Вы здесь

ЗАЧЕМ НАМ ДЕПУТАТ, КОТОРЫЙ ОТВЕРНУЛСЯ ОТ ХРАМА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЗАЧЕМ НАМ ДЕПУТАТ, КОТОРЫЙ ОТВЕРНУЛСЯ ОТ ХРАМА
Александр Емцов

Джамалладин Гасанов, ставропольский депутат Государственной думы РФ от партии ЛДПР, стал на пути возвращения собственности русской православной церкви.
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ
Девятое мая 1989 года. После торжественного возложения венков к вечному огню ветераны, многие из которых боевые фронтовики, подходят к тогдашнему первому секретарю крайкома КПСС И. Болдыреву поблагодарить за передачу им помещения расположенного на территории Ставропольской крепости бывшего ресторана «Горка» по адресу ул. Суворова, 1. Оно все равно было закрыто (тогда как раз проводилась антиалкогольная кампания), а теперь «нам будет где собраться, посидеть, вспомнить былое, а то и принять гостей. Спасибо и еще раз спасибо!» Краевому совету ветеранов специальным решением горисполкома тогда выделили добрую половину помещения.
Во второй половине размещают Ставропольское отделение советского фонда культуры. Ему и передают здание в безвозмездное пользование, как способному зарабатывать деньги и содержать как свои помещения, так и ветеранов. Обустроен фонд по тем временам был неплохо, имел мастерские, библиотеку. Так и жили они рядом - ветераны и чиновники от культуры, дружно и ладно.
Был в их соседстве один недостаток: и те и другие бедны, а значит уязвимы. Тем более, в условиях дикого и безжалостного рынка, который начал набирать силу в девяностые годы. В 1996 году на место руководителя отделения фонда избирается печально известный шоумен, ныне депутат краевой думы от ЛДПР А. Разин. Тут же рядом с ним появляется хорошо известный в городе тем, что терся возле влиятельных во власти лиц и получал от этого выгоду, делец по имени Джамал. Он руководил затеянной вдруг перестройкой здания, здесь образовалось нечто вроде его штаба. Поползли слухи, что именно он и является теперь настоящим хозяином здания.
Надо ли говорить, что и фонд культуры, и совет ветеранов очень скоро были с обжитого места изгнаны, новый хозяин сдавал помещения в аренду и одновременно перестраивал и пристраивал новые площади. Без всякого проекта, что является грубым нарушением законодательства. Сегодня здесь по меньшей мере три тысячи квадратных метров в трех уровнях. Судя по тому, что заложен бассейн, большие залы, предполагается сделать что-то вроде развлекательного центра с рестораном, бильярдом, саунами и пр. Не бордель, но что-то близкое к нему.
СВЯТО МЕСТО НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ...
Возможно, об этой обычной для периода первоначального накопления капитала истории перетекания собственности из городской в частную все бы и забыли. Но кроме свободы предпринимательства новые времена принесли еще и свободу вероисповедания. И рядом с бывшей «Горкой» по инициативе епархии, на деньги власти, бизнеса и народа, с помощью Божией начал восстанавливаться символ города, знаменитый кафедральный собор Казанской Божией матери. Он был взорван в сороковые годы прошлого столетия по указанию тогдашнего первого секретаря крайкома ВКП(б) М. Суслова.
Сегодня храм уже выстроен. В нем прошли первые богослужения, хотя еще не закончена внутренняя отделка. Рядом наполовину отстроена колокольня - та самая, золоченый купол которой, рассказывают, в ясную погоду был виден даже из Петровского, нынешнего Светлограда. Все мы лишний раз убедились: как рукописи не горят, так и храмы - не исчезают. Духовное сильнее бренного. И власти, и бизнесмены, и тысячи рядовых ставропольцев рассматривают воссоздание храма как своеобразный акт покаяния за то преступление перед религией и церковью, которое было совершено по заблуждению нашими дедами. Строят всем миром, и каждый отдает то и столько, что и сколько может. Каждый, кому дорого место, в котором живет, кому важна память о прошлом и присутствие веры на нашей земле в будущем.
Кафедральный храм - это не только сам собор, колокольня. Он потому так и называется - кафедральный, что здесь располагается кафедра митрополита. Место, где он служит Богу и пастве. По здравому смыслу, сказали в мэрии, именно здесь должны находиться и епархиальное управление, и покои владыки... Ведь в бывшем здании консистории, где они располагались исторически, теперь библиотека СГУ, и назад его не вернешь. Церковь в лице архиепископа Феофана и не настаивает, она лишь просит вернуть что-либо равноценное. Ведь и епархиальное управление, и духовная семинария сегодня находятся в крайне стесненных обстоятельствах, и помочь им помещениями очень важно.
Но Соборная площадь, где стоит храм, - будем надеяться, что это название вернется на карту города, - место историческое. Воссоздать разрушенный храм - надо. Но строить что-либо новое тут совсем ни к чему. Да и по закону нельзя. Вся территория бывшей Ставропольской крепости является историко-архитектурным заповедником. Поэтому городские власти, которые не формально отнеслись к провозглашенной государством задаче возвращения церкви ее собственности, обратили внимание на бывшую «Горку». Тем более, что она стоит фактически рядом с колокольней.
Намекнули Джамалу, который в наше время превратился во вполне респектабельную фигуру, сейчас является даже депутатом Государственной думы от партии ЛДПР, что неплохо было бы ему подарить здание епархии. Мол, человек ты не бедный, в городе известный, соверши гражданский поступок и войди в историю своего родного города. Тем более, что сам голосовал за закон, по которому церкви должно быть возвращено ее имущество. Земля, на которой стоит твое здание, - уж точно церковная. Так верни. Не жалей то, что получил не совсем честным путем, очисти душу.
Наш депутат от ЛДПР пропустил просьбу мимо ушей, ответил чем-то вроде: «Такие дорогие подарки не дарят». Тогда мэрия предложила вариант обмена: мы тебе передаем равноценные помещения в центре города из муниципальной собственности, а ты отдаешь свое здание епархии. Ничего не потеряешь, наоборот, приобретешь. Ведь соседство с храмом - не самое лучшее для твоего бизнеса. Как ты себе представляешь, что расслабляться гости будут в сауне под колокольный звон и молитвы? Да и свято место не терпит суеты.
Джамал опять будто бы не расслышал. Тогда отцы города вынуждены были инициировать судебное дело о возврате муниципальной собственности, по их мнению, незаконно переданной в начале века.
...НО ПРИШЛОСЬ ХОДИТЬ ПО СУДАМ
Собственно, дело даже не в том, что здание по Суворова, 1 надо передать церкви. Дело в том, что новый владелец перестроил его так, что от первоначального вида уже ничего не осталось. Достаточно сказать, что площадь его помещений... утроилась. Целый этаж настроен. А ведь Крепостная гора - историко-архитектурный заповедник, и строить здесь что-либо категорически запрещено. Тем более - без проекта и заключения отвечающих за культурное наследие государственных органов. Вернуть здание городу - значит еще и остановить надругательство над историей краевого центра.
Когда в 2008 году новые власти краевого центра, что называется, въехали в тему, то увидели мало радостного. Оказывается, само дело о возврате муниципальной собственности уже рассматривалось в арбитражном суде сразу после потери городом здания. И сама мэрия подавала иск о признании регистрации незаконной, и фонд культуры также подавал иск о признании его собственником здания. По этому второму иску было и решение арбитражного суда, что здание все же является муниципальной собственностью. Но по делу, инициированному комитетом, кончилось в итоге рассмотрение тем, что сам истец иск еще в 2002 году отозвал. Как тут снова не вспомнить о влиятельном лице, нашедшем и здесь окольные пути.
К старому иску вернулись. Нашли, что стало причиной внезапного прекращения рассмотрения. Против работника комитета, необоснованно отозвавшей иск, некоей
Г. Щегловой, было даже возбуждено уголовное дело и она получила четыре года условно. Арбитражный суд Ставропольского края возобновляет дело по вновь открывшимся обстоятельствам и в феврале прошлого года в полном объеме удовлетворяет иск.
Решение суда на 23 страницах добросовестно исследует всю историю вопроса и доказывает, что переход права собственности на здание по улице Суворова,1 - это большая многоходовая афера. Причем предельно наглая и дерзкая.
Здание, как мы уже говорили, было предано в перестроечное время Ставропольскому отделению советского фонда культуры в безвозмездное пользование. Но спустя семь лет к руководству отделением приходит скандально известный своими авантюрами шоумен, ныне депутат Ставропольской краевой думы от той же партии ЛДПР А. Разин. Под этой же крышей им регистрируется двойник - новое юридическое лицо Ставропольский фонд культуры, который не является правопреемником отделения советского фонда культуры. На него в 2000-м году и регистрируется здание по ул. Суворова, 1. И это при том, что ни администрация Ставрополя, ни городская дума не принимали никаких решений об отчуждении и передаче спорного здания фонду!
Между новым юрлицом и некоей фирмой «Инстав», за которой стоит Джамал, в 2000-м году заключается странный во всех отношениях договор подряда. Тут необходимо отметить, хозяином фирмы формально является некий В. Вартанян. Гасанов в лучших традициях теневого капитала официальным собственником не значится, но именно с ним, когда дело касается здания по ул. Суворова, 1, имеют дело и арендаторы, и строители, да и власти. Договор странный прежде всего тем, что собственник передает подрядчику в обеспечение обязательств по договору... само здание(?!) Причем его стоимость определена в 3,7 миллиона рублей, что ниже балансовой стоимости более чем вдвое и даже ниже стоимости самих подрядных работ. Есть в договоре и откровенно драконовский пункт 4.6, который гласит: «В случае неисполнения обязательств по договору подрядчик вправе удовлетворить требования за счет реализации имущества». Потом суд прямо напишет: «Договор подряда-залога заключался с целью завладения ЗАО «Инстав» зданием и указывает на недобросовестность стороны в сделке». Так и случилось. У фонда денег не оказалось, и он отдает за работу здание. Следующий шаг - Разин подает документы в регпалату на регистрацию здания за «Инставом». В документах фигурирует и договор о предоставлении отступного.
«Инстав», как только получает свидетельство о регистрации, тут же пытается продать здание ЗАО «Инвест-холдинг». Его хозяином, кстати, тоже является Вартанян. Так что сам себе хотел продать. Из одного кармана вынуть и в другой положить. Обычное заметание следов, ведь следующий владелец по закону является уже добросовестным приобретателем. Но регпалата эту сделку не пропускает. Здание юридически так и осталось за «Инставом».
Суд посчитал сделку по отчуждению здания по Суворова, 1 ничтожной, покупатель признан недобросовестным. Суд полностью удовлетворил требования комитета по управлению имуществом г. Ставрополя. Регистрация сделки признана незаконной, право собственности на помещение оставлено за городскими властями.
И САМ НЕ ГАМ, И ДРУГОМУ НЕ ДАМ
В таких случаях впору сказать «Слава Богу»! Тем более, что будет явно в тему.
Но наше судопроизводство если чем и отличается, то непредсказуемостью. И вроде железобетонные аргументы суда первой инстанции, глубоко и обстоятельно обосновавшего свое решение, вдруг рассыпаются во второй инстанции.
Шестнадцатый апелляционный суд в апреле прошлого года отменил решение суда и полностью отказал комитету в исковых требованиях. Причина - что истец, якобы, избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Истцом может быть только сторона сделки, а комитет его не являлся, да и фонд культуры уже два года как закрыт и исключен из реестра юрлиц. Придрался суд и к тому, что срок давности пропущен, и что объект не значится в перечне объектов культурного наследия... И порекомендовал: истцом должен быть подан так называемый виндикационный иск - когда заявляется требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником.
Хорошо, что хоть это постановление апелляционного суда просуществовало недолго. 9 августа федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменяет его и направляет дело на новое рассмотрение. Аргументы противоположные - никакого виндикационного иска не надо, комитет правомерно обратился в суд за восстановлением права собственности. Вывод «суд апелляционной инстанции сделал ошибочный вывод о добросовестном приобретении «Инставом» спорного имущества и не исследовал обстоятельства, касающиеся применения сроков исковой давности».
Так что городской администрации все опять надо начинать с нуля. Если учесть, что на предыдущее рассмотрение ушло более двух лет, то понятно, на сколько лет затянется решение вопроса.
А пока суды, Джамал прекратил строительство здания по улице Суворова, 1. В железобетонной трехэтажной громадине-пристройке гуляет ветер. Она нависает над огородами, нависает над крутым склоном. Если знать, что нет проекта, не проведено никаких изысканий грунтов, то становится не по себе.
И дров наломал, и ничего не делает, и не отдает наш депутат от ЛДПР. Как раз тот случай, когда и сам не гам, и другому не дам. Не по-христиански все это. Да и не по-мусульмански тоже.
Тот самый случай, когда продиктованное благими побуждениями и чистыми помыслами, подкрепленное средствами и силами лучших людей города дело восстановления исторической справедливости, возвращения церкви и прихожанам их прав и имущества упирается в трудно объяснимое упрямство одного человека. И самым странным образом ему помогает в этом формализм нашей судебной машины.
Так вот я и думаю: зачем нам такой депутат?
P.S. Недавно по случаю открытия исламского культурного центра в столице Д. Гасанов отметил буквально следующее: «Побольше бы таких мероприятий, потому что они объединяют всех, живущих в Москве. Здесь есть и исламская библиотека, и хорошая коллекция исламского искусства, и залы для встреч. Думаю, что такие центры появятся и в других городах России».
Да наш ли это депутат от ЛДПР? Или он о другом?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет