Вы здесь

НОВАЯ ШКОЛА - ЭТО НЕ СТРАШНО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

НОВАЯ ШКОЛА - ЭТО НЕ СТРАШНО
Ольга ТЫШЛЯР

1 февраля было завершено общественное обсуждение законопроекта об образовании. Он вызвал достаточно разноплановые отклики. Многие родители будущих учеников собирали подписи против изменений в образовательной системе, говоря, что они приведут ее к краху. При этом, уже принятое и готовое к исполнению нововведение - федеральные государственные образовательные стандарты начального образования мало кто заметил. Между тем, это первая ласточка «Нашей новой школы» - так называется национальная образовательная инициатива, в соответствии с которой и проводятся масштабные проекты.
С 1 сентября нового учебного года школа начнет работать по новым федеральным государственным образовательным стандартам для начальных классов.
Что принципиально новое ожидает первоклашек в этом году? Прежде всего, внеурочная деятельность будет введена в структуру базисного учебного плана. То есть наряду с русским и математикой для первоклашек станут возможны для изучения по их выбору хореография, шахматы или дзюдо.
Учебный план для первых классов будет разбит на две части - обязательная и внеучебная по желанию и выбору ученика и его родителей. Более того, государство будет оплачивать учителям все занятия.
Самое страшное, что предрекают обыватели, это «платная» школа, то есть за все родители будут платить из своего кармана. Заместитель министра образования СК И. Кувалдина заверила нас, что все финансирование будет осуществляться государством:
- Учебная нагрузка для первого класса как была, так и останется двадцать часов в неделю. Дополнительно государство оплатит и предметы по выбору ученика. Новые условия требуют, чтобы школа готовила всесторонне развитого человека. Для этого одной из задач введения новых федеральных стандартов становится духовно-нравственное развитие обучающегося.
Цель, которую педагоги будут ставить перед собой - это выявить потребности и интересы ребенка и полностью учесть их в процессе обучения. Как это будет выглядеть на деле? В первой половине дня первоклассник занимается традиционными предметами, дальше - обед, прогулка и занятия по выбору. Предполагается, что ребенок сможет посещать одно-два занятия после обеда ежедневно.
- Стоит отметить, - замечает И. Кувалдина, - что это не нагрузка на здоровье ребенка, а погружение в интересное ему самому дело.
Для детей такие занятия в школе станут хорошей альтернативой платным секциям, на которые родители «таскают» любимых чад зачастую сразу после уроков без перерыва на обед и отдых. Для многих занятых людей пропадет проблема «некому водить», ведь все будет при школе, под надзором педагогов.
Кстати, при желании родители учеников могут заказать и дополнительные платные услуги. Например, курсы второго иностранного, которые будут преподавать в школе. Естественно, встает проблема: а кто же будет преподавать? Пусть учителя достаточно подготовлены, но разве смогут они профессионально научить рисованию или вести занятия по карате? Для этого наладят связь школ с учреждениями дополнительного образования. Педагоги системы дополнительного образования получат возможность организовать интересующие детей занятия прямо в школе за счет государства.
Так это выглядит в теории. Практически нереально, скажете вы, чтобы так оно было и на практике. Не получится ли «как всегда»? Оказывается, в течение 2008-2009 учебного года проводилась апробация новых стандартов в тридцати двух школах различных районов края, получен интересный опыт, разработаны методические рекомендации. Большинство этих школ являются опорными в настоящее время по распространению накопленного опыта, который был учтен при подготовке окончательного варианта проекта.
- Федеральное министерство оценило нашу модель внедрения ФГОС, - рассказывает И. Кувалдина. - То есть то, как были организованы внеучебные занятия, как налаживалось взаимодействие между учреждениями дополнительного образования и школами, как был распланирован день первоклассника. В итоге, в новых стандартах заложен опыт нашего края.
В течение 2010-2011 гг. активно включились в работу и дома детского творчества, которые станут основными поставщиками кадров для дополнительных занятий в школах.
Один из вопросов, который возникает в связи с нововведением: а захотят ли дети учиться больше стандартных четырех уроков, не будут ли родители против пребывания ребенка в школе во второй половине дня? В министерстве образования Ставропольского края обращают внимание на то, что занятия эти не являются обязательными, а предполагают сотрудничество по желанию ребенка. По словам специалистов, родители доверяют школе, а ученики первых классов еще достаточно активны и открыты для новых знаний, поэтому такие занятия должны стать достаточно востребованными. Это же показала и апробация стандарта в 2008-2009 гг.
Занимаясь любимым делом регулярно, и во время уроков и дополнительно, к концу обучения в школе ученик сможет получить необходимую подготовку по выбранному направлению и наиболее полно раскрыть свои способности.
Новыми в начальной школе станут и требования к условиям обучения ребенка. Обязательно оснащение класса компьютерной техникой, педагог должен уметь использовать Интернет и мультимедийное оборудование в своей работе. Представители Министерства образования заверяют, что оснащение общеобразовательных учреждений позволяет это сделать.
В прошлом году вставал вопрос о компетентности педагогов младшей школы, ведь подготовка учителей начальных классов не учитывала требований новых ФГОС. На данный момент все учителя, которые будут набирать первоклашек в этом году, прошли специальные курсы. В крае отработана и модель информационного взаимодействия на различных уровнях. Принципиально новыми будут и критерии оценки результатов обучения. Слухи о тестировании четвероклашек в качестве переводного экзамена не подтвердились. А вот урок теперь будут оценивать не по работе учителя, а по вовлеченности в процесс детей, по их активности и заинтересованности.
Одним словом, бояться перемен не стоит. Реформа образования, во всяком случае той его части, которая касается начальной школы, не предполагает перехода к платному обучению. Наоборот, государство берется финансировать развивающие занятия, за которые раньше платили родители.
- К сожалению, - говорит И. Кувалдина, - зачастую о проблемах образования рассуждают люди, далекие от него. Они трактуют все так, как они представляют, а это приводит к искажению реальных фактов. Поэтому, когда говорят, что все будет плохо с внедрением новых стандартов, мы, владея ситуацией, понимаем, что для наших детей появляются дополнительные перспективы и возможности.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет