчас Артур со своим научным руководителем собираются заняться внедрением в жизнь своего открытия. С планами после окончания лицея Артур еще не определился. Он рассматривает и возможность поступления в бауманку, и получение дальнейшего образования за рубежом. Одно известно точно - свою жизнь парень намерен связать с физикой.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет