Вы здесь

РОЗЫ НЕ ДАРЯТ, НО ШИПАМИ УЖЕ КОЛЮТСЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

РОЗЫ НЕ ДАРЯТ, НО ШИПАМИ УЖЕ КОЛЮТСЯ
Галина Сергушина

Говорят, если во Франции политики выходят на улицы и вручают прохожим розы, значит, скоро выборы. У нас до роз дело не доходит, но шипы уже ощущаются.
До очередных выборов в Думу края остался всего год. Они состоятся в марте 2012. И, как всегда, в последние предвыборные месяцы народные избранники активизируются.
Очевидно, что этот фактор тоже сыграл свою роль в проявившейся остроте дискуссий между представителями разных депутатских фракций на очередном заседании краевого парламента.
МИНИСТРА ХВАЛИЛИ, А РЕФОРМУ КРИТИКОВАЛИ
Главным вопросом в повестке дня был традиционный «правительственный час». На этот раз он был посвящен введению в крае федерального государственного образовательного стандарта. Докладывала министр образования Алла Золотухина. По регламенту доклады на «правительственном часе» не обсуждаются. Зато вопросов министру было задано около двух десятков.
Образовательный стандарт - это совокупность требований к программе, к условиям ее реализации и к результатам. Для школяров вводятся три ступени: 1-4 классы, 5-9 и 10-11. Реформирование начнется с начальных классов. Уже 1 сентября 2012 года ребятишки начнут учиться по-новому. В начальных классах дополнительно будет 10 часов в неделю внеурочной деятельности. Это бесплатные занятия в кружках и другие направления для дополнительного развития. Количество предметов и часов по учебным дисциплинам останется тем же, что и раньше. Среди обусловленных стандартом требований к выпускнику начальной школы - умение обосновать свою позицию и выражать свое мнение.
Реформы в 5-9 классах начнут осуществляться в 2015 году. Для этого уровня образования сохраняется базовый перечень предметов, а также принципы бесплатности и общедоступности. Выпускник девятилетки, по замыслу реформаторов, должен уметь применять полученные знания на практике и ориентироваться в мире профессий.
А вот в 10-11 классы реформа придет только в 2020 году. Здесь ставятся задачи профилизации и ориентации на высшую школу. Именно реформа, которая ждет десяти- и одиннадцатиклассников, вызывает наибольшие тревоги в обществе. Она предлагает ввести три уровня изучения предметов: интегрированный, базовый и профильный. Право выбора за самими школьниками. Интегрированный даст общие представления о предмете, профильный - углубленное изучение с ориентацией на высшее образование, а базовый - средний между ними.
Что касается реформы образования в 10-11 классах, здесь многое еще в стадии обсуждения и споров, в том числе и на федеральном уровне. А вот к приему первоклашек, которые 1 сентября начнут учиться по-новому, Ставрополье уже активно готовится. Более тысячи учителей, которые примут новичков, пройдут курсы повышения квалификации.
Будущее образования и волнует, и беспокоит депутатов. Сергей Рязанцев поинтересовался у министра, хватит ли 23 миллионов рублей, заложенных в бюджет на дополнительное образование учащихся начальных классов? По его подсчетам, выходит всего несколько десятков тысяч на школу в год. Евгений Письменный высказал сомнение в самой целесообразности реформы, заявив, что лучшей системы школьного образования, чем в СССР, в мире не было, зачем перемены?
Алла Золотухина уклонилась от критики в адрес минобразования России, и было бы странно, если бы она критиковала свое ведомство, но выразила надежду, что коренных ломок не будет.
Очень эмоционально по поводу трех уровней образования для 10-11 классов высказалась Людмила Редько, заявив, что Пушкин никогда не любил математику, и весь лицей это знал, однако никто не освобождал гения русской словесности от уроков математики. «Если не учить историю с 1 по 10 класс, как знать историю России?» - спрашивала она.
Второй вопрос, как одному учителю, к примеру, в сельской школе, преподавать предмет упрощенно на интегрированном уровне и углубленно на профильном? А если один-двое школьников выбрали для углубленного изучения географию, им что, приглашать учителя со стороны? А если никто не выбрал какой-то предмет, учителя увольнять?
Александр Сысоев поинтересовался, что будет с казачьим кадетским образованием, не лягут ли затраты на содержание детей в этих учебных заведениях на плечи родителей?
По словам министра, это будет профильная школа. Реформаторы считают, что более глубокое изучение профильных предметов позволит родителям сэкономить на репетиторах при поступлении в выбранный вуз. Однако сегодня репетиторами зачастую являются вузовские преподаватели. Смогут ли учителя всех школ соответствовать этому?
По словам А. Золотухиной, вводится новая аттестация учителей. Министр не скрыла, что, возможно, учительские кадры будут сокращаться, ведь и сегодня далеко не все девятиклассники идут в десятый класс, многие направляют стопы в ПТУ.
Проблема не только в подготовке учителей для реформаторских новаций. Сегодня в школах Ставрополья из 17 тысяч компьютеров только треть способна работать с цифровыми образовательными ресурсами.
- От лучшего советского образования мы переходим к тому, что государство может содержать, - с горечью констатировал Сергей Горло и предложил коллегам заявить об опасениях и сомнениях депутатов Думы края в связи с образовательной реформой на федеральном уровне. Кстати, было сказано, что, по подсчетам москвичей, реформа потребует увеличить финансирование школ чуть ли не в десять раз. Понятно, что в нашем крае таких финансовых возможностей нет.
«Антиреформаторский настрой» сгладил Андрей Разин, дав высокую оценку работе министра образования края. По его словам, у нас не допустили такого, как в Кировской области, где детей возят на занятия за 60 километров. Хотя, по правде сказать, и у нас из отдельных населенных пунктов возят, правда, не знаю, за сколько километров.
Подытожили обсуждение депутаты-ректоры ставропольских вузов. Владимир Трухачев сказал, что поезд реформы уже пошел, и нам остается очень бережно и грамотно выверить государственный образовательный стандарт в Ставропольском крае. А Людмила Редько пожелала министру А. Золотухиной, «чтобы мы не попали в пилотные проекты».
Продолжением образовательной темы стал вопрос о мерах социальной поддержки педагогических кадров, работающих в сельской местности. В соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2010 года эта поддержка возложена на плечи субъектов Федерации. Правительство края к новации готовилось и заложило в бюджет на эти цели более 263 миллионов рублей, почти на 70 миллионов больше, чем в 2010 году. Однако потребность по выплате компенсаций всем, кому они положены, закрывается этой суммой только на 87 процентов.
Информированные и обеспокоенные сельские педагоги писали письма своим депутатам с просьбами довести компенсации до 100 процентов. Эти компенсации включают льготы по оплате содержания жилья, отопления и освещения.
- Мы проиндексировали компенсации сельским педагогическим работникам на 6,5 процента, так же, как пособия ветеранам труда и зарплаты бюджетникам, - сказал председатель комитета по социальной политике Иван Ульянченко. - И надо иметь в виду, что компенсации с этого года будут получать не только сами педагоги, но и находящиеся на их иждивении нетрудоспособные члены семей, которые не пользуются другими льготами, и ветераны труда, чей педагогический стаж в сельской местности составляет не менее 10 последних лет перед выходом на пенсию.
Сегодня в крае педагогических работников, имеющих право на такую социальную поддержку, около 38 тысяч. Федеральный центр с 2005 года никакой финансовой поддержки на льготы для сельских педагогов не предоставляет. Ни дотаций, ни субсидий. Эта информация министра финансов края Владимира Шаповалова убедила депутатов положить конец дискуссии по данному вопросу, и законопроект был принят сразу в двух чтениях.
ДЕФИЦИТ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА УВЕЛИЧИЛСЯ
Как всегда, на заседаниях Думы более всего споров вызывают денежные вопросы. Министр финансов стоит на том, чтобы уберечь и без того дефицитный бюджет края от дальнейших «изьятий», а депутаты стараются закрыть проблемы, которые, по их мнению, остались без должного внимания правительства.
Правда, споров по налоговым льготам на имущество для аэропортов Ставрополя и Минеральных Вод между ветвями власти не возникло. За льготы проголосовали. Но Игорь Епринцев высказал при этом надежду, что, может быть, наши аэропорты, наконец, станут принимать и отправлять самолеты конкурирующих компаний, и таким образом снизятся цены на билеты.
А вот вопрос о финансовой поддержке санаторию «Ставрополье» в Сочи получил неоднозначную реакцию депутатов. Речь шла о замене лифтов в здравнице, которая является краевой собственностью. Дохода от этой собственности минимущества края, судя по всему, не имеет, санаторий, не ремонтируемый долгие годы, ветшает.
И сегодня, по словам Андрея Разина, смотреть на эту «кукурузу» (здравница по замыслу архитекторов похожа на кукурузный початок) стыдно, поэтому нужно спасать санаторий.
Особенно эмоциональный отклик ситуация с санаторием вызвала у Ивана Богачева. Здравница была долгие годы «собственностью тружеников сельского хозяйства края», в годы разгула дикого капитализма, чтобы удержать санаторий в руках ставропольцев, руководители сельхозпредприятий обратились в правительство с предложением взять его в безвозмездную собственность края и эксплуатировать. Защитники санатория просили коллег-депутатов решить вопрос о выделении 30 миллионов рублей на ремонт лифтового хозяйства, чтобы с началом курортного сезона здравница начала принимать отдыхающих.
Александр Шиянов согласился, что нужно принять меры для открытия санатория 1 апреля, но заметил, что «мы, как пожарники, подхватываем ситуацию». По его словам, из-за трехразовой смены министров имущественных отношений края прозевали перезаключение контракта с управленцами санатория.
Александр Сысоев предложил деньги на ремонт выделить, но взять ситуацию под депутатский контроль, «чтобы строители расценки не задрали». Игорь Епринцев внес предложение под те деньги, которые выделяются на оздоровление ветеранов, детей, заключить договор с некоммерческим партнерством, управляющим здравницей, на путевки для этих льготников, а деньги пусть санаторий пустит на ремонт.
Однако все инициативы депутатов не вызвали энтузиазма у министра финансов края. По его словам, за последние пять лет на этот санаторий использовано 80,5 миллиона рублей из бюджета края, но неясно, что сделано на эти деньги. «Нужен анализ, нужна проверка», - заявил министр. Он упирал на то, что бюджет Ставрополья и так на 20 процентов зависит от бюджета Федерации, и новые незапланированные ассигнования нужно согласовывать с минфином России.
«Если сегодня не примем решения, мы этот санаторий потеряем», - настаивал Михаил Кузьмин.
«Ситуация с имуществом края у нас катастрофическая», - подлил масла в огонь Борис Оболенец, заявив, что он не верит министру финансов. «Недоверие надо выражать не министру финансов, а краевому министерству имущественных отношений», - парировал Андрей Разин.
В конце концов сошлись на том, что терять баснословно дорогую землю в предолимпийском Сочи не резон, санаторий нужно привести в порядок к началу курортного сезона, а далее контролировать работу некоммерческого партнерства.
Короче, 30 миллионов рублей из краевой казны уйдут на помощь санаторию, несмотря на несогласие министра финансов. Его можно понять. На этом же заседании Думы были внесены изменения в бюджет 2011 года. Основные из них касались перераспределения финансовых средств, оставшихся с прошлого года и поступивших из федерального центра. С учетом предлагаемых изменений объем доходов краевого бюджета возрос более чем на пять с половиной миллиардов рублей и превысит 58 миллиардов. Но расходы краевой казны составят 65 миллиардов рублей. Два из них - это средства, которые пришли в край из федерального бюджета и предусмотрены на модернизацию краевой системы здравоохранения.
Однако в целом дефицит краевого бюджета, по словам министра финансов, возрос на 2 миллиарда и превысит 6 миллиардов рублей.
Уже будучи проинформированными об этом, депутаты обсуждали вопрос об индексации детских пособий на 6,5 процента. Депутаты от «Справедливой России» напомнили о своих заслугах в борьбе за социальные приоритеты. ЛДПР и «Правое дело» не упустили случая «метнуть стрелы» в «Единую Россию».
Но после ожесточенных споров, «шпилек» в адрес друг друга, переходящих порой порог корректности, согласились, что это пособие в 300 рублей и так является самым высоким в ЮФО И СКФО. И большинством голосов решили, что вопрос требует тщательного анализа.
- Я предлагаю вернуться к этому при формировании бюджета 2012 года. Доля социальных расходов в бюджете 2011 у нас одна из самых высоких в Российской Федерации, - напомнил коллегам-парламентариям председатель комитета по социальной политике Иван Ульянченко.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет