Вы здесь

В ШКОЛУ С ЛУПОЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В ШКОЛУ С ЛУПОЙ
Ольга ТЫШЛЯР


Яркие детские рисунки, пластилиновые поделки, аппликации - обычное украшение для стен кабинетов, где учатся первоклашки. Но для одного из классов школы №19 это кажется удивительным, ведь все выполнено также аккуратно и красиво слабовидящими учениками. Чаще всего дети с патологиями зрения вынуждены уезжать для получения среднего образования в интернат в Кисловодске или на свой страх и риск поступать в обычную школу по месту жительства. Естественно, что без специальных пособий и оборудования такой ребенок полноценно учиться не может.
Поразительно, но в России для слабовидящих и слепых детей предусмотрены только интернаты. Семилетнего малыша, у которого и без того непростая жизнь, отрывают от родителей, лишают привычных условий. Коррекционные классы при обычных школах есть только в Московской области и Санкт-Петербурге. В прошлом году подобный появился и в Ставрополе в школе №19.
Здесь уже более десяти лет работают по здоровьесберегающим технологиям. Это та школа, которая несколько лет назад «прогремела» на всю Россию введением раздельного обучения девочек и мальчиков. Были и сторонники, и противники эксперимента, однако практика показала, что ничего плохого в этом нет. Даже сегодня здесь есть класс, который состоит из одних мальчишек. Параллельно ребята еще занимаются в школе олимпийского резерва - также всем классом. В эту школу г. Ставрополя приезжал известный педагог Владимир Базарный. По его здоровьеразвивающей системе, которая имеет серьезное научное обоснование, здесь строился учебный процесс. Детям предлагалось проводить урок не за партами в позе «зю», а стоя за конторками, специально подстроенными под рост конкретного ребенка. Существует в школе и кабинет с оборудованием для формирования правильного дыхания «БОС». Удачное использование различных методик позволило взяться за новый эксперимент - организацию класса для детей с патологиями зрения.
- Не хочется употреблять слово «эксперимент», - говорит директор школы Валентина Ворощенко, - однако нужно апробировать все этапы обучения таких ребят. Надо с чего-то начинать. Мы подходим к проблеме с большой осторожностью. Очень важно создать такие условия, чтобы дети не чувствовали себя особенными, но чтобы при этом формы и методы обучения у них были специальные, отвечающие их заболеванию.
Почин директора-новатора не остался без внимания министерства образования края и управления образования города, которые поддержали его, помогли с организацией и, главное, выделили деньги на покупку дорогостоящего оборудования и специальной мебели.
Детям с серьезными проблемами зрения невозможно учиться по обыкновенным прописям, вмещать цифры в клеточки обычной тетради. Сначала с закупкой неформатных материалов были сложности. Но их решили кардинально: оснастили каждое рабочее место специальной лупой. Выглядит она как обычная парта с монитором, только над книгой или руками ребенка - проектор, который передает на экран увеличенную картинку. Дети могут писать в стандартных тетрадях, раскрашивать мелкие рисунки, не напрягая при этом зрение. У них формируется точно такой же навык, как у обычного школьника. Именно с помощью «увеличилки», как ее здесь называют, ребята делают поделки, которые так восхитили нас.
Очень важная проблема, которая для родителей слабовидящих детей выходит на первый план, - как сохранить зрение, хотя бы то, которое есть. Обучение в школе дает резкую нагрузку на глаза, и даже многие здоровые дети к старшим классам надевают очки.
Естественно, эта проблема встала и перед руководством школы. Вторая половина учебного дня ребят посвящена занятиям, связанным с охраной и развитием зрения.
- Конечно, для родителей школа - это волнение за состояние здоровья детей, - объясняет Валентина Егоровна. - У многих учеников коррекционного класса есть ряд сопутствующих заболеваний, в том числе ДЦП. Представьте ребенка, который не имеет возможности познавать мир в том же объеме, что и сверстники, который воспринимает себя другим. Увидеть картинку в книге он может лишь поднеся ее прямо к глазам. Все это откладывает отпечаток и на личность ребенка, и на его здоровье.
Самое трудное в организации такого класса было найти преподавателей. По словам директора, им повезло дважды. В качестве учителя начального класса проходил специальную подготовку молодой педагог, однако у него не было опыта, это могло вызвать определенные проблемы. Однако перед самым началом учебного года нашли учителя, который уже работал в коррекционном классе. Также на удивление быстро удалось пригласить на работу редкого специалиста-тифлопедагога.
Им приходится нелегко. Ученик запросто может отказаться от занятия, если у него плохое настроение, может не реагировать на замечания учителя. Однако, подход находят к каждому. Здесь оборудовали игровую комнату. Пока одни дети играют, другие занимаются с педагогами. В плане занятий бытовое ориентирование, развитие осязания и мелкой моторики, мимики, коррекция речи.
Первая же часть дня у слабовидящих учеников ничем не выделяется из обычной школьной жизни. Русский язык, математика, физкультура, рисование - в расписании все те же уроки, что и у остальных детей. Вместе с другими первоклассниками они участвуют в праздниках, общешкольных мероприятиях. Всего за полгода обучения дети не только стали лучше себя чувствовать (у одного ребенка даже начала работать неподвижная раньше рука), они начали ощущать себя обычными учениками. Это самое важное. За четыре года начального обучения они должны суметь адаптироваться к школьной жизни настолько, чтобы пойти в пятый традиционный класс.
К сожалению, в следующем году дети, имеющие нарушения зрения, не будут иметь возможности пойти в первый класс обычной школы. Ведь оборудован под нужды таких ребят всего один кабинет в городе. В нем до среднего звена будут доучиваться счастливчики, кому семь лет исполнилось в прошлом году. Их возят сюда со всего города, родители одного ребенка даже перехали в Ставрополь из Михайловска.
- Мы первопроходцы, - говорит Валентина Ворощенко. - Мы не ставили себе целью массовость. Мы хотим начать, апробировать, может, другие школы последуют нашему примеру. Главное для нас - чтобы была польза для детей.
Будем надеяться, что такие же энтузиасты своего дела, как директор школы № 19, появятся и в других учебных заведениях. Затраты на подобный класс пусть и исчисляются в миллионах рублей, но не соизмеримы с поль-зой, которую они принесут. Включенное, или, как модно сегодня говорить, «инклюзивное» образование позволяет детям с самыми тяжелыми недугами легко осваиваться в обществе, находить свое место в жизни.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет